Су-Джок материал как средство развития у детей с ОНР мелкой моторики рук
консультация
Предварительный просмотр:
Су-Джок материал
как средство развития у детей с ОНР мелкой моторики рук
последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения об-щей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Метод Су- Джок – это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Первые публикации о методе Су-Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су-Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования.
Из анатомии и физиологии известно, что в организме человека есть несколько систем управления. Наиболее известные из них – нервная и эндокринная система, а связующим звеном является кровь и лимфа. Однако, главенствующей, ведущей и приоритетной системой в управлении всем живым организмом является энергетическая система, имеющая свое древнее название – «Жизненная сила». Врачеватели Востока, откуда родом система Су-Джок, полагают, что человек здоров, когда в его организме в гармонии присутствуют шесть так называемых «Энергий Ки». Это энергия Ветра, Тепла, Жара, Влажности, Сухости и Холода. Как только нарушается их гармония, человека одолевают недуги. Например, когда болит голова, то любым неострым предметом (спичкой, притупленным карандашом и т.п.) находите в области ногтевой фаланги большого пальца наиболее болезненные точки и стимулируете их.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.
Данные многих исследований говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно поэтому в коррекционной работе и логопеды, и воспитатели большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, вырезыванию, играм с мозаикой, с песком, играм с манипулированием мелкими предметами.
Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать упражнения интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время упражнения.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов – массажеров, один из которых представляет со- бой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Формы работы с Су-Джок материалом – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу можно проводить в течение 1 – 2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на упражнениях.
Таким образом, можно сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие, формирование навыков письма, развитие мышления и внимания, памяти находятся на высоком уровне. Одним из средств, влияющих на развитие мелкой моторики рук детей с ОНР, является Су-Джок материал.
Психомоторика детей с ОНР имеет свои особенности. Уровень её развития связан с уровнем развития речи. Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с ОНР особое значение должно придаваться работе по развитию моторики кистей и пальцев рук, ручной ловкости. Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей.
Поскольку уровень развития мелкой моторики рук коррелирует с уровнем развития речи у детей с ОНР, включение в занятия упражнений на развитие мелкой моторики, а также массажа с помощью материалов Су-Джок терапии может способствовать становлению речи и её функций, а также облегчить освоение навыков письма. Использование специальных комплексов и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.
Следовательно, применение Су-Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей, отлично развивает их мелкую моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пластилинография как средство развития восприятия, эстетического вкуса и мелкой моторики у детей".
Консультация для родителей " Пластилинография как средство развития восприятия, эстетического вкуса и мелкой моторики у детей". Обучение детей лепке вседа было одним из важных коррекционных средств и ...

Тематический перспективный план по развитию у детей осязания и мелкой моторики
Тематический перспективный план по развитию у детей среднего возраста...

«Использование игровых панно и пособий для развития у детей раннего возраста мелкой моторики». (Из опыта моей работы)
Я,Сулейманова Альбина Ибрагимовна, работаю воспитателем в детском саду «Золушка» в младшей группе. Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, который устанавл...

Развитие речи детей через формирование мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования: пластилинография, пуантилизм, фроттаж.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к мот...

Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра
Консультация для педагогов ДОУ по системе работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра...

Программа по саморазвитию Су-джок терапия , как средство развития речи детей дошкольного возраста.
...

Презентация "Графический диктант как средство развития ориентировки в пространстве и мелкой моторики у дошкольников"
Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников....