Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста
консультация
«Нет слов, какими бы можно было передать материнские чувства, выраженные в прекрасной мелодии колыбельной песни. Они волнуют сердца подростков. При помощи музыки мальчики и девочки познают глубину, тонкость, сердечность отношения человека к человеку. Нежность, ласковость, сердечность, задушевность — именно эти чувства я старался пробудить музыкой, которая, «чудесно прикасаясь к глубине души» (М. Горький)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста»
Гаврилова Елизавета Андреевна, музыкальный руководитель
Мишарова Ирина Александровна, педагог-психолог
МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44» г. Белгород
Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка. Он быстрее забывает свои беды, когда его укладывают спать лаской. Именно ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.
Колыбельные песни – это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким, такие простые и понятные, в то же время с глубочайшим смыслом. Колыбельные песни – это залог психического и физического здоровья. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, успокаивают ребенка более того, психологи утверждают, что во время пения и слушания колыбельной взрослые чувствуют себя умиротворенными и защищенными, так как вспоминают лучшие моменты своего детства. Кроме того, длительное пение колыбельной предусматривает быстрый вдох и длительный выдох с пением – протягиванием гласных, что успокаивает маму, дает ей возможность расслабиться, дает возможность ей почувствовать себя единым целым с малышом, войдя в общий ритм дыхания и даже сердцебиения. Это чувство общности защищает малыша и очень важно для него в первые месяцы жизни.
Чтобы ваш малыш быстрее засыпал, пойте ему детские колыбельные песни. Следует также отметить, что колыбельные песни положительно влияют не только на самых маленьких, но и на старших дошколят, а то и на младших школьников. Мамина песня остается в памяти на всю жизнь. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для ее исполнения, достаточно только голоса. И не важно, что вы не профессиональная певица, и нет музыкального образования – пойте, пойте. Для малыша ваш голос милее всего на свете. Знакомый, родной, любимый голос, который малыш слышал еще находясь в утробе, - мамин голос.
Положительное влияние:
Снижение уровня стресса: Мелодия колыбельной успокаивает нервную систему ребенка, снижая уровень стресса и тревожности.
Стимуляция выработки окситоцина: Повторяющиеся звуки и движения во время пения колыбельных стимулируют выработку гормона окситоцина, который отвечает за чувство комфорта, любви и привязанности.
Формирование доверия: Ребенок учится доверять своим родителям, чувствуя их любовь и заботу, выраженные в колыбельных.
Нужно всего лишь придерживаться несложных советов наших бабушек:
• повторять одну и туже колыбельную много раз «по кругу», пока малыш не заснет;
• петь в спокойном темпе, растягивая гласные;
• гладить малыша в ритм колыбельной;
• петь без напряжения голоса, ласково, нежно.
В психологии существует такое понятие как «привязанность». Под ним понимается наличие надежной связи, которую устанавливает ребенок с близким взрослым (чаще всего с мамой), и в дальнейшем это помогает ребенку формировать близкие отношения с другими людьми. Привязанность формируется постепенно, проходит различные этапы. Но уже известно, что при расстройствах привязанности (этот термин используется в том числе в международной классификации болезней, т.е. данное расстройство существует и признается медиками) ребенок может испытывать как социальные, так и другие трудности, в том числе психофизиологического характера. И в процессе формирования надежной привязанности значительную роль имеет близкий сенсорный контакт между мамой и малышом. Пение колыбельных является очень сильным приемом по формированию и терапии привязанности. Чаще всего ребенок находится у мамы на руках, мама и малыш раскачиваются в такт звукам мелодии, мама поет колыбельную в свойственном только ей ритме, тембре, с нужной громкостью. Под ритм мелодии подстраиваются движения и матери и ребенка, происходит постепенная «синхронизация» внутренних процессов – сердцебиения, дыхания. Чаще всего, пение колыбельной происходит в затемненной комнате. Отгороженность от внешнего мира, согласованность движений и мелодии – все это погружает маму и малыша в состояние, которое при желании можно обозначить, как близкое к легкому трансу, однако, скорее, это состояние полудремы. В этом состоянии любые посылы от мамы к ребенку и от ребенка к маме воспринимаются лучше, на уровне чувств, что способствует лучшему пониманию друг друга и в бодрствующем состоянии. А все это вместе уже большой шаг на пути к формированию привязанности. Если мама чувствует, что эмоциональные контакт с ребенком по каким-то причинам нарушен (длительное расставание, переживание стресса, отрешенность мамы по причине собственных внутренних и внешних переживаний, усыновление приемного ребенка, болезнь ребенка) можно попробовать вместе «вернуться» назад, в раннее детство и, вновь перед сном держать ребенка на руках, обнимать его, лежать с ним рядом, напевать перед сном ваши любимые мелодии (конечно, важно учитывать возраст ребенка, его готовность к такого рода мероприятиям, и ваше собственное стремление к этому – никогда не стоит следовать тем рекомендациям, которые не отзываются в вас).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста....

статья на тему "Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста"
Про сенсорное развитие...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мало изученным является вопрос о Интеллект — это прижизненно формирующаяся система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям среды и успешное решени...
Статья на тему: «Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"
quot;Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"Консультация для педагогов раннего и младшего возраста...
