Консультация "Художественная литература как средство развития речи дошкольников"
консультация
Недостаточное развитие речевых средств, обуславливает,в свою очередь снижения уровня познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 7.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Тема: «Художественная литература как средство развития речи дошкольников».
Современные дошкольники с легкость могут пользоваться сложной современной техникой, а проявлять же свое речевое творчество – нет. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать даже в нескольких фразах. Легче найти в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, по телефону. Недостаточное развитие речевых средств, обуславливает, в свою очередь, снижения уровня познавательной деятельности и эмоциональноволевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программой, и, прежде всего, чтением и письмом. Развитие речи – приоритетное направление во всем учебновоспитательном процессе дошкольного детства. Особое место в речевом развитии дошкольников занимает художественная литература. Именно художественная литература наилучшим образом открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Ценность художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Вместе с тем, ребенок приобретает ценность – овладение народным наследием, культурой устного творчества, активизирует речевые умения. Его речь будет развиваться от непроизвольной (младший возраст), к интонационной речевой (средняя группа) и языковой выразительности речи (старший дошкольный возраст).
Существует несколько методов ознакомления дошкольников с художественной литературой, а именно:
1. Чтение по книге или наизусть. Педагог, читая произведение, передает все оттенки мыслей автора произведения.
2. Рассказывание. Это более свободная передача текста, так как рассказывая, педагог может заменять слова, передавая свое отношение к произведению. Такая подача текста более эмоциональная, поэтому больше привлекает внимание детей.
3. Театрализация, инсценировка. Данный метод подходит для вторичного ознакомления с произведением. 4. Заучивание наизусть. Немаловажно подготовить детей к восприятию литературного текста, активизируя их личный опыт, рассматривая картины, иллюстрации. Как говорил К.Д. Ушинский, необходимо «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». Рассказывание и пересказывание художественных произведений также помогает формировать связную речь. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, следовательно, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Важным в развитии речи детей является приобщение воспитанников к составлению «книжек-малышек»: их оформлению и содержанию. Именно эта работа дает возможность обобщить знания детей, а вместе с тем проявить каждому свою индивидуальность как творческую, так и речевую. Подводя итоги, можно сказать, что художественная литература — это важное средство развития связной речи у детей. Педагог должен владеть навыками выразительного чтения, уметь раскрыть содержание, пользоваться интонацией при прочтении или пересказе текста, знать методы ознакомления дошкольников с художественной литературой, а именно: чтение, рассказывание, театрализация, заучивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!
Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...

Художественная литература как средство развития речи дошкольников
Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие...
Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"
Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников....
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»
План работы по самообразованию воспитателя детского дома дошкольной группы по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников". В плане представлены фо...

«Инновационные технологии ознакомления с художественной литературой как средства развития речи дошкольников»
Данный материал познакомит с инновационными технологиями ознакомления с художественной литературой как средством развития речи детей дошкольного возраста.Инновационные технологии – это система м...

Консультация для воспитателей "Художественная литература как средство развития речи дошкольников"
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников....
