Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста, как одно из условий формирования положительного отношения к труду.
консультация

Елена Михайловна Мартыненко

Предварительный просмотр:

Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста, как одно из условий формирования  положительного отношения к труду.

(консультация для родителей)

Подготовила:

Старший воспитатель

Мартыненко Е.М.

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание – раздевание, аккуратное складывание своих вещей в шкафчик). У детей развиваются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. Значение самообслуживания состоит в жизненной необходимости. С самообслуживания начинается трудовое воспитание детей. Самообслуживание являются одним из важнейших направлений в воспитании детей дошкольников. Интерес, внимание ребёнка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребёнка определённой последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приёмам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребёнок привыкает к неряшливости, небрежности.

Все, что включает в себя самообслуживание и есть начало самостоятельности.

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни и оно воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам, » - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его. Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или, кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

Но оказываем  ли мы  взрослые действительную помощь детям, приносим  ли им пользу? Действия, которые взрослые члены семьи, выполняют за детей, причиняют большой вред, Мы лишаем ребенка самостоятельности, подрываем у него веру в свои силы, приучаем надеяться на других. Да и себе мы взрослые не облегчаем работы, если подсчитать, сколько времени мы тратим на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Можно поставить устойчивую подставку и вопрос решен.  Поэтому, пока ребенок растет, в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды.

Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них передняя часть (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).

Показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождают не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. 

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка, пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно, есть ложкой.

 Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста часто применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует    конкретно указать, что сделано

ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Всё выделенное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить ребенку, которому нет ещё трех лет, самостоятельно завязывать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это удалось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Труд должен причинять ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Ответ придёт постепенно.

Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но интересно и почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

В средней группе дети подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, делая это более осознанно. Взрослый  становится авторитетом. Дети в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Взрослый учит ребят оценивать свои успехи в самообслуживании и по собственному желанию исправлять недостатки.

Дети уже достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Повышаются требования к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, ко времени, затрачиваемому на это. Большое внимание уделяется исполнительности, умению доводить начатое дело до конца и выполнять его качественно, у ребёнка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам. В этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться сообща.

В старшем возрасте у детей закрепляются навыки самообслуживания. Закрепляются привычки к опрятности и чистоте, навыки поведения в окружении сверстников.

Необходимо:

Разъяснять детям, почему нужно посторониться и уступить место в раздевальной комнате тому, кто уже разделся; не задерживаться у крана во время умывания, чтобы все умылись вовремя

Напоминать детям о бережности к  одежде и обуви из  чувства благодарности к родителям, купившим вещи.

Поощрять самостоятельность детей подготовить своё рабочее место и убрать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (моют баночки, кисти, протирают столы и т.д.)

Напоминать детям о необходимости аккуратно складывать в раковину посуду после еды.

Показывать правильные приёмы, облегчающие выполнение в разнообразных действиях (застёгивать пуговицы на рубашке снизу, так как видно последнюю пуговицу и т.д.).

Поощряется помощь друг другу. Они способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь (Саша, тебе нужна помощь?).

Дети этого возраста замечают и устраняют непорядок в своём внешнем виде (Алёна, посмотри в зеркало, всё ли у тебя в порядке?). Дети могут помочь, подсказать о беспорядке во внешнем виде.

В подготовительной группе труд по самообслуживанию становится обязанностью детей. Здесь закрепляются навыки.  Которые доводятся до автоматизма. Дети без напоминания выполняют все действия связанные с самообслуживанием. Отмечать, как повешена одежда в шкаф, аккуратно ли сложил, позаботился ли, чтобы намокшие вещи были положены для просушки, привёл ли он себя в порядок.

Таким образом, и на этой возрастной ступени продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим помощь в этом виде деятельности.

Развивая навыки самообслуживания, мы стараемся воспитать в детях потребность трудиться.

Выводы: самообслуживание – как форма организации детского труда, имеет большое  значение, в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Поскольку навыки самообслуживания, у детей в раннем возрасте сформированы недостаточно, взрослые показывают, как может быть достигнута согласованность действий, договорённость.

Вывод:

-  с детьми нужно вести постоянную работу;

- целесообразно общаться и узнавать мнение ребёнка, помогать ему, обучать с помощью показа.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Развивая у детей навыки самообслуживания, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка. При этом взрослые должны набраться большого терпения и понимания.

                               Литература

1. «Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. Вопросы психологии» Л.С. Выготский.

2. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В. Петерина.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией,  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издание 2-е, исправленное и дополненное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей о развитии навыков самообслуживания....

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье описана работа воспитателя по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»...