Конспект подгруппового занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ «На помощь другу»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Масимова Светлана Новрузовна

Закрепление знаний детей о насекомых, дифференсация звуков Ш-Ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_nahodka_2.docx808.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия для детей с ТНР старшего возраста.

Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ

«На помощь другу!»

Цель: Закрепление знаний детей о насекомых, дифференсация звуков Ш-Ж.

Коррекционно-образовательные задачи:

·         закреплять умение называть времена года, дни недели по порядку, начиная от любого заданного;

·         уточнять и расширять знания детей о насекомых;

·         активизировать словарь по данной теме;

·         совершенствовать грамматический строй речи;

·         закреплять умение называть обобщающее понятие;

 Коррекционно-развивающие задачи:

·         развивать фонематическое восприятие;

·         развивать память и внимание, зрительное восприятие;

·         развивать умение подбирать прилагательные к существительному;

·         развивать умение подбирать слова с противоположным значением;

·         развивать логическое мышление;

·         развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

·         воспитывать способность к взаимопомощи; терпению по отношению друг к другу;

·         воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца.

Оборудование: Игрушка солнышко, Smart доска, игра - презентация, мяч.

Ход занятия:

I.                   Организационно-мотивационный этап

Приветствие детей (Дети стоят в кругу, передают друг другу солнышко, называя друг друга ласково по имени с пожеланием доброго утра, дети стоят перед интерактивной доской).

Учитель-логопед: Ребята, сегодня необычный день, мы отправимся в удивительный поход. Для начала выясним, какие времена года вы знаете? Какое сейчас время года? Как называется время года перед летом? Какое время года между весной и осенью? Какое время года наступит после лета? (Ответы детей.)

(На доске изображение лесной опушки) (слайд 1)

Учитель-логопед: Ребята, у нас гость (сюрпризный момент) (слайд 2)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/q1522787969.jpg

Учитель-логопед: Ребята, кто это? (Ответы детей).

Учитель-логопед: Правильно, это бельчонок. Как вы думаете, почему он грустит? (Предположения детей).

Учитель-логопед: Ребята, бельчонок гулял на лесной опушке, вдруг налетел ураган. Ветер был настолько сильным, что повалил деревья на землю. Теперь бельчонок не может найти дорогу домой.

Проблемная ситуация.

Учитель-логопед: Ребята, что же делать? Как нам помочь бельчонку попасть домой? (Ответы детей – расчистить тропинку от сломанных деревьев).

Замечательно, что вы такие отзывчивые и готовы прийти на помощь.

  II. Основной этап

1.      Учитель-логопед: Для начала ребята, нам необходимо отгадать загадки.

игра «Угадай-ка»   

Изображения насекомых частично прикрыты зелеными листьями.

Дети отгадывают загадки, лист исчезает, появляется изображение отгаданного насекомого.             

  (слайд 3)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/f1522788014.jpg

   1.      Необычные цветы

Ты нашел среди листвы.

Не дотронуться рукой –

Улетит цветочек твой.

Яркая, как лампочка

Тут порхает … (Бабочка).

 2.      Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (Стрекоза).

 3.      Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам ….( Божья коровка).

 4.      У нее так много ног —

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (Гусеница)

5.      Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажите-ка? .. ...(Оса)

 6.      Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (Муравей)

 7.      Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (Комар)

 8.      Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (Муха)

9.      В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук.

Кто же это?.. (Жук)

 10.  На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

 11.  Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её? …(Пчела)

 

Учитель-логопед: Ребята, как можно одним словом назвать всех, кто прятался под листьями? (Ответы детей)

Учитель-логопед: Молодцы, первая преграда на пути бельчонка исчезла!

 2.      Учитель-логопед: Продолжаем помогать бельчонку. На пути следующая преграда.

         Упражнение «Назови ласково».  (слайд 4)

  

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/w1522788050.jpg

  Учитель-логопед: Ребята, давайте назовем ласково все, что мы видим на полянке. (Ответы детей).

 Цветок – цветочек                Стрекоза - стрекозка           Комар – комарик

Гусеница – гусеничка           Жук – жучок                         Муравей - муравьишко

Пчела – пчелка                      Дерево-деревце

 Учитель-логопед: Здорово!У вас отлично получается, преграда исчезла.

 3.      Учитель-логопед: Вот и очередное задание для вас.

         Упражнение «Найди половинку» (слайд 5)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/b1522788076.jpg

 Учитель-логопед: Произошла какая-то путаница, посмотрите на бабочек. Что случилось? (ответы детей) (Дети соединяют нужные половинки бабочек) 

Учитель-логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием.

 4.      Учитель-логопед:  Осталось совсем  мало сломанных деревьев, бельчонок скоро окажется дома. А сейчас давайте вспомним, какими бывают насекомые?

        Упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом).

Муха быстрая, а гусеница…….медленная.

Жук шумный, а муравей….. тихий.

Жук большой, а божья коровка…..маленькая.

Бабочка яркая, а комар………. тусклый.

У осы крылья короткие, а у стрекозы…длинные.

Гусеница длинная, а муравей ……короткий.

У жука усы толстые, а у бабочки… тонкие.

У шмеля спина широкая, а у осы… узкая.

 Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена,  пора отдохнуть. Представьте, что вы кузнечики.

(Дети под мелодию «В траве сидел кузнечик выполняют движения).

 Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Музыку послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

  7. Учитель-логопед: Отлично, отдохнули? Продолжим помогать? Нам осталось

одно дерево. И бельчонок дома.

Упражнение «Речевая дорожка» дифференсация звуков Ж-Ш (слайд 6)

 Давайте все вместе пройдем по дорожке, только идти нужно дружно, не обгоняя друг друга и не отставая.

(Дети «идут» по речевой дорожке сначала в прямом, потом в обратном направлении)

(ПУШОК – ЛУЖОК – ПУШОК – ПУШОК – ЛУЖОК – ПУШОК – ЛУЖОК – ЛУЖОК).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/x1522788174.jpg

 Учитель-логопед: Молодцы, ребята, разобрали все деревья и бельчонок теперь дома.

Слайд 7

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/b1522788190.jpg

 III. Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель-логопед: Ребята, вы молодцы, помогли бельчонку добраться до дома.

- Какие игры вам понравились больше всего? (ответы детей)

- Какие игры вам показались самыми трудными? (ответы детей).

Источники:

http://zagadki.info/rifma/babochka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи c использованием ИКТ

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи с использованием ИКТ....

Конспект интегрированного занятия для детей с ЗПР (Старший дошкольный возраст 6-7 лет)

Конспект  итогового интегрированного занятия "Весна идёт". Старший дошкольный возраст (6-7 лет)....

Конспект интегрированного занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Огонь, вода и дороги большого города»

Цель: 1. Закрепить знание детей  о правилах пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем2. Познакомить детей с правилами поведения на воде, и через игровые ситуации отработать их пр...

Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста содержит тему, цели и упражнения, направленные на развитие у дошкольников с СНР слухового внимания, речевой, мимической ...

Конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков С-З.

Файл содержит конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Дифференциация звуков С-З"...