Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме: «Зимняя одежда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя и связной речи по лексической теме: "Зимняя одежда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnyaya_odezhda.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия по теме: «Зимняя одежда»

Цель: 
1. Коррекция психоэмоциональной  сферы детей с помощью мимических упражнений. 
Активизация активного словаря по теме. 
2.Закрепление в речи детей  относительных прилагательных и приставочных глаголов.
3.Развитие фонематических процессов, мелкой моторики, общей моторики и координации движений, памяти, внимания. 
4. Закрепление навыка составления предложений с опорой на картинку. 
5. Формирование самоконтроля за речью с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  Коррекция эмоциональной сферы детей.
    Угадайте, что я делаю? 
    Имитация одевания: одевание сапог, шапки, шарфа, шубы. Дети повторяют движения. 
    Мы с вами уже оделись и пошли гулять. На улице вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы – покажите, как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно. Завьюжило, стало холодно – мы недовольны вьюгой. 
    Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.

2. Сообщение темы занятия. Отгадывание загадок.
Чтоб не мерзнуть, пять ребят 
В печке вязаной сидят.   (Варежка) 
Сижу верхом 
Не знаю на ком.              (Шапка)

Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года. (Ответ детей - зима). Какая погода зимой? (Ответ детей – на улице холодно, морозно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель,

 … ). Правильно. Для того чтобы нам не было холодно на улице мы надеваем теплую одежду, головные уборы, обувь. Вспомните, какую зимнюю одежду вы знаете? (Ответ детей - варежки, шапка, шарф, пуховик, шуба, … ). 
На наборное полотно выставляются картинки с изображением зимней одежды: варежки, шапки, шарфа, шубы, пуховика, зимних  сапог, валенок. Педагог рассказывает детям о назначении зимней одежды.

3. Составление предложений по картинкам с изображением предметов одежды. Закрепление в речи предлогов (В, НА, БЕЗ). Закрепление употребления имён существительных в косвенных падежах.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Продолжи предложения». Вы сейчас будите договаривать предложения. Слушайте друг друга внимательно и не повторяйтесь. 
Зимой люди ходят в .. (ответы детей: шапках, шубах, … Зимой мы надеваем на ноги ..(ответы детей: сапоги, дутики, валенки,…)Зимой нельзя выходить на улицу без.. (ответы детей: сапог, варежек, пуховиков,….)

4. Динамическая пауза. Речь с движением.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.               (шагают, высоко поднимая колени)
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу. 
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.                    (наклоняются, поглаживают колени)
Сейчас сядем, отдохнём, а опять гулять пойдём.  (садятся, затем встают и опять шагают)  На прогулке они встречают Сашу и Машу.

5. Развитие грамматического строя речи. 
а) Словообразование относительных прилагательных.  
- Здравствуйте ребята!  (Дети здороваются) 
- Давайте познакомимся? Меня зовут Маша. А я –Саша. (Дети представляются). 
- А у нас  для вас подарок. Достают и открывают  коробку с зимними вещами (в ней: рукавица, шапка, сапоги). Посмотрите ребята, что это? (Ответ детей - варежка). Варежка связанна из шерсти, варежка какая? (Ответ детей- шерстяная. А это, что? (Ответ детей- шапка. Шапка сшита из меха, шапка какая? (Ответ детей – меховая). Посмотрите ребята, а что это такое? (Ответ детей- это сапоги). Сапоги сделаны из кожи, значит сапоги какие? (Ответ детей- кожаные).

б)Дидактическая игра «Скажи наоборот». Закрепление правильного употребления в речи приставочных глаголов.
Саша и Маша все делают наоборот. Ребята, скажите, что делает Маша? 
Саша обувается - (Ответ детей - Маша разулась) 
Саша упал – (Ответ детей – Маша…поднялась) 
Саша уехал – (Ответ детей – Маша…приехала) 
Саша ушел – (Ответ детей – Маша… пришла) 
Саша замерз - (Ответ детей – Маша… согрелась)

6. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики. 

 Маша варежку надела:                                  (ритмично сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем) 
«Ой, куда я пальчик дела?                              (разводим руки в стороны, пожимаем плечами)
Нету пальчика, пропал,                                    ( разжать все пальцы,  кроме одного)
В свой домишко не попал». 
Маша варежку сняла:                                       (демонстрация действия)
«Погодите – кА нашла!                                     (разогнуть оставшийся согнутым пальчик) 
Ищешь, ищешь и найдешь Сжать пальцы в кулачек. 
Здравствуй, пальчик,                                        (ритмично сжимаем и разжимаем “потерявшийся“

 Как живешь?»                                                      пальчик)

7. Развитие фонематического восприятия. Игра  “Назови звук”. 
Дети, ориентируясь на картинки на наборном полотне, называют первый и последний звук в названии каждой картинки и характеризуют его. На наборном полотне предметные картинки с изображением одежды (шапки, варежек, сапог, куртки)
(Ответы детей - Это шапка. В слове шапка первый звук «Ш». Этот звук согласный, твёрдый …)

8. Итог занятия. 
Наше занятие подошло к концу. Пришло время прощаться нам с нашими друзьями Сашей и Машей. 
- Нам у вас очень понравилось, вы молодцы ребята, все были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Спасибо вам. 
- До свидания ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение по развитию речи с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Одежда» «Поэтическое ателье»

Совместное развлечение детей и родителей по развитию речи с использованием элементов театрализации по поэтическим произведениям на тему "Одежда"....

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологийЦель: с...

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»» для детей средней группы

Дети в игровой форме расширяют и закрепляют знания о зимних предметах одежды,учатся пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологийЦель: с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...