Консультация для родителей Пальчиковые игры на музыкальных занятиях
консультация
Как играть в пальчиковые игры?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях
(Консультация для родителей)
Подготовил:
Музыкальный руководитель
Исламгалеева Г.М.
Как играть в пальчиковые игры?
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда нельзя принуждать детей. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течение дня 5 - 7 игр, один раз в неделю, добавляя новую игру. Это даст ребятам возможность хорошо освоить старые игры, но в тоже время не устать от них.
Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?
- во время утренней зарядки – предлагая детям упражнения на укрепление различных групп мышц, можно уделить немного времени и мышцам рук;
- перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы разогреть и размять руки;
- на физкультминутках – они позволяют расслабить мышцы руки, дать и отдохнуть.
Виды пальчиковых игр.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:
- Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
- Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
- Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой,
затем обеими руками.
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан,
шестигранный карандаш, массажный мячик.
- Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Два козленка (На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные). | Часы (Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки ). |
Пять утят Пять утят плывут вперёд, | Червячки Раз, два, три, четыре, пять, |
У жирафов У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. | Котята (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол). |
Паучок Паучок ходил по ветке, | Пчелки Домик маленький на ёлке, |
Перчатка Весёлая мышка | Поросята (Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков). |
Разминка (Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом). | Лодочка Две ладошки прижму И по морю поплыву. (Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.) Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.) |
Повстречались Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!", Два щенка: "Ав-ав!", Два жеребенка: Иго-го!", Два тигренка: "Ррр!" Два быка: "Муу!". Смотри, какие рога. На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. | Десять птичек – стайка |
Комар водим пальцем вокруг уха. водим пальцем вокруг носа. пальцем дотрагиваемся до лба. ладошкой до лба. зажимаем кулачок, подносим его к уху. подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку. | Шел один я по дорожке Шел один я по дорожке, (показывает один пальчик) (показывает два пальчика) (показывает три пальчика) (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову) (показывает четыре пальчика) (царапает ноготками поверхность того, что под рукой) (на каждый счет показывает соответствующее число пальчиков) (двумя пальчиками, указательным и средним, убегает по поверхности) |
Снежок ( Загибают пальчики.) («Лепят»,меняя положение ладоней.) ( Показывают круг,гладят ладони друг («Подбрасывают»,смотрят вверх) ( «Ловят»,приседают) (Встают, «роняют») ( топают) | Пальчики Поочередно пригибаем пальчики к ладошке: (распрямляем пальчики) (хлопаем в ладоши) |
Дом ( ладошки над головой) ( ладошки около щечек) ( ладошки перед лицом) ( одна ладошка перед лицом) ( сцепили ручки) | Комнатные растения |
Овощи У девчушки Зиночки | Фрукты Как у нашей Зины |
Фруктовая ладошка | Соберу грибы Я корзину в лес беру, |
Ягоды Ягоды – это крыжовник, | Хлеб Муку в тесто замесили, |
Спортсмены Чтоб болезней не бояться, | Новый дом Тук-тук-тук, тук-тук-тук! |
Мебель Мебель я начну считать: | Портняжки Привет, Николка! |
Обновки Танечка, бери иголку, | Стирка |
Посуда Девочка Иринка порядок наводила. | Помощник |
Насекомые | Зимние забавы Что зимой мы любим делать? |
Новогодние игрушки | Игрушки |
Круглый год | На заправке |
Транспорт | Животные жарких стран |
Животные Севера | Наша армия |
Наши мамы | Книги |
В гостях у сказки | Сказки Будем пальчики считать, |
Дикие животные | Домашние птицы |
Домашние животные | Веселая встреча |
Перелетные птицы | Подводный мир |
Какие бывают рыбы? | Ладошки Ладошки вверх, Выполнять движения в соответствии с текстом |
Лужок На лужок пришли зайчата, (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями) | Прогулка Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики) |
Счёт Один, два, три, четыре, пять - | Дом Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца. В этом домике пять этажей: На пятом сова, |
Толстяк Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? — спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: - Во! Показывают большой пальчик и шевелят им. | Братья Ивану-большому — дрова рубить. Ваське-указке — воду носить. Мишке-среднему — печку топить. Гришке-сиротке — кашу варить. А крошке Тимошке — песенки петь. Песни петь и плясать. Родных братьев потешать. Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. |
Сколько знаю я дождей? Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. Хлопают в ладошки Дождик с ветром, Дуют на ладошки перед собой Дождь грибной, Изображают ладошками «гриб», одна ладонь горизонтально, а другая вертикально Дождик с радугой-дугой, Проводят рукой дугу перед собой Дождик с солнцем, Пальчики перед собой растопырены в разные стороны Дождик с градом, По коленочкам пальчиками стучат Дождик с рыжим листопадом. «Фонарики» сверху вниз | Листочки 1, 2, 3, 4, 5, Отгибают пальчики Будем листья собирать. Кулачки сжимают и разжимают. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, листья осины. Листики дуба мы соберем, Загибают пальчики Маме осенний букет принесем. «Фонарики». |
Палец толстый и большой В сад за сливами пошел, Указательный с порога Показал ему дорогу. Средний палец-самый меткий Он сбивает сливы с ветки. Безымянный подает, А мизинчик-господинчик В землю косточки кладет. Загибают пальчики поочереди. | Фрукты Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос. Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик-ананас, Фрукт для вас и для нас. Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. |
Кулачок! Этот пальчик - маленький, Этот пальчик - слабенький, Этот пальчик - длинненький, Этот пальчик - сильненький, Этот пальчик - толстячок, Ну а вместе кулачок! Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. | Мальчик – пальчик, где ты был? Мальчик – пальчик, где ты был? Долго по лесу бродил. Встретил я медведя, волка, Зайку, ёжика в иголках, Встретил белочку, лисичку, Встретил лося и синичку, Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил. Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. Хлопают в ладошки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»
МАСТЕР - КЛАСС «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»...

Консультация для воспитателей "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии дошкольников"
Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением Синтез движения, речи, музыки привлекают и радуют ребенка и помогают проводить занятия наиболее эффективно. Можно пропевать...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры с детьми дома. Возраст 5-7 лет". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель
Консультация для родителей "Пальчиковые игры с детьми дома. Возраст 5-7 лет". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду
Cуществует тесная между речевой функцией и общей двигательной системой человека. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, тонкой моторики рук ...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях как элемент коммуникативной культуры.
Аннотация: В данной статье описывается важность роли пальчиковых игр, способствующих становлению и развитию мелкой моторики, выразительности и эмоциональности речи, артикуляционных, голосовых и мимиче...

Консультация для воспитателей "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка....
