Консультация для родителей «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста»
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонёк» г.Соль-Илецка

Консультация для родителей

«Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста»

 

Подготовила:

воспитатель Шевчук М.М.

Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста.

   Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. В работе с детьми дошкольного возраста следует уделять особое внимание дидактическим играм. Эти игры можно использовать на занятиях и  в самостоятельной деятельности детей. Они помогают усвоению,закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

  Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.В этусистему вошли дидактические игры с разными игрушками и  материалами(мячом,кубиком, шариками, цилиндрами и др.), расположенные строго последовательнопопринципу возрастающей сложности обучающих задач игровых действий.В первые семь лет своей жизни ребёнок проходит большой путьразвития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богачепосодержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.При обучении детей раннего возраста предпочтение отдаетсядидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку,подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками даетправо объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельностиназывают игровыми занятиями.

Игровыедействия ребёнка 3-4 летнего возраста основаны на действиях с игрушками. В этом возрасте для малыша характерна особая заинтересованность предметным миром.

Дети ввозрасте 4-5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное, слуховое восприятие, развиваетсяпроцесс запоминания. Детям 4-5 лет интересны игры, сочетающиедвижения с решением умственных задач. Для пятого года жизни ребёнкацелесообразно использовать чаще словесные игры, и не только с целью развитияречи, но и для решения умственных задач.

 В 5-6 лет ребёнок смотрит на мир широкораскрытыми глазами. Ему всё интересно, его всё  манит и привлекает. Он постигаетмир под девизом «Хочу всё знать!». Уровень развития мыслительных операцийребёнка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоковоспринимать и постигать имеющиеся сведения о мире, разбираться в них, устанавливать различные связи и взаимосвязи. Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность кусвоению новой информации. Чем больше ребенок проявляет интерес крассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия. Для развития 6-7 летнегоребенка характерным является наглядно – образное мышление.

  1. Основные функции дидактической игры.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах это: игры-занятия и дидактические игры.

  В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, сочетающихся с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель передает определенные знания, формирует представления, учит детей играть.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное)  и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Примером таких игр являются народные игры,  игра «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» и др. Дети любят хорошо знакомые игры и с удовольствием в них играют.

Если у ребят угасает интерес к игре (это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо придумать с детьми более сложные правила или расширить  вариативность игр.

  Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Воспитатель, как и все участники игры, получает карточку и выполняет задание, т.е. является равноправным участником игры.

Основные виды дидактических игр.

  В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом).

- настольно-печатные игры.

- словесные игры.

Игры с предметами.

  В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

  Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев» и др. Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

  Настольно-печатные игры.

  Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Такими играми являются: «Подбери картинке пару», «Подбери картинки по общему признаку», «Отгадай, какую картинку спрятали», составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

Словесные игры.

  Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

  С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его  учат. Примером таких игр служат игры: «Да-нет» (формирование умения выделять существенные признаки предметов, явлений), «Кто больше заметит небылиц?» (развитие у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения), «Назови одним слово» (развитие умения обобщать и классифицировать предметы по общим признакам), «Испорченный телефон» (развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраст а.

Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде обучающих игр, и реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой ...

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством внедрения дидактических игр в современные техн...

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"...

«Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста »

дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (...

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе...