Консультация «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
консультация (младшая группа)
Консультация
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детишками можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые.
1.Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить ..»
Ваши ответы показали, что дети начали говорить в возрасте до 1года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начали говорить в период с 1 до 2 лет тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.
Этап самого бурного, быстрого освоения детьми речи продолжается в период от 1года до 4 лет. Именно в этот период идет самое интенсивное развитие речи ребенка. Главное не упустить этот момент.
Многие родители имеют ошибочное мнение, что не только не способствует речевому развитию детей, а наоборот, существенно тормозит его.
Мнение 1 и ошибка 1. Пока ребенок не говорит - развивать речь не надо. То есть надо ждать, когда речь вызреет, и тогда, если заговорил - будем развивать, не заговорил –мы люди современные пойдем к логопеду. Это мнение очень мешает развитию речи, и в этом корень проблем речевого развития у большинства детей.
Мнение 2 и ошибка 2. Заговорил, значит, развитие речи закончилось. Главный результат уже получен. С этой точки зрения получается так: как только малыш заговорил – так уже и нечего развивать, никакое развитие речи не нужно, ведь говорит же ребенок, значит, речь есть и развита! Это не так. Как раз первые слова – это лишь первый этап в речевом развитии. Всё самое интересное ждет Вас впереди. И сочинение сказок и знакомство с поэзией и другими жанрами детской литературы, и логические речевые задачки, и игры со звуками, и многое другое.
Мнение 3 и ошибка 3. Нужны занятия по учебникам уже в детском саду. Некоторые родители, имея такое мнение, покупают огромное количество различных пособий, рабочих тетрадей, и начинают усердно заниматься с детьми, начиная уже с 1 года (или даже раньше). Единственный результат, которого можно добиться таким «развитием» - напрочь отбить у ребенка охоту заниматься
МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ – обучение происходит через ИГРУ.
Сейчас мне хочется рассказать о том, как работаем мы и поговорить с вами о том, как создать речевую среду дома, чтобы у ребенка была возможность и дома свою речь развивать. Сейчас некоторые из вас меня слушают и думают: «Когда же мне этим заниматься? Ведь надо и на работу бежать, и дома кучу дел переделать. А к этим занятиям нужно готовиться, да еще и ребенка заставить заниматься!». Спешу вас успокоить. Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием!
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на др. занятиях художественно- эстетических (рисование, лепка) музыкальном; а так же вне занятий – в игровой деятельности; в повседневной жизни.
На занятиях по развитии речи мы читаем сказки, потешки обязательно после прочитанного ведём пересказ (конечно в силу нашего возраста) помогая детям задавая наводящие вопросы (о чём, о ком читали?, что это?, а это кто? и т. д.
Для вас родители! Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. Идёте домой из д/с или в д/с. ПРОСЬБА: разговаривайте с ребёнком, рассказывайте о чём ни будь, описывайте всё то, что видите (сейчас зима, холодно, идёт снег ….) или задавайте вопросы если ребёнок говорит (как прошёл день? Чем занимался? Что кушал? И т.д.
И потом ,когда вы уже сами забудете о чём вы рассказывали, малыш вам сам всё расскажет а вы будете удивляться откуда он всё знает?
Комментирование действий - это обогащение словарного запаса ребенка; накопление пассивного словаря малыша ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова
На художественно- эстетических занятиях мы рисуем лепим на рисовании мы рисуем и карандашами и пальчиками. Лепка. Самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Надо сказать это самые любимые занятия детей.
Для вас родители! Ведь не обязательно рисовать только карандашом и на бумаге? Можно рисовать на снегу и песке палочкой во время прогулки, на запотевшем окне пальчиком если позволите. А пластилин - это вообще проблема: прилипнет, а если в рот возьмёт? Замените пластилин солёным тестом -это и безопасно и полезно.
Развитие мелкой моторики рук. Ученые доказали, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно связаны. Объясняется это просто – в головном мозге речевые и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при развитии моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Сухомлинский говорил «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». По тому, как развита мелкая моторика у ребенка, в дальнейшем, судят о готовности обучения в школе. Для развития мелкой моторики рук мы используем: шнуровки, прищепки, бусы, мозаика и др.
Для вас родители! Дома так же можно дать прищепки из них можно много что сделать или крупы, например, фасоль и горох смешайте и пусть сидит, как Золушка.
А также важны и пальчиковые игры.
Игры с пальчиками — это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек.
Так же детям очень необходима Гимнастика язычка. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
О чем надо помнить взрослым при развитии речи детей?
•С детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья или подделывания под лепет детей.
•Когда мы говорим с ребенком, очень важно говорить сначала обычное слово (правильное, а затем «детское». Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би»
•Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами. Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.
•Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове.
Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.
Желаю успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!
Спасибо за сотрудничество!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детишками можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые.
#1055;родолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить ..»
Ваши ответы показали, что дети начали говорить в возрасте до 1года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начали говорить в период с 1 до 2 лет тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.
Этап самого бурного, быстрого освоения детьми речи продолжается в период от 1года до 4 лет. Именно в этот период идет самое интенсивное развитие речи ребенка. Главное не упустить этот момент.
Многие родители имеют ошибочное мнение, что не только не способствует речевому развитию детей, а наоборот, существенно тормозит его.
Мнение 1 и ошибка 1. Пока ребенок не говорит - развивать речь не надо. То есть надо ждать, когда речь вызреет, и тогда, если заговорил - будем развивать, не заговорил –мы люди современные пойдем к логопеду. Это мнение очень мешает развитию речи, и в этом корень проблем речевого развития у большинства детей.
Мнение 2 и ошибка 2. Заговорил, значит, развитие речи закончилось. Главный результат уже получен. С этой точки зрения получается так: как только малыш заговорил – так уже и нечего развивать, никакое развитие речи не нужно, ведь говорит же ребенок, значит, речь есть и развита! Это не так. Как раз первые слова – это лишь первый этап в речевом развитии. Всё самое интересное ждет Вас впереди. И сочинение сказок и знакомство с поэзией и другими жанрами детской литературы, и логические речевые задачки, и игры со звуками, и многое другое.
Мнение 3 и ошибка 3. Нужны занятия по учебникам уже в детском саду. Некоторые родители, имея такое мнение, покупают огромное количество различных пособий, рабочих тетрадей, и начинают усердно заниматься с детьми, начиная уже с 1 года (или даже раньше). Единственный результат, которого можно добиться таким «развитием» - напрочь отбить у ребенка охоту заниматься
МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ – обучение происходит через ИГРУ.
Сейчас мне хочется рассказать о том, как работаем мы и поговорить с вами о том, как создать речевую среду дома, чтобы у ребенка была возможность и дома свою речь развивать. Сейчас некоторые из вас меня слушают и думают: «Когда же мне этим заниматься? Ведь надо и на работу бежать, и дома кучу дел переделать. А к этим занятиям нужно готовиться, да еще и ребенка заставить заниматься!». Спешу вас успокоить. Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием!
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на др. занятиях художественно- эстетических (рисование, лепка) музыкальном; а так же вне занятий – в игровой деятельности; в повседневной жизни.
На занятиях по развитии речи мы читаем сказки, потешки обязательно после прочитанного ведём пересказ (конечно в силу нашего возраста) помогая детям задавая наводящие вопросы (о чём, о ком читали?, что это?, а это кто? и т. д.
Для вас родители! Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. Идёте домой из д/с или в д/с. ПРОСЬБА: разговаривайте с ребёнком, рассказывайте о чём ни будь, описывайте всё то, что видите (сейчас зима, холодно, идёт снег ….) или задавайте вопросы если ребёнок говорит (как прошёл день? Чем занимался? Что кушал? И т.д.
И потом ,когда вы уже сами забудете о чём вы рассказывали, малыш вам сам всё расскажет а вы будете удивляться откуда он всё знает?
Комментирование действий - это обогащение словарного запаса ребенка; накопление пассивного словаря малыша ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова
На художественно- эстетических занятиях мы рисуем лепим на рисовании мы рисуем и карандашами и пальчиками. Лепка. Самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Надо сказать это самые любимые занятия детей.
Для вас родители! Ведь не обязательно рисовать только карандашом и на бумаге? Можно рисовать на снегу и песке палочкой во время прогулки, на запотевшем окне пальчиком если позволите. А пластилин - это вообще проблема: прилипнет, а если в рот возьмёт? Замените пластилин солёным тестом -это и безопасно и полезно.
Развитие мелкой моторики рук. Ученые доказали, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно связаны. Объясняется это просто – в головном мозге речевые и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при развитии моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Сухомлинский говорил «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». По тому, как развита мелкая моторика у ребенка, в дальнейшем, судят о готовности обучения в школе. Для развития мелкой моторики рук мы используем: шнуровки, прищепки, бусы, мозаика и др.
Для вас родители! Дома так же можно дать прищепки из них можно много что сделать или крупы, например, фасоль и горох смешайте и пусть сидит, как Золушка.
А также важны и пальчиковые игры.
Игры с пальчиками — это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек.
Так же детям очень необходима Гимнастика язычка. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
О чем надо помнить взрослым при развитии речи детей?
•С детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья или подделывания под лепет детей.
•Когда мы говорим с ребенком, очень важно говорить сначала обычное слово (правильное, а затем «детское». Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би»
•Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами. Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.
•Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове.
Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.
Желаю успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...
Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Собрание во 2 младшей группе проходит в форме семинара - практикума...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...

«Круглый стол» для родителей детей старшего возраста. Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
laquo;Круглый стол»...

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей 3-4 года, кризис 3-х лет. Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Подготовила: Воспитатель второй младшей группы Окотэтто П.М....
