Консультация для родителей "Экология в детской художественной литературе"
консультация (подготовительная группа)
Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 374.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Экология в детской художественной литературе.»
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
(Н. Луконина.)
Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорится в сказках, в произведениях многих писателей прошлых веков и современности. Экологические идеи проникли и в художественную литературу, которая дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». В художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают, в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально- этического отношения к природе.
Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить.
В русских народных сказках тема экологии прослеживается постоянно.
Герои народных сказок, как правило, находятся с силами природы в доверительных отношениях, ведут с ними диалог. И ветер, и месяц, и речка, и деревья - кто только им не помогает! Яблонька закрывает Алёнушку своими ветвями. Ветер рассказывает герою, где находится спящая царевна. На помощь им приходят звери и птицы. Даже серый волк готов услужить: мчит через дремучие леса Ивана- царевича. Заметьте, что и герои сказок в долгу не остаются: вызволяют из западни медвежат, отпускают на волю птенцов, выпускают из невода в море Золотую рыбку. И получают добрых друзей на всю жизнь. В сознание ребёнка, читающего, подобные сказки, постепенно закладывается представление о том, какими должны быть отношения у человека с природой. В сказках это гармония и любовь.
Чему же может научить ребёнка природоведческая литература? В первую очередь, образному мышлению и наблюдательности, а еще разовьет внимание, творческие способности, научит быть добрым и ласковым.
Все мы читаем произведения Бианки, Пришвина, Ушинского, Паустовского, Чарушина. Эта природоведческая литература и наблюдения – это не просто красивые слова, они служат могучим средством в экологическом воспитании детей.
Они способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают эко культуру человека.
Рассказы Л. Толстого и К. Ушинского знакомят читателя с внешним видом, повадками, образом жизни животных. Ушинский одним из первых отметил в детской литературе нравственное воздействие природы на человека («Дети в роще»). Рассказ психологически точен, автор одушевляет природный мир, зная, что именно таким, живым, себе подобным, воспринимают его дети.
В произведениях Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая шейка», «Аленушкины сказки» представлен реальный или сказочный природный мир, мир, полный драматизма и радости. Он тесно связан с человеческим: в природе, как и в человеческом обществе, свои несчастья, беды, проблемы.
Персонажи его произведений стараются жить в согласии друг с другом, находить компромиссы. Но самое главное для писателя – это гармония в отношениях человека и природы.
Профессиональные знания писателей Виталия Бианки и Михаил Пришвина оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений. Это проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Много пришлось потрудиться Мухе (Бианки «Хвосты»), чтобы уяснить: хвост каждому живому существу дан для дела, а не для красоты, как раньше наивно полагала она. Все персонажи этого произведения одушевлены, что естественно приближает их к ребенку-читателю и делает строгие научные истины доступными для него.
Е. Чарушин писал о животных-детенышах, по возрасту близких к тем читателям, кому адресована книга. Чарушина, конечно, нужно прежде всего не читать, а рассматривать! Он вошел в историю детской русской литературы не столько как писатель, сколько как иллюстратор. Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.
1. Отгадай загадки:
- Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце)
- Пол – лепешки над домами, не достать его руками (месяц)
- Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем (роса).
- Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)
- Бежит по снегу, а следу нету. (поземка)
- Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)
2. Назови пословицы и поговорки, зашифрованные в картинках.
Готовь сани летом, а телегу зимой. | |
Гусь свинье не товарищ. | |
Цыплят по осени считают. |
3. Покажи пословицы при помощи пантомимы.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Дареному коню в зубы не смотрят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Приобщение дошкольников к детской художественной литературе"
Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это ...

"Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка" (консультация для родителей)
Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «…Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как...

Консультация для родителей «Использование фольклора и детской художественной литературы в развитии культурно-гигиенических навыков воспитанников раннего дошкольного возраста»
В консультации даны рекомендации родителям по использованию фольклора при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в домашних условиях....
Консультация для родителей «Детская художественная литература»
Исключительно важную роль в речевом и личностном развитии ребёнка играет детская литература. В русской и мировой литературе есть огромное количество сказок и стихов для маленьких детей. Эти произведен...

Консультация для воспитателей ДОУ по теме: "Роль детской художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста".
Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа....
Консультация для родителей «Детская художественная литература»
Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам.Легче все малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем ...

Консультация для родителей: Безопасность в детской художественной литературе.
Консультация для родителей...



