Фонетический разбор слова.
консультация (подготовительная группа)
Цель этого вида лингвистического анализа состоит в выявлении звукового состава слова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетический разбор слова
Фонетический разбор - это разбор элементов речи: слогов, слов и предложений, из каких символов они состоят, как отображаются на письме (буквы) и как при произнесении (звуки).
Фонетический разбор (звуковой анализ) играет важную роль в логопедии. Он помогает детям с расстройствами слуха, нарушениями артикуляции, заиканием научиться слушать и слышать русскую речь, её оттенки и элементы.
Фонетический (или звукобуквенный) анализ позволяет:
- Развить фонематический слух.
- Улучшить навыки правильного произношения.
- Сформировать основу для освоения орфографии.
- Глубже понять структуру родного языка.
Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо:
- определить количество слогов;
- установить качественно-количественное соотношение между буквами и звуками в слове;
- охарактеризовать каждый звук.
Слог - минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный - вершина слога: о-го-род-ни-че-ство.
Ударение - это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Ударный слог произносится длиннее, сильнее и отчетливее остальных. Словесное ударение - обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).
Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экзаменом, мне больно, ранен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).
Ударение в слове одно, однако, если слово длинное, может появиться побочное ударение: электростанция.
Русское письмо не является звуковым, в силу этого в русском языке существуют определенные буквенно-звуковые соотношения. К наиболее частотным и обычно вызывающим затруднение при написании транскрипции слова, или его звукового состава, относятся следующие:
буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я в начале слова, после гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла - [йула]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи - [ручйи];
несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): возчик - [вощик], детский - [д'эцк'ий].
В русском языке, так же как и во многих других, два типа звуков: гласные и согласные. В зависимости от характера слога, в котором они находятся, гласные звуки - а их шесть: [а, о, э, у, ы, и] - делятся на ударные и безударные. Все гласные могут находиться в ударном и безударном положении, но безударный гласный о встречается лишь в отдельных заимствованных словах: радио - [рад'ио].
Согласные звуки (их 36) характеризуются по твердости/мягкости и звонкости/глухости.
30 согласных образуют пары по твердости/мягкости: [б - б', в - в', г - г', д - д', з - з', к - к', л - л', м - м', н - н', п - п', р - р', с - с', т - т', ф - ф', х - х'].
Всегда твердыми, или твердыми непарными, являются [ж, ш, ц], а всегда мягкими, или мягкими непарными, - [й, ч, щ]; [й´] - согл., мягкий, звонкий.
Всегда звонкими, или звонкими непарными, являются [й, л, м, н, р], а всегда глухими, или глухими непарными, - [х, ц, ч, щ].
Следует учитывать и тот факт, что в потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга. Сравните, например, произношение предлога к в положении перед глухим и звонким (к тебе - [кт'эб'э], к дому - [гдому]), начальную и в изолированном употреблении и при наличии предлога (идеал - [ид'эал], в идеале - [выд'эал'э]).
В некоторых случаях допускается несколько вариантов произношения того или иного слова: мясной — [м'исной] и [м'эсной], (о) терпении - [т'эрп'эн'ии], [т'эрп'эн'ийэ], [т'ирп'эн'ии] и [т'ирп'энийэ], цепочка - [цэпочка] и [цыпочка].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме:"Звуковой разбор слова"
2 слайд - характеистика гласных звуков3 слайд - характеристика согласных звуков : твёрдые (сравниваем с камнем), мягкие (с ватой); звонкие и глухие (изображение колокольчика)4 слайд - подсказка для ро...
Звуковой разбор слова.
Разбор слова по звукам . Детки прилепляют или отлепляют нужный цвет, обозначающий гласную или согласную. В итоге получается слово, разобранное по звукам. Синий- согласный твердый, зеленый- согласный м...

Нестандартные игры с детьми старшего дошкольного возраста для тренировки навыка составления схемы слова (фонетического разбора).
Зачастую родители не понимают, для чего так важно уметь правильно составлять схему слова, делать фонетический разбор. Желательно научится делать такой разбор до поступления в школу. Для чего необходим...

Картотека "Фонетический разбор" (звуко-буквенный анализ слов).
Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обуче...

Графический диктант и фонетический разбор слова
Графический диктант по клеточкам — развивающая игра, учит ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Помогает сформировать у д...
1) Разбор слова на слоги. 2) Составляли слова из слогов (работа в парах)
1 Занятие. Разбор слов на слоги. Определение количества слогов в слове. 2 Занятие. Работа в парах, составить как можно больше слов, из представленных слогов....

Презентация на тему: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава....
