Конспект открытого подгруппового занятия учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Тема "Автоматизация звука Ш в словах и предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пищальникова Валерия Николаевна

Цель: Формирование звуковой стороны речи.

Коррекционно-образовательная задачи:

- Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме;

 - Автоматизировать звук [Ш] в словах;

- Формировать фонематическое восприятия;

- Расширять и активизировать словарь существительных.

Коррекционно-развивающая задача:

- Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, мышление, общую и мелкую моторику, голос, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная задача:

- Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_zanyatiya_avtom_sh_starshaya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 САНКТ – ПЕТЕРБУРГА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

Конспект логопедического занятия по автоматизации с детьми старшей группы

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах»

(с использованием игровых и ИКТ технологий)

Подготовила и провела

Учитель - логопед Пищальникова В.Н.

Санкт – Петербург

2024


Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах.

Цель: Формирование звуковой стороны речи.

Коррекционно-образовательная задачи: 

- Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме;

 - Автоматизировать звук [Ш] в словах;

- Формировать фонематическое восприятия;

- Расширять и активизировать словарь существительных.

Коррекционно-развивающая задача:

- Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, мышление, общую и мелкую моторику, голос, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная задача: 

- Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: ноутбук (компьютер), звуковая колонка, "ловец снов", сенсорные мячики, Дидактическое пособие "Дерево познаний", карточки с изображением предметных картинок на автоматизацию звука [Ш], дидактическое пособие «артикуляционная гимнастика», мячи су-джок, тазик, фасоль сырая, буквы Ш, большое зеркало, стол, стулья.

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

1. Дыхательная гимнастика.

Звучит шум ветра.

Логопед: Вы слышите, шумит ветер?

Ответ детей.

Логопед: Давайте мы с вами послушаем музыку ветра и споём как лёгкий ветерок [Ш-Ш-Ш], так чтобы пёрышки на "Ловце" зашевелились.

Дети выполняют упражнение.

Логопед: А теперь подул сильный ветер и мы с вами будем изображать сильный ветер, шипим сильно [Ш-Ш-Ш].

Ребёнок выполняет упражнение.

II. Ход занятия.

2. Д/и "Дерево познаний" (Формирование фонематического восприятия).

Логопед: Посмотрите, на дереве висят листики. Наш ветерок хочет сорвать все листики, в которых слышится звук [Ш]. Давайте мы опередим его и сами снимем все листики со звуком [Ш].

Дети выполняют упражнение.

Логопед: Какой общий звук встречается в этих словах?

Дети:  [Ш].

Логопед: Правильно. В названиях этих карточек есть звук [Ш].

Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы вместе с ветерком будем закреплять умение произносить красиво и правильно звук [Ш].

3. Характеристика артикуляции звука [Ш].

Логопед: Давайте, вспомним как нужно говорить звук [Ш].

Губы - "Окошечком", зубы – сближены, есть небольшая щёлочка, язык - поднят вверх чашечкой, воздушная струя тёплая.

4.  Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы нашему язычку было легче проговаривать звук [Ш], давайте потренируем язычок.

Артикуляционная гимнастика выполняется при помощи

дидактических фигур «Артикуляционная гимнастика».

"Вкусное варенье"

Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот облизывать языком верхнюю губу: нижней губой стараться не поддерживать язык.

"Гармошка"

Описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается «уздечка»). Губы в улыбке. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и шире, и все дольше удерживать его в верхнем положении.

"Грибок"

Описание упражнения: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

"Маляр"

Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно.

"Качели"

Описание упражнения: Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка на нижнюю губу (стараясь достать подбородок), на счет «два» поднять язык на верхнюю губу (тянем язычок к носу).

"Лошадка"

Описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот. Щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

"Чашечка"

Описание упражнения: Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать под счет от 3 до 10.

"Почистим зубы"

Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно "почистить" за верхними зубами (влево - вправо).

5. Д/и "Найди букву" (Развитие мелкой моторики).

Логопед: Найдите мне, пожалуйста, букву [Ш] в тазике с фасолью.

Дети ищут буквы в тазу с фасолью, раздвигая фасоль пальчиками.

6. Игра «Звуковые цепочки».

Выделение звука [Ш] среди других звуков.

Логопед: Хлопни в ладоши как только услышишь звук [Ш].

Р Ш П Ш Ж Р Ш Р Ш К Ч Ш Ш Ш Т Ш

7. Игра «Слоговые цепочки».

Выделение слога со звуком [Ш] среди других слогов.

Логопед: Хлопни в ладоши как только услышишь слог со звуком [Ш].

 ШA TA ПA ШA ШО ДО ШО AШ ОШ УШ УК AШ

Логопед: Хорошо. А теперь повтори за мной чистоговорки.

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше – это утка в камыше.

Ша-ша-ша – выходи из камыша.

8. Д/и "Мешочки".

Логопед: Посмотрите, перед вами лежат мешочки, и мой друг Жирафик Женя все картинки из мешочков растерял. Давайте поможем Жирафику Жене все сложить обратно. Мы будем не просто называть слова на картинках, а будем с ними составлять предложения, начиная со слов «Я кладу в мешочек…»

Дети выполняет упражнение, проговаривая вслух все слова, которые он видит на карточках, выстраивая предложение.  

9. Кинезиологическая гимнастика с сенсорными мячиками.

Звучит шум ветра.

Логопед: Что-то расшумелся наш ветерок. Мне кажется, он зовёт нас поиграть. Давайте мы с вами вместе поиграем.

 1 упражнение.

Перекладывание мячика из левой руки в правую.

На счёт "И" - мячик перекладывается в правую руку, на счёт "Раз" - в левую.

2 упражнение.

Два человека сидя (стоя) друг напротив друга передают одновременно два мяча по прямой линии.

На счёт "И" - два мяча первый участник передаёт второму, вкладывая их в руки, на счёт "Раз" - первый участник притягивает к себе руки ладонями вверх. Второй участник выполняет то же самое движение.

3 упражнение.

Два человека сидя (стоя) друг напротив друга передают одновременно два мяча, скрестив руки.

На счёт "И" - два мяча первый участник передаёт второму, вкладывая их в руки, при этом руки первого в момент передачи мячей скрещены. На счёт "Раз" - первый участник притягивает к себе руки ладонями вверх, руки параллельно друг другу. Второй участник выполняет аналогичное движение.

4 упражнение.

Два человека сидя (стоя) друг напротив друга. Каждый держит мяч в левой руке.

На счёт "И" - мячик перекладывается в правую руку, на счёт "Раз" - мячик передаётся соседу по прямой линии в левую руку.

10. Д/и "4 лишний".

Логопед: Посмотрите! Здесь я разложила четыре картинки. Три из них подходят друг к другу, потому что у них есть один общий звук, а одна картинка – лишняя, сюда не подходит. Какая картинка здесь лишняя? А теперь объясни, почему ты так решил?

Речевой материал:

Слова со звуком [Ш]:

шина

шоколад шимпанзе шахматы шиповник шуба

шапка шампунь шайба  вешалка петушок машина ландыши камешек лошадь кувшин

вишня ошейник мешок мышонок мишень  

лапша

мыши

клавиши

уши

камыши

каша

калоши

Слова без звука [Ш]:

ласточка пчела велосипед юла кукла

11. Итог занятия.

Логопед хвалит детей за старания и за работу.

Рефлексия.

Логопед: Какой звук мы сегодня учились красиво произносить? С каким заданием ты справилась лучше всего? Что тебе понравилось на занятии?


4. Упражнение «Исправь ошибки».

Логопед: Я буду читать «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки:

С другом мы играли в чашки ...

- в шашки.

- Пили чай из белой шашки ...

- чашки.

- Вылезла из норки шишка ...

- мышка.

- На нее упала мышка ...

- шишка.

- Под кустом сидели шишки ...

- мышки.

- На сосне висели мышки ...

- шишки.

- В воздухе летала кошка ...

- мошка.

Молоко лакала мошка ...

- кошка.

XII. Автоматизация звука в словосочетаниях.

6. Упражнение «Какой? Какая? Какие?»

Логопед: Лягушка не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

Каша из пшена какая?

Обучающийся: Пшенная каша.

Логопед: Сок из вишни какой?

Обучающийся: Вишневый сок.

Логопед: Слон не маленький, а какой?

Обучающийся: Большой слон.

Логопед: Компот из груш какой?

Обучающийся: Грушевый компот.

Логопед: Конфеты из шоколада какие?

Обучающийся: Шоколадные конфеты.

Логопед: Из шерсти шапка какая?

Обучающийся: Шерстяная шапка.


7. Упражнение «Сосчитай до 5».

Логопед: У Шуры есть красивая шуба. Давай посчитаем до 5, используя слово «шуба». Слушай и повторяй.

Одна шуба

Две шубы

Три шубы

Четыре шубы

Пять шуб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Далёкую планету»

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста  «Путешествие на Далёкую планету»Цель: развитие познавательного интереса у детей и включен...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Мы уже не зрители, мы сейчас строители».

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Мы уже не зрители, мы сейчас строители»....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков С-З.

Файл содержит конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Дифференциация звуков С-З"...

Конспект занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Конспект занятия учителя-логопеда для детей старшего возраста с ОВЗ «К нам пришла весна» с использованием мультимедийного оборудования...

Методический комплект конспектов занятий по коррекции звукопроизношения для организации индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Авторы:  Шишковская Н.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» Алексеева Т.В.,  учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка»...

Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме: «Зимняя одежда»

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя и связной речи по лексической теме: "Зимняя одежда"...