Нестандартные игры с детьми старшего дошкольного возраста для тренировки навыка составления схемы слова (фонетического разбора).
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Дёмушкина Евгения Олеговна

Зачастую родители не понимают, для чего так важно уметь правильно составлять схему слова, делать фонетический разбор. Желательно научится делать такой разбор до поступления в школу. Для чего необходимо это умение, и как в игровой форме научить этому ребенка, речь пойдет в данной статье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные игры с детьми старшего дошкольного возраста для тренировки навыка составления схемы слова (фонетического разбора).

Аннотация. Зачастую родители не понимают, для чего так важно уметь правильно составлять схему слова, делать фонетический разбор. Желательно научится делать такой разбор до поступления в школу. Для чего необходимо это умение, и как в игровой форме научить этому ребенка, речь пойдет в данной статье.

Статья. Фонетический разбор слова развивает звуковую "зоркость", умение видеть скрытые звуки, чувствовать, какие из них смягчаются в определенных позициях, какие обозначают один звук, а какие два. Также звуковой анализ нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух нужен для того, чтобы различать на слух звучание (извините за тавтологию) звуков. А это, в свою, очередь, связано с грамотным письмом. Фонематический слух – важный момент в логопедии, ведь если ребенок сам произносит звуки неправильно (или слышит неправильные образцы речи), то воспроизвести правильный звук труднее. Если ребенок не различает четко на слух слова, например, "цвет"-"свет", "миска"-"мишка", "челка"-"щелка", то, определенно, и писать он будет так, как услышал. Как правило, если у ребёнка всё с фонематическим слухом в порядке, он без затруднений слышит и выделяет звуки и в начале слова, и в середине, и в конце. Для детей, у которых в различении на слух и в произношении затруднений нет, такая звуковая практика тоже не может быть лишней. Чем свободнее ориентируемся мы в своем родном языке, тем лучше. И для овладения иностранными языками тоже пригодится. 

С детьми дошкольного возраста можно использовать следующие игры:

1) Для игры необходимо будет подготовиться заранее, вырезать несколько квадратов одинакового размера красного, зеленого и синего цветов. Тренироваться начинаем с простых слов: дом, кот, пар; переходя к словам сложнее: курица, машина и др. Перед ребенком крупно написанное слово, под ним выкладывает схему. Если схема составлена верно, звучит одобряющий сигнал (подобные короткие мелодии можно скачать на телефон в интернете), если не верно – тревожный. Такая практика очень нравится детям дошкольного возраста, создает положительный настрой, тренирует слух, активизирует внимание (ошибку при тревожном сигнале ребенок ищет самостоятельно).

2) Для игры понадобится крупный конструктор Lego трех цветов.

Форма конструктора должна быть одинаковой. Перед ребенком написанное слово, схема выкладывается из конструктора.

3) Данная игра более сложная. Понадобится игровое поле игры «Твистер». 

Ребенок читает слово, затем наступает или прыгает на круги соответствующего цвета (Пример: медведь. Ребенок проговаривает каждый звук поочередно [м́] – наступает на зеленый круг, [е] – красный круг, [д] – синий круг, [в́] – зеленый круг, [е] – красный круг, [д́] – зеленый круг). Велика польза такой игры – не только тренировка фонематического слуха, тренировка навыков фонетического слуха, но и моторное планирование, концентрация внимания, физическая разминка.

4) Понадобятся колпачки и звонок из игры «Кто быстрее» из Fix Price. Слова для разбора нужно написать на отдельных листах-карточках заранее.

Отбираем красные, синие, зеленые колпачки, выбираем слово для разбора. Если устроить соревнование родители и ребенок, кто первый составит схему, быстро нажимает на звонок. Победитель забирает карточку со словом. Победит тот, у кого больше карточек.

5) Выкладывать схему слова можно всевозможными подручными средствами, подходящих цветов (крышечки от пюре, детские кубики, цветные камешки из Fix Price, природные камешки, предварительно окрашенные, спилы веточек деревьев, на которые нанесены краской цветные отметки) Работа с природным материалом обогащает сенсорный опыт ребенка, улучшает эмоциональный фон. Такие занятия детям нравятся, и они перестают быть необходимой рутиной. Вариантов игр много, все зависит только от вашей фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков. «Путешествие в сказочную страну»

Автор: Несмеянова В.И. педагог-психолог МБДОУ г.Иркутска детского сада №43Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков.«Путешес...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Буква "Я".Чтение слогов,слов,предложений.

Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям ДОУ. Содержание конспекта наполнено загадками,игровыми упражнениями, самостоятельной деятельностью детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Конспект открытого подгруппового занятия учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Тема "Автоматизация звука Ш в словах и предложениях"

Цель: Формирование звуковой стороны речи.Коррекционно-образовательная задачи:- Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме; - Автоматизировать звук [Ш] в словах;- Формировать фо...