Опыт работы «Родительский клуб - нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ»
методическая разработка
2024 год в России объявлен Годом семьи. Семья - самое главное в жизни для каждого человека, это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В рамках Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования взаимодействие с родителями – является неотъемлемой частью образовательного процесса, направленного на достижение наилучших результатов для детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы МБДОУ «Детский сад «Тополек»
«Родительский клуб - нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ»
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей».
В.А Сухомлинский.
2024 год в России объявлен Годом семьи. Семья - самое главное в жизни для каждого человека, это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
В рамках Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования взаимодействие с родителями – является неотъемлемой частью образовательного процесса, направленного на достижение наилучших результатов для детей. С введением в действие Федеральных государственных стандартов дошкольного образования перед дошкольным учреждением встают новые задачи, непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Принципиальным условием решения важнейшей задачи объединения педагогов и родителей в интересах ребенка является, прежде всего, создание особой формы общения между родителями и педагогами, которая обеспечит доверительный, деловой контакт.
Исходя из вышесказанного, в 2022 году, педагоги детского сада «Тополек» решили направить свою деятельность на оптимизацию процесса сотрудничества педагогов и родителей в вопросе воспитания и развития дошкольников посредством организации Родительского клуба «Мы вместе».
Отвечая на вопрос «Для чего нужен родительский клуб в ДОУ?», мы можем сказать, что родительский клуб - это система работы с родителями, где осуществляется не простая передача набора определённых сведений, а происходит обыгрывание практических ситуаций, проживание родителями немаловажных факторов в жизни ребёнка. Родители вживаются в роль детей с интересом и энтузиазмом, проявляют свои творческие способности. Организация и функционирование такого объединения педагогов, детей и родителей раскрывает качественно новые возможности, как для семьи, так и для детского сада.
Цель клуба - объединение семейного воспитания и образовательной системы ДОО, направленная на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
Творческая группа педагогов: Наталья Пискова, Марина Иващенко, Ольга Морозова, Анастасия Карагодина разработали рабочую программу Родительского Клуба. Рабочая программа Родительского клуба «Мы вместе» направлена на установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Основные направления работы клуба:
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с педагогами».
Повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, в проявлении творческих способностей, в полноценном эмоциональном общении.
Формы организации клуба:
круглый стол;
психологические тренинги;
практикумы;
мастер-класс;
решение педагогических ситуаций;
обсуждение и распространение опыта семейного воспитания. Этапы реализации программы включают подготовительный этап (сентябрь) и основной этап (октябрь–апрель), направленный на создание положительных эмоциональных
переживаний детей и родителей.
Педагоги детского сада при реализации программы используют личностно - ориентированные технологии: темы программы и ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.
Работа Клуба строится на основе календарно-тематического планирования на учебный год.
Встречи с участниками клуба построены так, что в них чередуются разные виды деятельности, с учетом возрастных особенностей детей: беседы, просмотр мультимедийных презентаций, разыгрываются игровые ситуации, используются хороводные, подвижные игры, динамические паузы. В ходе встреч родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома. Воспитатели на встречах, выступают в роли ведущих, персонажей.
Детям, доставляет удовольствие совместная деятельность с мамой или папой, где гармонизируют детско-родительские отношения.
В работу Клуба были вовлечены воспитатели, специалисты детского сада, педагоги начальной школы, которые встретят наших воспитанников на школьном пороге, что позволило обеспечить комплексный подход к развитию детей
и улучшить качество их образования.
О самых интересных формах, которые педагоги используют в работе с родителями, я хочу рассказать подробнее.
В преддверии Всемирного дня Здоровья, инструктор по физической культуре провела тематический день «Мы здоровью скажем – да!». На встрече с инструктором по физической культуре, родители приобрели теоретические знания и освоили практические умения в области физического развития детей. В течение дня педагог провела утреннюю «Веселую зарядку» на свежем воздухе с детьми всех возрастных
групп, командой ЮПИД «Друзья безопасности», педагогами, родителями и активистами «Движения Первых». Итогом тематического дня стала акция «Здоровье в движении», проведенная активистами «Движения первых». Родителям были вручены памятки «Спорт – залог красоты и здоровья». Веселая и задорная атмосфера таких дней передается не только воспитанникам, но и взрослым, что способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Педагог-психолог на одном из заседаний родительского клуба познакомила родителей с разнообразными психологическими играми с использованием дыхательных элементов, различного рода движений, воображения, различных подручных средств – ткани (материи), ленты, коробки, губки, бумага, вата, салфетки, крупы, тесто, провела тренинг «Игры нашего детства».
Учитель-логопед организовала игровую гостиную «Поиграем со звуками и буквами». Целью мастер-класса было познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением, научить правильно, выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома. Родители с удовольствием поучаствовали в составлении схем звуко-буквенного анализа слова, получили в подарок буклеты с набором упражнений для работы в домашних условиях, проведение которых доступно каждому из родителей.
В апреле 2024г. педагог-психолог и учитель-логопед на заседании родительского клуба провели интерактивную игру «Пусть в вашей семье светит солнце» с родителями старшей группы «Ягодка». Родители с детьми с большим желанием выполняли задания игры по разделам: «Продолжи пословицу», «Объясни фразеологизмы», «Отгадай загадки», «Музыкальные песни о семье».
Тематическая встреча: «Азбука пешехода» с приглашением инспектора ОГИБДД была посвящена профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, с участием родителей в мастер-классе по изготовлению фликеров «Папа, мама, Я-яркая семья» с семьями воспитанников. Мероприятие началось с исполнения командой «Друзья безопасности» Гимна ЮПИД. Педагоги показали видеоролик о светоотражающих элементах, выполнили пальчиковую гимнастику «Транспорт», изготовили значки-фликеры. В завершение встречи инспектор ОГИБДД вручил родителям и детям памятки по использованию фликеров.
Одно заседание клуба было посвящено теме «Современный папа», где главными действующими лицами стали папы наших воспитанников, мы раскрыли роль отца в воспитании сына и дочери, подчеркнули, что отец – это человек, который стимулирует ребенка к развитию, помогает, побуждает к достижениям и вселяет веру в себя. Был показан видеоролик «Мой любимый папа», где дети отвечали на вопросы педагога- психолога, видео фильм «Притча об отце и сыне», а также были предложены буклеты «Советы любящему папе».
Традиция ДОУ «Встреча с интересными людьми» является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители – не пассивные зрители, а активные участники. Она позволяет обогатить представления детей об окружающем мире, развивает познавательный интерес, коммуникативные навыки. Такие встречи всегда приносят много положительных эмоций и благотворно сказываются на развитии детей, позволяют познакомить воспитанников с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их хобби и увлечениями, внести в жизнь воспитанников радость от общения с интересными людьми, привить детям определённые культурные ценности.
Акция «Дни добрых дел». Родители совместно с детьми активно участвуют в сборах гуманитарной помощи, изготовление поздравительных открыток, пишут письма солдатам, которые находятся на СВО, чтоб поддержать их боевой дух.
Ежегодно, в мае, проходит заседание Клуба с родителями, детей которых мы планируем принять в следующем учебном году. Каждому родителю на первой
встрече выдается памятка, в которой рассказывается о детском саде, режиме работы, об Образовательных программах ДОУ. На встречах клуба перед родителями выступает врач ‐педиатр, рассказывает о том, как лучше подготовить ребенка к детскому саду, о прививках, которые должны быть у ребенка, заведующий рассказывает о ежедневном меню, о том, как надо родителям приучить ребенка к новому меню. Педагог-психолог рассказывает родителям, как легче пройти адаптацию ребенка к детскому саду.
На заседаниях клуба мы обсуждаем актуальные проблемы подготовки детей к школьному обучению. Встречи в клубе несут в себе проявление активности, овладение педагогическими знаниями и умениями взаимодействия с детьми. Для детей заседание клуба – настоящая радость. При нынешней занятости родителей целых 30 минут дети проводят вместе с папой и мамой, и ровно столько же папа и мама вместе играют и занимаются своим ребенком.
Большое значение имеют детско-родительские досуги и праздники, участие родителей в проектной деятельности («Мир фольклора», «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «День Зимующих птиц», «Этих дней не смолкнет слава»), в выставках детско-родительского творчества («Дары Осени», «День Эколят»), соревнованиях («Мама, папа, я – спортивная семья»).
Организовывая совместные мероприятия – мы решаем поставленные задачи сообща, чтобы прийти к согласию, объединяем усилия для достижения положительных результатов. При подготовке к мероприятию родители проводят большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивают стихи, читают художественную литературу, оформляют стенгазеты, готовят костюмы и атрибуты для инсценировок. Сотрудничество с семьей, безусловно, является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать.
Встречи в Родительском клубе проходят весело и с пользой, где царит веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу, скучать не приходится! Поэтому, родительский клуб просто необходим в ДОУ.
Успехов Вам и нам в воспитании детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы « Родительский клуб как активная форма взаимодействия с родителями»
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье те...

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с особыми возможностями здоровья
Использование такой формы взаимодействия с родителями, как родительский клуб, способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень с...

Сообщение "Родительское собрание - как форма активного взаимодействия педагога с родителями"
quot;Родительское собрание - как форма активного взаимодействия педагога с родителями"...

Опыт работы по теме: "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».
Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...

Педагогическая гостиная, как активная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей
laquo;Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»....

Опыт работы родительского клуба «Готовимся к школе вместе» (как одна из форм просвещения родителей в ДОУ)
Подготовка детей к школе — это важный этап в жизни семьи и дошкольного учреждения....
- Мне нравится (1)
