Конспект мероприятия с родителями
консультация

Кокуева Ольга Владимировна

Консультация по развитию речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_s_roditelyami.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности развития активной речи детей раннего возраста»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития активной речи детей раннего возраста.

 

Появление активной речи является одним из важнейших событий в психическом развитии ребенка раннего возраста. Ее интенсивное развитие начинается на втором году жизни.

К полутора годам дети охотно и легко повторяют за взрослыми произносимые ими слова. Когда взрослые говорят маленькие стишки или поют песенку, дети «подговаривают», повторяют их концовку, если они нетрудны по звуковому составу.

Таким образом, основным содержанием первого этапа в развитии активной речи является овладение ребенком называнием предметов, лиц, ситуаций; речь преимущественно служит для обозначения предметов на основе воспроизведения звуковых образцов взрослого (слов).

Следующий период в развитии речи обычно наступает после полутора лет и характеризуется нарастание темпа развития, выдвижением на первый план самостоятельной речи. Накопленный за первое полугодие запас слов становится активным словарем ребенка, который быстро увеличивается: слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматическое формы: прошедшее время, третье лицо.

К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух-трех слов. Построение предложений вначале бывает своеобразным. Так, подлежащее иногда помещается после сказуемого («убежал дядя»), дополнение ставится на первое место («моко дай»), отрицание оказывается в форме высказывания («Витя пакать не»).

К концу второго года жизни речь ребенка становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму, ребенок обращается ко взрослым по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.

Детей третьего года жизни отличает высокая речевая активность. Они говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Дети повторяют все, что слышат, воспроизводя сложные речевые конструкции и незнакомые слова, даже часто не понимая их смысла. Речь становится особым предметом деятельности детей.

В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка; речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности. Более разнообразными становятся поводы обращения к взрослому: ребенок хочет рассказать, что он сделал; ищет объяснение непонятного; просит показать, как надо сделать и т.д.

К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляется падеж и время. На третьем году он овладевает предлогами и наречиями, некоторыми союзами. Усложняется структура речи. Ребенок начинает пользоваться многословными предложениями, речь его быстро приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения с окружающими, в том числе и со сверстниками.

Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

Сначала слово ассоциируется для ребенка только с конкретным единичным предметом. Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории, становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней.

 Первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни.

Вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т.д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни.

Третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т.п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года.

Четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Причем чем меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется. Так, на первом году необходимо более 50-70 повторений, в то время как на втором году – не более 10. Большое значение имеют действия ребенка с называемым предметом.

Несмотря на наличие определенных закономерностей в развитии речи, сроки возникновения, темпы и характер ее становления могут быть различными. Индивидуальные различия в развитии речи зависят от условий жизни и воспитания. Поэтому так важно уделять большое внимание развитию речи детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия с родителями в старшей логопедической группе «Моя любимая мамочка»

Мероприятие для родителей и детей старшей группы к "Дню матери" Познакомила родителей с историей возникновения праздника.Совместные игры и задания сплотили ребят, а мамы больше узнали о своих детях....

Конспект мероприятия для родителей «Нас сказка учит говорить»

1. Продолжать знакомить родителей с формами коррекционной логопедической     работы с детьми:Артикуляционная гимнастика в форме интерактивной сказкиРазвитие мелкой моторики посредс...

Конспект мероприятия для родителей. От игры к учебе, или кризис 7 лет.

Ознакомить родителей с особенностями протекания, проявлениями кризиса семи лет. Рассказать им о тех новообразованиях. Которые появляются в этот период....

Конспект мероприятия для родителей: «Любимые родители, поиграть со мною, не хотите ли?». (для детей младшей группы)

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы...

Конспект мероприятия с родителями и детьми старшего дошкольного возраста тема: «В музей всей семье»

Конспект мероприятия с родителями и детьми старшего дошкольного возрастаТема: «В музей всей семье»Интеграция областей: познание, ознакомление с предметным и социальным окружением.Цель: Вызвать желание...

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ (С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ) ТЕМА: Здоровый ребенок в здоровой семье

- Формирование у детей и их родителей и членов семьи детей осознанного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей; формировать привычку к здоровому образу жизни- Развивать межличностное общени...