СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Помогаем ребенку расти!»
консультация (младшая группа)
Цель: профилактика психоэмоциональных, речевых и интеллектуальных нарушений у детей, посредством повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- осветить значимость формирования сенсорного опыта детей раннего и дошкольного возраста и предложить различные приемы его развития и накопления в совместной деятельности с родителями (зрительное, слуховое, тактильное, проприоцептивное, вестибулярное развитие);
- познакомить родителей с приемами развития представлений ребенка о самом себе;
- расширить представления родителей о развитии речевых навыков у детей с раннего возраста;
- актуализация знаний родителей о приемах саморегуляции, и восполнении личных ресурсов родителей;
- поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;
- повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Помогаем ребенку расти!»
Цель: профилактика психоэмоциональных, речевых и интеллектуальных нарушений у детей, посредством повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- осветить значимость формирования сенсорного опыта детей раннего и дошкольного возраста и предложить различные приемы его развития и накопления в совместной деятельности с родителями (зрительное, слуховое, тактильное, проприоцептивное, вестибулярное развитие);
- познакомить родителей с приемами развития представлений ребенка о самом себе;
- расширить представления родителей о развитии речевых навыков у детей с раннего возраста;
- актуализация знаний родителей о приемах саморегуляции, и восполнении личных ресурсов родителей;
- поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;
- повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей.
Оборудование: безопасное стекло (2 шт.), акриловые маркеры, запись музыкальной игры «Подними ладошки выше», коробка с прорезями для рук, бытовые предметы и игрушки (расческа, ложка, мяч, кубик, мягкую игрушку, карандаш, чашка, колокольчик, резиновая уточка, шишка, клубочек); запись музыкальной игры «У жирафа пятна»; соломинки для напитков; кружочки из цветной бумаги (20-25 шт.); плоскостная елка из картона формата А4 (2 шт.); карточки со смайликами (10-15 шт.); стакан с цветными карандашами; карточки с изображениями (зашумленные, теневые, перечеркнутые, наложенные, разрезанные и т.п.); музыкальные инструменты (ксилофон, колокольчик, бубенцы, барабан); запись звуков природы (шум волны, хруст снега) и бытовых шумов (пылесос, сигнал автомобиля); ширма настольная; карточки-мотиваторы (по количеству родителей); песочные часы на 1-2 мин.
Целевая группа: родители воспитанников ранних и младших дошкольных групп.
Место проведения: музыкальный зал / коррекционно-просветительский центр.
Организаторы: педагог-психолог – Фролова Н.С., учитель-дефектолог – Шпилевая И.Е., учителя-логопеды – Машихина В.А., Третьяк Н.Г.
Ход семинара
Ведущий: Добрый день, уважаемые родители! Очень рады приветствовать Вас на сегодняшнем мероприятии. Сегодня мы затронем тему всестороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Поговорим о сенсорном, речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии малышей. А также познакомимся с некоторыми приемами развития в условиях семьи.
Ведущий: И начнем мы, с сенсорного развития, значение которого сложно переоценить в раннем и младшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте развитие сенсорного восприятия является условием успешного овладения им любым видом практической деятельности. Обогащая свой сенсорный опыт с помощью различных ощущений ребенок знакомится с окружающими миром. Основными анализаторными системами, которые особо важно развивать у детей являются: зрительная, слуховая, тактильная, проприоцептивная (мышечно-суставная) и вестибулярная. Предлагаем, вам несколько приемов развития каждого из этих анализаторов.
Ведущий: Итак, начнем мы с развития зрительного восприятия ребенка. Мы можем предложить малышу разные игры, которые помогают полноценно воспринимать объекты окружающего мира с помощью зрения.
Упражнение «Угадай, кто нарисован»
Предлагаю вам рассмотреть некоторые изображения, которые искажены разными способами, и отгадать, кто или что на них нарисовано (ведущий демонстрирует изображения, родители называют предмет).
Такие задания помогают развивать не только зрительное восприятие, но и формировать наглядно-образное мышление.
Упражнение «Угадай, что звучит»
Важным анализатором для развития ребенка является также его слух. Для того чтобы способствовать развитию слухового восприятия, необходимо формировать умение распознавать звуки природы, бытовые шумы и звучание музыкальных инструментов.
Сейчас мы с вами попробуем определить ряд звуков, которые мы заготовили (ведущий издает звуки с помощью музыкальных инструментов и записи шумов, родители отгадывают, кто или что их издает).
Ведущая роль в становлении речи принадлежит именно слуховому восприятию: ребенок учится говорить, подражая звукам и словам, которые он слышит от других людей. Именно слух помогает ребенку контролировать собственное произношение, достигая более точного воспроизведения новых слов.
Ведущий: Далее мы перейдем к тактильному восприятию. Специалистами в области детской психологии и педагогики, доказано, что дети, у которых тактильное восприятие хорошо развито, быстрее формируются мыслительные процессы, и понимание чужой речи. Один из вариантов развития тактильного восприятия мы предлагаем вам сейчас освоить.
Упражнение «Волшебный короб»
Я попрошу одного из участников мне помочь (родитель выходит к столу, на котором расположен короб с прорезями, а в нем лежат различные предметы).
Ваша задача, просунуть руки в прорези и найти тот предмет, который я назову, ощупывая предметы в коробке (родитель ищет предметы по инструкции).
А теперь попробуйте ощупать предмет и назвать его (родитель угадывает предметы на ощупь).
Упражнение «У жирафа пятна»
Еще одним значимым способом восприятия мира является проприоцептивная система – это наши мышечно-суставные ощущения. Для ее развития у ребенка следует использовать крепкие объятия, тактильные игры и игровые массажи. Наверняка, каждый из вас помнит, как мамы и бабушки делали нам «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы.
Предлагаю вам один из вариантов игрового массажа, который можно использовать с вашими детками (ведущий показывает родителям движения под музыкальную композицию «У жирафа пятна»).
Ведущий: Итак, мы заканчиваем говорить о развитии сенсорного восприятия детей. И переходим к таким важным вещам, как развитие их личности. С чего же начать такую глобальную задачу?
По нормам, до 3х лет ребенок не осознает себя как отдельного человека, говорит о себе в 3м лице, и полностью полагается на помощь взрослых. Но после 3х лет наступает период – «Я сам», ребенок стремится к самостоятельности, обесценивает взаимосвязь с родными, перестает играть своими любимыми игрушками, и в это время происходит формирование его самосознания как личности. Мы можем помочь малышу в этом процессе, формируя представления ребенка о самом себе.
Упражнение «Мой портрет»
Один из вариантов формирования зрительного образа «Я» у ребенка – рисование, но не простое, а «волшебное» - совместное с родителями.
Предлагаем вам порисовать. Мне нужны помощники – 4 участника (выходят 4 родителя).
Вы будете работать в парах за столами. Один из вас играет роль ребенка, другой – родителя. Ваша задача: один человек из пары держит безопасное стекло на уровне своего лица, а задача второго - изобразить портрет на стекле, обводя черты лица напарника (родители выполняют задание, далее следует обсуждение).
Для выполнения такого задания, в домашних условиях можно использовать прозрачные крышки от больших контейнеров, или безопасное акриловое стекло.
Упражнение «Подними ладошки выше»
Еще одним способом развития представлений ребенка о самом себе, являются игры на подражание. Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, обогащает активный и пассивный словарный запас, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь.
Предлагаю вам поиграть в игру на подражание, которую можно использовать с вашими детками (ведущий показывает родителям движения под музыкальную композицию «Подними ладошки выше»).
Ведущий: Мы очень много сегодня упоминали о развитии речи малыша в процессе различной игровой деятельности. Хочу обратить ваше внимание на то, что развитие всех процессов, о которых мы говорили ранее, очень тесно взаимосвязаны с формированием речевых навыков ребенка. А речь, в свою очередь, играет ключевую роль в становлении интеллектуального развития детей. Она помогает формировать способность к анализу и абстрактному мышлению. Существуют также определенные игры и условия, для развития речи ребенка на которые следует обратить особое внимание, именно в раннем дошкольном возрасте.
Упражнение «Инструкция»
В возрасте до 3х лет у малышей активно развивается так называемая импрессивная речь – это процесс восприятия, понимания и распознавания устной речи. На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому взрослым не следует в своей речи использовать сложные, непонятные для ребенка слова, а также длинные объяснения и поручения.
Предлагаем вам выполнить инструкцию, которую я сейчас озвучу. Есть желающие (выходит 1 родитель)?
Итак, слушайте внимательно инструкцию для вас: «Встаньте, покружитесь, подойдите ко второму окну от двери, возьмите с подоконника синий карандаш, подойдите к телевизору, три раза хлопните в ладоши, и принесите мне пульт» (родитель выполняет инструкцию, далее следует обсуждение).
Чтоб выполнить инструкцию, состоящую из нескольких поручений необходимо иметь хорошо развитую память, а в раннем возрасте память развита как узнавание предметов, а ни как запоминание. Поэтому, давая малышу инструкцию разбивайте ее на простые («Дай мяч») и подкрепляйте показом, если ребенок не справляется с заданием самостоятельно.
Упражнение «Наряди елочку»
Еще одним важным показателем для становления собственной речи ребенка является развитие речевого дыхания. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.
Предлагаю вам поиграть в одну из таких игр. Мы будем украшать елку, а дома вы сможете повторить такую игру со своими детками. Итак, нам понадобятся елочки формата А4, кружочки из цветной бумаги, соломинки для напитков и двое участников (выходят 2 родителя и располагаются за столами). Ваша задача как можно быстрее и аккуратнее украсить свою елочку кружочками, перемещая их с помощью соломинки – нужно прижать соломинку к одному из кружочков и переложить его на елку (ведущий показывает родителям способ выполнения задания, затем родители выполняют игру в форме соревнования).
Такие упражнения всегда интересны детям, несут для них много пользы и вызывают много положительных эмоций.
Упражнение «Покажи эмоцию»
Кстати, развитие эмоций, а точнее мимической мускулатуры, также является весьма значимым процессом для развития речи детей. Упражнения, способствующие выразительности мимики снимают напряжения в рече-двигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению.
Один из наиболее простых и доступных вариантов развития мимики является игра со смайликами. Попробуйте повторить эмоцию, изображенную на карточке (родители достают карточку и повторяют соответствующую мимическую позу).
При развитии речи ребенка важно помнить, что речь состоит не только из того, что мы можем услышать, а из многих компонентов: понимание речи окружающих, словарь активный и пассивный, развитие речевого дыхания, мышц речевого аппарата, мимики и т.д.
Ведущий: В заключение, нам бы хотелось обратить ваше внимание на вас самих. Помните, что ваше здоровье и стрессоустойчивость, также являются важным показателем в развитии и благополучии ваших малышей.
Не забывайте в восполнении энергии для себя и поддержании своего здоровья, старайтесь находить время для себя, чтоб провести его, так как вам хочется (за чтением книги, рисованием, вязанием и т.п.), в этих простых вещах состоит ресурс каждого человека.
Акция «Аптечка для души»
Благодарим вас за участие в сегодняшнем мероприятии! Надеемся, что время, проведенное здесь, было для вас полезным, и хотим подарить вам небольшие подарки: выбирайте карточку, снимайте с нее верхний слой, там вас ждут приятные пожелания (специалисты раздают родителям карточки-мотиваторы). А в буклетах, мы собрали для вас полезную информацию по развитию всех процессов, о которых мы сегодня говорили.
На прощание, мы хотим, чтоб вы помнили, что самый лучший специалист по развитию для вашего ребенка – Вы сами! Вы остаетесь рядом с ним всю его жизнь, имеете огромную ценность друг для друга! Только с Вами он настоящий, только Вы настоящий мотиватор к его развитию!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей по физической культуре в ДОУ "помоги ребенку расти здоровым"
Консультация для родителей«Помогите ребенку расти здоровым!»...
консультация для родителей помогите ребенку расти здоровым
Сбережение психического и физического здоровья детей в семье. Консультация для родителей...

Семинар-практикум"Играя с песком, развиваемся и растем"
Познакомить родителей воспитанников с понятием песочная терапия, кинетическим песком и формами работы с ним как в ДОУ, так и в домашних условиях....

Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Двигательна...

Семинар – практикум «Умные ручки – язычку помогают»
Повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросе развития мелкой моторики рук, в общем и речевом развитии ребёнка....

Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
В современном обществе ,как никогда актуален вопрос сохранения и укрепления здоровья детей. Это связано с тем, что предъявляются очень высокие требования, которым могут соответствовать только здоровые...

Семинар - практикум «Как наши пальцы помогают говорить»
Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики;обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики....
