«Особенности развития» или Синдром дефицита внимания и гиперактивности? Часть 2. «Активность и гиперактивность. В чем разница?»
консультация

Болдовская Татьяна Николаевна

       Здоровый малыш дошкольного возраста – это активный ребенок. Он любит бегать, прыгать, играть в подвижные игры, петь и танцевать, задает множество вопросов обо всем на свете, разбрасывает игрушки и так далее. Как отличить высокий уровень активности от гиперактивности и перевозбудимости?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg_chast_2_aktivnost_i_giperaktivnost._v_chem_raznitsa.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности развития» или Синдром дефицита внимания и гиперактивности? Часть 2. «Активность и гиперактивность. В чем разница?»

Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района СПб   Болдовская Т.Н.

      В этой части мы попытаемся ответить на вопрос: в чем разница между активностью и гиперреактивностью ребенка?

       Здоровый малыш дошкольного возраста – это активный ребенок. Он любит бегать, прыгать, играть в подвижные игры, петь и танцевать, задает множество вопросов обо всем на свете, разбрасывает игрушки и так далее. Как отличить высокий уровень активности от гиперактивности и перевозбудимости? Активный ребенок ведет себя так не всегда и не везде. Если малыш заинтересовался чем-то (например, книгой или игрой), он может спокойно заниматься своими делами. В присутствии малознакомых людей или в новой обстановке ребенок обычно не такой непоседливый, как дома. Чрезмерная активность может быть также следствием стресса, переутомления или скуки, а также желанием привлечь к себе внимание, поэтому, когда раздражитель исчезает, уровень активности вскоре нормализуется.

      Гиперактивный ребенок, напротив, ведет себя одинаково активно в любых ситуациях: дома, в детском саду, в гостях, и даже на приеме у врача. Причем навязчивая подвижность не имеет под собой какой-либо цели. На гиперактивного ребенка не действуют уговоры, просьбы, наказания и другие воспитательные меры, так как гиперактивный малыш просто не может контролировать свое поведение.

      Гиперактивность часто рассматривается исключительно как характеристика поведения ребенка, однако нужно понимать, что внешние проявления являются следствием перевозбуждения нервной системы малыша. Мы уже говорили, что диагноз СДВГ может поставить только врач. Но все же мы попытаемся перечислить признаки, которые укажут нам на присутствие этой проблемы: ребенок постоянно находится в движении; он  не сидит на месте, во время выполнения задания может беспричинно встать и заняться другим делом. Для гиперактивных малышей характерны суетливость, ёрзанье на стуле, навязчивые движения кистями рук и стопами; их двигательная активность не имеет под собой цели. Тихие и спокойные игры гиперактивных детей не привлекают, они почти никогда не отдыхают, испытывают трудности со сном, они много говорят и перебивают других людей, постоянно задают вопросы обо всем и ни о чем, не дожидаясь ответов на них.  Ребенок не дослушивает до конца, забегает вперед; ожидание дается ему очень нелегко. Малыш тяжело усваивает правила общения, вмешивается в разговоры, игры, мешает другим детям и взрослым. С первых лет жизни у гиперактивного ребенка часто можно заметить такие проявления, как повышенный тонус мышц, спазмы при приеме пищи, нервные тики, проблемы со сном, высокая чувствительность к звукам, свету, жаре и другим внешним раздражителям, завышенный болевой порог (нечувствительность к боли), неуклюжесть.

     Проявления гиперактивности, импульсивности и невнимательности становятся наиболее заметными при поступлении в детский сад. В школьные годы, проблемы только увеличиваются, но к концу подросткового возраста они обычно сходят на нет.

    Когда ребенок оказывается в детском саду и вынужден выполнять новые для него требования, его нервная система с трудом справляется с увеличенными физическими и психологическими нагрузками. Особенно это касается гиперактивных детей.    

     При обнаружении нескольких указанных выше признаков поведения ребенка важно придерживаться следующих принципов:

  1. Создайте дома спокойную обстановку;
  2. Не наказывайте и не ругайте ребенка за «плохое» поведение;
  3. Соблюдайте режим дня;
  4. Питание должно быть сбалансированным;
  5. Предоставьте малышу возможность выплескивать накопившуюся энергию (занятия спортом, активные игры на прогулке);
  6. Ограничивайте ребенка в просмотре телевизора и использовании гаджетов;
  7. Проводите больше времени на свежем воздухе;
  8. Избегайте шумных мест и больших скоплений людей;
  9. Вводите в обиход спокойные игры и занятия творчеством;
  10. Давайте ребенку конкретные просьбы и поручения;
  11. Прививайте малышу навыки самоорганизации. Для этого можно использовать различные наглядные материалы, или памятки (например, схематичные изображения действий, которые ребенок должен выполнить перед сном: почистить зубы, умыться, надеть пижаму, лечь в кровать).

     Гиперактивные дети часто сталкиваются с негативным отношением со стороны людей, которые не разбираются в особенностях функционирования нервной системы и детской психологии. Именно поэтому таким детям нужна особая поддержка и принятие близких людей.

Игры с гиперактивными детьми.

"Все наоборот"

Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать все наоборот. Попробуйте "легализовать" их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул - следует присесть, если вытянул вперед ногу - нужно отвести ее назад и т.п.

“Кричалки—шепталки—молчалки”

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка”— синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультацияКак определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и т...

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...

Синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и другие «дефициты» . Как помочь детям?

Что такое «СДВ» и «СГДВ» ?Что отличает детей с СДВГ?Темпераментные малыши.Проблемы,  с которыми сталкиваются родители....

Консультация для родителей . Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Советы родителям     гиперактивного ребенкаКак определить имеет ли  ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?Давайте разграничим эти понятия....

«Особенности развития» или Синдром дефицита внимания и гиперакитвности?» Часть 1 «Дефицит внимания»

Каждый невнимательный и неусидчивый ребенок попадает в группу риска по развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Симптомы проявляются в большей или меньшей степени сугубо индивидуал...

«Особенности развития» или Синдром дефицита внимания и гиперактивности? Часть 3: Импульсивное поведение

У маленьких детей импульсивное поведение практически всегда проявляется вместе с гиперактивностью. Однако симптомы импульсивности обычно остаются проблемой на протяжении всей жизни человека....