Доклад " КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕМЬИ МОНГУШ КЕЛДЕГЕЙ ОГЛУ БОРА-ХОО И САТ ШИИЖЕК КЫЗЫ"
проект
Введение
В рамках нашего исследования мы рассмотрим культурное наследие и творчество Монгуша Бораховича Кенин-Лопсан - великого тувинского поэта, прозаика, переводчика, этнолога, этнографа, наставника, доктора исторических наук, Народного писателя Республики Тыва, Заслуженного работника культуры Тувинской АССР, заслуженного работника культуры РСФСР, заслуженного деятеля науки Республики Тыва, действительного члена Нью-Йоркской Академии наук, исследователя и пропагандиста традиционной культуры Тувы, президента республиканского общества шаманов «Дунгур», обладателя международного звания «Живое сокровище шаманизма».
Актуальность данной темы вижу в том, что через семью и творчество известных личностей вживую постигается история и современность. И мы должны гордиться своими известными земляками, проявлять чувство уважения к старшим.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
СЕМЬИ МОНГУШ КЕЛДЕГЕЙ ОГЛУ БОРА-ХОО И САТ ШИИЖЕК КЫЗЫ
Введение
В рамках нашего исследования мы рассмотрим культурное наследие и творчество Монгуша Бораховича Кенин-Лопсан - великого тувинского поэта, прозаика, переводчика, этнолога, этнографа, наставника, доктора исторических наук, Народного писателя Республики Тыва, Заслуженного работника культуры Тувинской АССР, заслуженного работника культуры РСФСР, заслуженного деятеля науки Республики Тыва, действительного члена Нью-Йоркской Академии наук, исследователя и пропагандиста традиционной культуры Тувы, президента республиканского общества шаманов «Дунгур», обладателя международного звания «Живое сокровище шаманизма».
Актуальность данной темы вижу в том, что через семью и творчество известных личностей вживую постигается история и современность. И мы должны гордиться своими известными земляками, проявлять чувство уважения к старшим.
Проблема исследования: Выявление интересных неизвестных фактов истории семьи Кенин-Лопсана и построение хронологии жизни и творчества писателя в соответствии с возрастной периодизацией тувинцев.
Гипотеза: предполагаю, что положительный пример жизни и творчества символа ХХ века будет способствовать глубокому осознанию важности значения Кенин-Лопсана, ставшего гордостью семьи, рода, а также символом тувинского этноса, эпохи, цивилизации.
Цель – изучить историю семьи Кенин-Лопсан.
Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить историю семьи Монгуш Келдегей оглу Бора-Хоо и Сат Шиижек кызы Сендинмаа через литературные источники и источники сети интернет;
2) проанализировать и систематизировать собранные исторические материалы.
Во время работы над темой я использовал следующие методы:
- поиск и изучение документального и архивного материала;
- изучение литературы и источников сети интернет;
- анализ и систематизация собранного материала.
Научная новизна работы в том, чтобы в рамках исследования были систематизированы материалы о семье и материалы о творчестве Кенин-Лопсана в соответствии с возрастной периодизацией.
Практическая значимость данного исследования в том, что если я соберу информацию о семье родителей уважаемого Кенин-Лопсана, то смогу рассказать о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «тоогу билбес донгур кок бугалар» - людьми, не помнящими родства».
Сведения о семье родителей Монгуш Кенин-Лопсана
О поющей реке – Хондергее (Ыраажы-Хем). Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва является одним из центральных кожуунов, оказывающих влияние на социально-культурное развитие нашей республики. Село Хондергей - Ыраажы-Хем уникально тем, что много замечательных людей является его уроженцами: Народный артист СССР Владимир Оскал-оол, братья-писатели Монгуш, Василий и Очур-оол Кенин-Лопсаны, Шулуу Опал Агбаан-Шыыраповна, Заслуженный работник культуры Республики Тыва и ее дочь Заслуженная артистка Тувинской АССР, Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РФ Куулар Надежда Агбаан-Шыыраповна, Сат Манчакай, знаменитый мастер горлового пения, выступавший перед Сталиным, тувинский доброволец-фронтовик, пулеметчик Сат Бурзекей. Родом из Хондергея многие военные герои, первые ученые, народные учителя, известные борцы, спортсмены, талантливые артисты, писатели, поэты.
О роде и семье Монгуш Келдегей оглу Бора-Хоо и Сат Шиижек кызы Сендинмаа.
Что такое семья? По словарю С.И.Ожегова «Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».
Счастье каждого человека заключается в семье. История жизни семьи – это как учебник жизни: семейные ценности и традиции, профессии, увлечения.
История семьи Монгуш неотделима от истории Тувы, но от творчества народного писателя и музейного работника Монгуш Кенин-Лопсана. В роду Монгуш были знаменитые шаманы и народные мастера. Среди многочисленной родни были пастухи и скотники, кузнецы и плотники, сказители и шаманы. Племянник писателя Билчир-оол Монгуш говорит о том, что «в роду у нас много писателей. Род у нас издавна сказительский».
Дочь Досумаа о своих родителях: «Мои родители были работящими. Семья была второй по зажиточности в Хондергее. Занимались земледелием, содержали куриц, делились лишним с нуждающимися земляками. Никогда не сидели, сложа руки, не воровали и не голодали. Привлекали к различным работам 60-70 земляков и их поддерживали, чем могли».
Отец Кенин-Лопсана принимал активное участие в жизни новой Тувы после народной революции: был председателем арбана, членом руководства сумона, организатором первых очагов колхоза и активистом стройки школы. Исполнительница народных песен, сказительница и мастерица мать Сендинмаа знала много легенд о народных богатырях, вводила своих детей в мир пословиц, поговорок, частушек и самых веселых сказок.
В настоящее время из 16 детей исследуемой семьи живут среди нас Куулар Тас-Уруг (96 лет) и Кара-Сал Досумаа (87 год).
Информацию о 3 братьях и 7 сестер дала Кара-Сал Досумаа, живущая в г. Чадане вместе с дочерью. Об остальных она сказала, что «они ушли в иной мир давно в младенческом возрасте». Помнит о том, что «брат Кенин-Лопсан приезжая к родителям, привозил книги и каждому давал по книжке. А мы любили читать книги. Наша мама любила нам рассказывать сказки. Папа охотником был».
Информация о детях семьи Монгуш:
1. дочь, Монгуш Медикей, жена Чыртаан. Он работал трактористом, любил играть на народном инструменте бызаанчы. У них один сын.
2. сын, Монгуш Кенин-Лопсан, жена Лариса Петровна. Двое детей: дочки Марина и Анна.
«Заслуженный работник Республики Тыва», журналист по профессии и по призванию Лариса Петровна Четверикова-Кенин-Лопсан помогала мужу во всем, очень уважала родителей мужа. Она как, журналист, побывала во многих районах Тувы: Эрзине, Тес-Хеме, Овюре, Сут-Холе и писала художественные очерки. Обе дочери получили высшее образование в Ленинграде.
Талантливый журналист Марина Кенин-Лопсан, ее материалы очень высоко оценивают, она переводила детские сказки отца, вместе с заведующей отделом национальной библиотеки имени Пушкина Ириной Подик издавали журнал «События». Другая дочь – товаровед, Анна Кенин-Лопсан.
3. дочь, Куулар Тас-Уруг, муж Комбукай Балчыр-оолович много лет работал председателем совхоза, директором школы в райкоме партии работал. Работала всю жизнь в детском садике с. Чыраа-Бажы. У них - пятеро детей.
4. дочь, Куулар Сендээ, муж - Читиипей, чабанами были. У них было четверо мальчиков.
5. дочь, Сат Саанай, муж Содунам. Рабочие. У них было четыре сына и одна дочь.
6. сын, Василий, Отличник печати, Заслуженный работник Республики Тыва, Народный писатель Тувы, член Союза писателей России, Союза писателей и Союза журналистов Тувы писатель-сатирик, переводчик, редактор. Жена родом из Хондергея Галина Шырбановна. У них двое детей: дочь и сын. Сын Мерген, доктор экономических наук, банкир, жена у него русская, доктор наук. Она преподает в МГУ. Дочь Марина, доктор исторических наук, муж у нее гинеколог, доктор медицинских наук.
7. сын, Очур-оол. Закончил университет, поэт, сочинял стихи, умер молодым.
8. дочь, Кара-Сал Чылбакай, муж Доржу, писатель. У них один сын, Кара-сал Байскылан Доржуевич служил в войсках авиации, почетный строитель.
9. дочь, Кара-Сал Досумаа, муж Ким-оол Сандык-Сурунович работал электриком связи, Досумаа жизнь в библиотеке работала. Дети: семь парней и одна дочь. У сыновей «золотые руки», они работают сварщиками, кузнецами. Дочь Оксана - Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник Дзун-Хемчикского района, ветеран труда
10. дочь, Монгуш Анай, муж Балыкай, чабаны. У них десять детей.
Приведем воспоминания племянницы Оксаны о дяде Кенин-Лопсане «С детства помню, как приходил к нам в гости дядя Кенин-Лопсан во время многочисленных командировок. …Что помню? Помню о том, что дядя всегда приезжал с огромным мешком подарков.
Всегда привозил номера журналов «Пионер», подшивки газет «Пионерская правда», «Шын», «Тувинская правда», номера журнала «Вокруг света». Родители газеты не выписывали, ждали посылку из Кызыла, так как, в то время не хватало денег на подписку нашей многодетной семье. Семья многодетная:7 парней и 1 девочка, денег всегда не хватало. Дядя всегда покупал нам учебники, ручками, тетради, школьные формы. Дядя нам дарил марки, старинные купюры, деньги Тувинской народной республики. Мы под руководством дяди собирали марки в альбомы. Жалко, что наш отец в сложные трудные голодные 90-ые годы, продал приезжим русским коллекционерам около 500 штук марок и пачку старинных денег».
С помощью документов, видеоматериалов, родных писателя М.Б.Кенин-Лопсана, мы, насколько это, возможно, восстановили сведения о семье и близких писателя. Для этого собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.
М.Б. Кенин-Лопсан двуязычный писатель - в совершенстве владеет и русским, и тувинским языками. Его талант многогранен. Он поистине поэт-романтик, сказочник-романист и ученый мифолог. Неподдельное уважение вызывает богатый, точный и образный язык М. Б. Кенин-Лопсана — как тувинский, так и русский. Прекрасное владение речью оставляет неизгладимое впечатление у слушателя. Когда на собраниях он начинал говорить, то в зависимости от темы выступления своими речами мог кого и что угодно низвергнуть в пропасть, а мог — вознести до небес. Неудивительно, что он был непревзойденным лектором и экскурсоводом
В этом периоде творчества М. Кенин-Лопсана большое место занимают переводы. В них точно переданы смысл и дух подлинников. В среднем возрасте перевел на тувинский язык известные поэтические произведения русских и зарубежных писателей, поэтов.
В зрелом возрасте научную деятельность старший научный сотрудник Национального краеведческого музея сочетает с литературным творчеством. Монгуш Борахович первым среди тувинских литераторов освоил жанр исторической эпопеи, его повестями и романами увлекается уже не одно поколение читателей. Писателем обнаружен и сдан в музей буддийское собрание текстов «Ганджур» в 108 томах и «Данджур» в 225 томах пекинского издания на санскрите. На основе большого жизненного опыта и ясного ума писателя история быта, нравов, обычаев тувинцев, их психология и душа выразились в творчестве Кенин-Лопсана. Как поэт, публицист и прозаик, он составил своеобразную художественную летопись тувинского народа.
Кенин-Лопсан – ученый, это фольклорист, этнограф, шамановед, мифолог, этнопедагог, искусствовед, краевед. С ним сотрудничали более тысячи информаторов.
Книги по традиционны обычаям, этике и культуре стали неординарным событием в педагогической жизни и вошли в перечень учебной литературы для тувинских школ
Его научный, литературный и общественный вклад давно признан на международном уровне. Он всемирно известный хранитель духовных ценностей тувинского народа, его творческая деятельность глубока и многогранна. Человек большого таланта, энциклопедической образованности, особого духовного дара, он давно стал живой достопримечательностью Тувы, достоянием мирового шамановедения.
М.Б. Кенин-Лопсан написал около пятидесяти книг: сборники стихов, баллады, рассказы, романы и переводы с русского языка на тувинский. Его творчество изучают, о нем фильмы снимают, по его книгам учатся, с ним советуются. Он является классиком тувинской литературы.
Выводы: Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе.
Семья Монгуш Келдегей оглу Бора-Хоо и Сат Шиижек кызы Сендинмаа, внесла огромный вклад в научную, социальную и культурную жизнь Тувы, подарив целую плеаду талантов, в том числе трех известных творческих личностей: Кенин-Лопсана, Василия и Очур-оола. Под влиянием своих родных и родственников все три сына получили высшее образование, продолжили творческие традиции в ногу со временем и прославили свою семью, свой род и свой народ.
Заключение
Цель исследования по теме достигнута.
Гипотеза о том, что положительный пример жизни и творчества символа ХХ века способствует глубокому осознанию важности значения Монгуша Кенин-Лопсана, ставшего гордостью семьи, рода, а также символом тувинского этноса, эпохи, цивилизации подтверждена.
Когда я решила писать эту исследовательскую работу, то ни минуты не сомневалась, что работа будет интересна. Я думаю, что человек не знающий истории своей страны, не знающий своих предков — это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.
Я горжусь, что у меня такие знаменитые земляки! Надеюсь, что и у нашего поколения будут такие же знаменитые и известные люди!
.
Список использованной литературы
- СБОРНИК НПК «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КОЧЕВНИКОВ». Сборник материалов научно-практической конференции (с. Хандагайты, декабрь 2020 г.) /МБОУ Хандагайтинская СОШ; составители Л.К. Монгуш, Ч.К. Сат, А.В. Монгуш. – Кызыл: Типография ИРНШ, 2020. – 126 с. ЦА №27 (29 июня — 5 июля 2001),
- ЦА №1-2(16 января-27 января 2015),
- Монгуш Кенин-Лопсан: Я действительно человек ХХ века
- Итс Р.Ф . Монгуш Кенин-Лопсан
- Олард Диксон. Кенин-Лопсан: Человек.Шаман.Легенда.
- tuvapravda.ru Юрий СУЧКОВ. ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА!
- tuvapravda.ru К. ЧУГУНОВ. ВСТРЕЧИ С КЕНИН-ЛОПСАНОМ.
- http://tuvacheleesh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=633
- http://koodesnik.su/index.php/magiya-v-zhizni-4/214-shaman-legenda
- http://tuvacheleesh.ru/index.php?id=318&option=com_content&view=article
- http://www.philology.nsc.ru/journals/spj/pdf/2013_4/2013_4_Dampilova.pdf
- http://www.litrossia.ru/archive/item/8007-mongush-kenin-lopsan-buben-mnoj-ne-zabyt
- http://www.foxdesign.ru/fox/fox_lit16.html
- http://русскийязыквтуве.рф/2015/04/90-let-ispolnilos-mongushu-kenin-lopsan/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Печатная разработка "Ирбиш оглу"
Рассказ чабана про детеныша редкого животного ирбиш. Хунчугеш» уруглар садынын кижизидикчи башкызы Дастан Чимис Доржуевнанын дыннап бижээн ужуралы «Ирбиш оглу»...
Портфолио воспитателя Монгуш Ч.Д.
Портфолио...

Конспект: “Татарстанның “Кызыл китабы”. Кызыл китапка кергән “Кыңгырау чәчәк” ( оригами).
Максат: Кызыл китап турында беренчел мәгъүмат бирү. Кызыл китапка кертелгән хайван, кош һәм үсемлекләрне кызгану, алар өчен борчылу хисләре уяту. Тыюлыкларның әһәмиятен аңлату. Табиг...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Мастер-класс педагога дополнительного образования Монгуш А.А. "Елочки из шишек"
Мастер-класс педагога дополнительного образования Монгуш А.А. "Елочки из шишек"...

презентации"Заповедной тропой Хвалынского парка", Стендовый доклад "Культурное наследие"
Данные презентации знакомят детей дошкольного возраста с культурным наследием и природными заповедниками Саратовского края....
Доклад «Культурно- досуговая деятельность, как средство взаимодействия с родителями»
Изменения в политической, экономической и социальной сферах, неуклонный рост научного знания, стремительное расширение объёма информации – таковы реалии нашего времени. И время заставляет осущес...
