Конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков С-З.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Татьяна Викторовна Бендикс

Файл содержит конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Дифференциация звуков С-З"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s-z.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

д/с №3 «Звездочка»

Конспект открытого занятия по произношению для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием.

(РМО учителей-логопедов)

Составила учитель-логопед Бендикс Т.В.

г. Зерноград, 2020

Тема: Звуки «С – З».

Цель: Различение и правильное произношение «С-З».

Образовательная задача: обогащение словаря, активизация  

           речемыслительной деятельности на базе речевого материала.

Коррекционная задача: закрепление навыка различения и правильного

           произношения звуков  «С-З»  в слогах, в словах, фразах.

Воспитательная задача: воспитание активного устойчивого внимания с          

           целью результативности в усвоении знаний.

Оборудование: предметные картинки на звуки С, З; профили артикуляции                              

            звуков; карточки – символы звуков С, З; карточки для чтения; поделки    

            оригами (зайчата и слонята).

            .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

  Повторение правила «Звуки и буквы» (произнося правило дети  

  указательным пальцем показывают: рот, ухо, глаз, воздух):

* Звуки мы произносим  и слышим,                  

   А  буквы мы видим и пишем.                    

II. Сообщение темы занятия.

 - Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать 2 звука. Отгадайте  

веселые загадки – складки, и вы узнаете звуки, которые будем различать  (картинки – отгадки выставляются на доске):

  1. Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине огонь да вода.        (Самовар)

     2) Котлеты с корочкой всегда

         Поджарит нам …                            (Сковорода)

     3) Открывай холодный кран

         Набирай воды в …                          (Стакан)  

- Как назвать, одним словом  все эти предметы?           (Посуда)

    4) Разгрызёшь стальные трубы,

         Если часто чистишь …                   (Зубы)

     5) Чтобы в цель попасть хоть раз

          Нужен острый, меткий …              (Глаз)  

      6) Первым пробовать привык  

          Угощенья все …                              (Язык)  

- Как назвать одним словом, что это?                             (Части лица)

III. Выделение звуков из следующих слов - самовар, сковорода, стакан, посуда, зубы,  

     глаза, язык

- Какой звук в начале слова самовар?  (сковорода, стакан)

- Какой первый звук в слове зубы?

- Где вы услышали звук С в слове  посуда?                                                                  

- Где вы услышали звук З в словах глаза, язык? 

IY. Характеристика звуков «С, З». Сравнение их по артикуляционным и  

      акустическим признакам и обозначение цветовыми символами. 

 - Расскажите, в каких замках живут эти звуки, какими символами мы их

   обозначаем.      

(Ответы детей)

- Звуки «С, З»  нужно различать! Эти звуки похожи: оба согласные, положение языка во рту одинаковое – язычок находится внизу (ответы детей с опорой на речевые профили).

- А чем они отличаются?

- Звук С – глухой, З – звонкий.

Повторение чистоговорок (тактильный контроль – руку положить на горло):

*Голос спит: СА – СА – СА

       Санки, сало, колбаса.

- Какой звук чаще всего слышался?  Поднимите символ.

     *Звенит голос: ЗА – ЗА – ЗА

       Зайка, запах, стрекоза.

- Какой звук чаще всего слышался?  Поднимите символ.

Y. Различение звуков «С – З»:

   1) выделение «С –З»  на слух с исп. символов ( с закрытыми глазами):  

    * из ряда согласных:  С  З  Ш  Ж  З  С  С  и т.д.;

    * из ряда слогов: СО, ЗА, ЗО, СО, СУ, ЗЫ, СЫ, ЗУ, ЗНА, ОЗН, СНЫ …;

    * из слов: собака, замок, полоса, зонт, сахар, розы, абрикос, забор,  

                     сковорода, сапог, азбука, зоопарк, санки, фасон;

  2) преобразование  слогов, слов – игра «Наоборот»:

СА – ЗА        СТА – ЗДА       ЗОЯ – СОЯ       ЗАЙКА – САЙКА

              СО –              СТО -                 ЗУБ -                 ЗАХАР –

             СУ -               СТУ -                 КОЗА -              РОЗА –

             СЫ -             СТЫ -                ЛИЗА -              КОЗЫ –

             СЭ -              СТЭ –

3) воспроизведение слоговых рядов – игра «Запомни, повтори»

     са – са  – за              за – за – са             сна – сна – зна

      са – за – за               за – са – са             сна – зна – сна

     са – за – са               за – са – за             зна – сна – сна   и т.д.

4) игра «Добавлялка»

   - Я  начну, а вы кончайте

     Хором дружно отвечайте.

     В слове слог договори  (- СЫ –  или  – ЗЫ -),

     Будь внимательным, смотри!

* БУ …                       ВЕ…                     АРБУ…

    ТА…                        МОРО…               КОЛБА…

      БЕРЁ…                   ЧА…                     ВОДОЛА…

YI. Физкультурно-оздоровительный момент:

«Зайка» (имитация действий)

                                      Зайка серенький сидит

                                     И ушами шевелит.

                                     Зайке холодно сидеть,

                                     Надо лапочки погреть.

                                     Зайке холодно стоять,

                                     Надо зайке поскакать:

                                     Скок – скок – скок – скок.

                                     Кто-то зайку испугал –

                                    Зайка прыг и убежал.

YII. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического                        

      восприятия. Звуковой анализ слов.

Игра «Запомни, повтори» (хором, индивидуально).                                            У У забора коза, а у сосны лиса.

У зверя зуб, а у Светланы суп.

                                         У Зои зайка, а у Сани сайка.

 У Лизы глаза, а у Оксаны коса.

                                         У Захара тазы, а у киски усы.

    У избушки замок, а у леса собор.

    У избушки замок, а у Сани сапог.

- Назовите предметы, о которых мы сейчас говорили:                                                                                  

   *В слове один слог, первый звук С.(Суп)

   * В слове первый звук З, а последний – К. (Замок) «Разбросайте» звуки слова ЗАМОК. Сколько их в этом слове? (Пять звуков.) Обозначьте звуки кружочками. На каком месте звук З?

Перед детьми выставляется схема слова лиса.

Угадайте животное, в названии которого есть гласные звуки  И, А. (Лиса)

Как вы догадались, что это лиса? Назовите зверей, в названиях которых есть изучаемые звуки. (Заяц, слон, барсук, зубр и др.)

YIII. Развитие фонематических представлений.

Игра «Чей снимок».

Подарите Сане и Зое предметы, в названиях которых есть звуки «С, З». Слушайте внимательно своих товарищей, на каждый звук поднимайте соответствующие символы.

IX. Произношение звуков «С, З» в предложениях. Анализ  состава предложения. Развитие воображения.

  1. Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?                                                                

*Наступила осень, зацвели сады.

          *На березе созрела земляника.

          *Выпал снег, прилетели ласточки.

          *Яблоки растут  на яблоне.

Придумывание детьми предложений-небылиц. Анализ одного, двух предложений.

     2. Подберите нужное по смыслу слово.

         - Что можно:  завязать   ………….             бант, шнурки, узел

                                 застегнуть   ……….              пуговицу, сумку

                                 забить       …………              гвоздь

                                 заплести    ………...               косу

      Повторите эти слова. Какой звук слышится в этих словах? (Звук З.) Подберите картинки к этим словам и составьте предложения. Аналогичная работа со словами на звук С.

         - Что можно:  сложить  …………..              кубики, книги, мозаику

                                  срубить …………..               ветку, сосну

                                  сорвать ………….                цветок, яблоко, мимозу

X. Пальчиковая разминка «Зайка»

Зайка скок, скок

За кусток и молчок.

Из-за кустика выглядывает

На ребятушек поглядывает.

Зоя пальчиком грозит –

Зайке спрятаться велит.

Бродит серый волк в лесу-

Он поймал вчера козу.

А коза давай бодать,

По кустам его гонять.

Волк помчался по дороге

И едва унес он ноги.

XI. Решение проблемных вопросов.

- Если бы я  предложила  вам живого зайку и игрушечного, заводного, какого бы вы выбрали? Почему вы сделали такой выбор?

XII. Чтение слов. Игра «Составь слово».

Саня и Зоя передали для вас конверты, в которых для каждого есть задание.

Например, в конверте лежит полоска с наклеен. разноцветными квадратами;

                    отдельно квадратики с написан. буквами; в начале каждой        

                    полоски стоит точка, указывающая на начало слова.

Задание 1: составь слово из букв. Цвет букв должен соответствовать цвету квадрата на полоске.

Слова для чтения: ЗАМОК, КУСОК, КОСЫ, ЗАБОР, КОЗА, САЛАТ.

Задание 2:  составь со своим словом предложение, посчитай, сколько слов в предложении.

XIII. Итог занятия.

Произнесение, сопоставление звуков, припоминание слов, картинок на С. З.

Поощрение детей за хорошую работу поделками-оригами  (зайчата и слонята).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"

Данное занятие в комплексе с другими позволит сформировать у детей адекватные эмоциональные состояния, научить детей понимать свои чувства и чувства других детей.Все задания выполняются в игровой...

Конспект проведения занятия по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста "Медведь в осеннем лесу"

Конспект по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в технике "рваной" аппликации...

Конспект интегрированного занятия "Осеннее настроение" с детьми старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка» Тема: «Осеннее настроение»Цель:-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природеЗадачи:-уточнить приметы осе...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звука «Ш-Ж»

Конспект занятия, в помощь при работе по дифференциации звуков "Ш-Ж""...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звука "С-З"

Конспект занятия по формированию умения дифференцировать звуки изолировано на уровне слога, слова....

Конспект открытого подгруппового занятия учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Тема "Автоматизация звука Ш в словах и предложениях"

Цель: Формирование звуковой стороны речи.Коррекционно-образовательная задачи:- Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме; - Автоматизировать звук [Ш] в словах;- Формировать фо...