Консультация для воспитателей "Художественная литература как средство развития речи дошкольников"
консультация по развитию речи

Эфендиева Роза Шахабудиновна

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kdv_hudozhestvennaya_literatura.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Художественная литература как средство развития речи дошкольников»

Подготовила и провела

Эфендиева Р.Ш.

2024

        Формирование речи дошкольников, посредством использования художественной литературы.

        Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

        Причина недоразвития речи - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности в дошкольном возрасте посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

        Как отмечалось ранее, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, . чем за прочтением книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.

        Эффективными формами работы в этом направлении по приобщению детей к худ литературы можно назвать :

1. Формирование центра чтения

2. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей

3. Создание «Книжной больницы», прививает детям теплое отношение к книге

4. Выставки детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений

5. Книги – самоделки

        Все эти формы можно использовать по приобщению детей к художественной литературе, но их реализация не была бы возможна без использования различных методов и средств по приобщению детей к ней:

1. Словесные (чтение произведений, вопросы по содержанию, пересказ, беседа, прослушивание записи)

2. Практические (элементы инсценировки, драматизации, театрализованные игры, использование различных видов театра, игровая деятельность)

3. Наглядный (показ иллюстраций к произведениям, картинок, игрушек, движение пальцами, руками.

4. Просмотр мультфильмов, оформление выставок)

        Так же в процессе изучения художественной литературы рекомендуется использовать самые разнообразные приемы:

1. дидактическая игра

2. речевой образец

3. повторение

4. объяснение

5. указание

6. оценка детской речи

7. словестное упражнение

8. вопрос

        Развитие речи детей посредством художественной литературы вести по нескольким направлениям.

        Работа с детьми, с коллегами и родителями:

Работа с детьми:

        В первую очередь- это чтение литературных произведений. -Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр мультфильмов. -Организация выставки по произведениям писателей. -По этим темам изготовить рисунки, раскрасить героев различных сказок.

        Знакомя детей со сказками затрагиваются различные стороны речи. Обогащается словарь. Во время пересказа дети учатся пользоваться простыми и сложными предложениями. Делают свою речь красочной. Во время принятия роли, изображая сказочного героя, учатся менять интонацию, темп речи.

        Работа по развитию речи детей при чтении художественных произведений детям может даваться и с помощью тактильного восприятия. А как известно, развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики. Так, после ознакомления с литературным героям детям можно предложить материал на ощупь. Например ежик колючий, лисичка –мягкая, пушистая и т.д.

        Так же использовать и тактильные дорожки, где после прочтения сказки предлагается превратить свои пальчики в зайку, лисичку и т.д. и пройти со словами по дорожке. Так же приучать детей сочинять сказки, придумывать новых сказочных героев. Все это способствует активизации речевой деятельности.

        Пересказывая сказку дети также могут изобразить героев. Например, показать хитрую лису, злого волка, трусливого зайца…

        Так же по прочитанным произведениям можно пополнить театральный уголок. Например, уже во второй младшей группе по прочитанным сказкам создать театральные атрибуты. (пальчиковый театр, театр на коробках, маски) В старших группах уже новый театр в коробке, где детям предложить сделать сказочных героев, самостоятельно сочинить сказку, опираясь на материал.

        Так же организовывать драматизацию сказок по произведениям. Таким образом обогатить словарный запас, поставить грамматический строй речи, дети учатся составлять сложные предложения. Эмоционально обогащать речь.

        Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!

Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"

Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников....

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»

План работы по самообразованию воспитателя детского дома дошкольной группы по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников". В плане представлены фо...

Консультация «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей дошкольного возраста»

   Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на разв...

«Инновационные технологии ознакомления с художественной литературой как средства развития речи дошкольников»

Данный материал познакомит с инновационными технологиями ознакомления с художественной литературой как средством развития речи детей дошкольного возраста.Инновационные технологии – это система м...