Консультация для родителей "Арт-терапия при детской тревожности"
консультация
В работе с тревожными детьми применяется Арт-терапия - это вид психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве, что позволяет ребенку выразить себя без речи (которая может быть еще недостаточно развитой или вовсе отсутствовать у ребенка).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Арт-терапия как средство профилактики и коррекции детской тревожности»
Основными причинами возникновения тревожности у детей является, завышенные требования со стороны взрослых, частые упреки, излишняя строгость родителей, открытые посылы и частые угрозы, недоверие ребенку, отдаленность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи, превалирование авторитарного стиля общения или непоследовательности требований.
В работе с тревожными детьми применяется Арт-терапия - это вид психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве, что позволяет ребенку выразить себя без речи (которая может быть еще недостаточно развитой или вовсе отсутствовать у ребенка).
Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка.
Развитие происходит в деятельности, что лежит в основе арт-терапевтического воздействия, состоящего из:
- изотерапии - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием- помогает в развитии творческих способностей;
- игротерапии - это психокоррекционное использование игры - позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения;
- фототерапии - это терапия, основанная на применении фотографии или слайдов- для развития и гармонизации личности;
- песочной терапии-снятия внутреннего напряжения, с использованием песка; это способ общения с миром и самим собой;
- музыкотерапии - это контролируемое использование звуков и музыки ;
- танцевальной терапии - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности;
- цветотерапии -– это лечение цветом. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение;
- сказкотерапии -древнейший способ социализации и передачи опыта.
Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:
- развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения;
- гармонизация эмоционального состояния детей;
- расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография);
- раскрытие творческого потенциала;
- развитие оригинальности мышления;
- улучшение внимания и памяти;
- формирование активной жизненной позиции;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных способностей.
Как занятия арт-терапией могут помочь ребенку?
- Помочь в творческой форме выразить и удалить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду)- «контейнирование» эмоций.
- Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее, уравновешаннее.
- Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
- Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.
В чем же ценность арт-терапии для детей:
ᴥ Создает положительный эмоциональный настрой.
ᴥ Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям
ᴥ Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.
ᴥ Развивает чувство внутреннего контроля.
ᴥ Повышает творческую самооценку и уверенность в себе.
ᴥ Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
ᴥ Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
ᴥ Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.
Арт-терапия не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стресс).
На занятиях ребенок свободно проявляет свою фантазию. Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую моторику.
Уроки музыки, пения и танцев помогают ему уже за несколько занятий снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть свои глубинные страхи (боязнь воды, собак, темноты и насекомых).
В ходе учебного процесса дошкольник учится общению со сверстниками и приобретает веру в себя, получает новые знания об окружающем мире.
Совместная деятельность взрослых и детей помогает сблизиться друг с другом, вникнуть в проблемы и найти способы для их решения.
Правила организации занятий:
1. Организация рабочего места.
Ребёнка не должно что-либо стеснять. Простор, безопасность, удобство - вот чему стоит следовать в этом деле. Можно постелить клеёнку, надеть удобную одежду, которую не жаль вымазать, и вперёд к творчеству! Пусть ребёнок сам выразит желание, чем бы он хотел заняться. Рисовать, лепить, клеить: каждому предпочтительнее что-то своё. Если ребёнок в замешательстве, можно подсказать ему несколько вариантов.
2. Правила безопасности.
Не пачкаться, не брать в рот материалы, мыть руки, кисточки после использования, убирать свое рабочее место.
3. Необходимый запас материалов.
Хорошо, если количество материалов будет достаточным, чтобы удовлетворить потребности ребенка. Не лист бумаги, а целый альбом. Даже если в планах рисование, и пластилин, и цветную бумагу, и клей нужно иметь под рукой. Мало ли куда заведёт ребёнка фантазия!
4. Результат не подвергается критической оценке.
Прежде всего, нужно отказаться от оценивания качества работы и уважения ко всему, что бы ни создал ребёнок. Это его внутренние переживания, эмоции, он показывает их неосознанно, по-своему. Пусть вам произведение ребенка кажется бессмысленными каракулями, для него это отражение его самого. И то, как вы относитесь к его работе, ребенок воспринимает как ваше отношение к нему самому. Поэтому – относитесь к работе ребенка с уважением, уделите им должное внимание, не пытайтесь что-то добавлять к работам ребенка и обязательно сохраняйте их (пусть ребенок, когда будет в состоянии, сам решит, что делать со своими творческими продуктами).
Родителям можно посоветовать дома завести для работ ребенка специальную папку, подписывать их и относиться к ним с уважением. Как еще можно использовать работы ребенка? Можно создать уголок с постоянной выставкой творческих достижений ребенка, где на них могут полюбоваться взрослые члены семьи (это будет способствовать развитию его позитивного самовосприятия). Рисунки и другие поделки ребенка – повод для обсуждения с родителями, рассматривания вместе.
5. Общение с ребенком во время занятий.
Важно находиться на одном уровне с ребенком, смотреть в глаза, поощрять, хвалить, поддерживать.
6. Самостоятельность действий ребенка.
Роль взрослого в творческом процессе ребенка – только вспомогательная. Учите малыша, как обращаться с бумагой, пластилином, кисточкой и красками, природным материалом, как рисовать красками, как лепить.
Вы можете помочь ему подержать стаканчик с водой, чтобы не пролилась, но не пытайтесь рисовать рукой малыша, лучше покажите, как делаете это сами – но на своем листе рядом. Ребенок учится, слушая вас и наблюдая за вами
7. Темы для работ. Для терапевтического эффекта необходимо затронуть такие темы “Моя семья”, “Я боюсь”, “Мне нравится”, “Я злюсь”. Педагог видит проблемы ребёнка и их стоит взять за основу, естественно, делая это мягко и не откровенно для ребёнка.
Материалы для проведения занятий
Материалы зависят от возраста, лучше всего натуральные:
- кисточка – 2 кисточки могут вводиться после 3-х лет;
- краски – гуашь (до 1,5 – 1 цвет и можно фломастер, потом – 6 цветов до 3 лет), пальчиковые (от 6 мес.), акварель (после 3-4 лет);
- пастель, мелки и др. (2,5 – 3 года);
- бумага (сначала – 1 лист, потом – пачка бумаги, потом после 2-х – эксперименты с форматами);
- вода в кружке-непроливайке;
- тесто (лучше начинать с него), пластилин, глина и т.д.
- картон и цветная бумага, клей ПВА с кисточкой и др. материалы для аппликаций. Сначала нужно научить ребенка клеить заранее вырезанные фигуры, потом составлять композицию, потом вырезать – с 3-х лет. Можно рвать бумагу;
- трафареты и шаблоны (губки, кисточки, кусочки чего-то);
- крупы.
Рецепты теста и пальчиковых красок:
Тесто для малышей до 12 месяцев – без соли:
- 300гр муки
- 150гр воды
- 1ч.л. растительного масла
Соленое тесто – для детей от года – можно запекать:
- 2 стакана муки
- 1 стакан мелкой соли
- 1 стакан воды – можно подкрасить пищевым красителем
- 2 ст.л. растительного масла
Пальчиковые краски
- 1 часть муки
- 1 часть соли – можно крупную (массаж пальчиков, когда высохнет, будет красиво блестеть)
- Разбавить водой (+краситель) до консистенции густой сметаны
- Добавить в качестве красителя гуашь или пишевой краситель (тогда надо растворить в воде)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ивановой Светланы Евгеньевны ГБДОУ №134 Выборгского района. Работа с родителями. Консультация "Родительские заповеди. Детская тревожность"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951000","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951029","at...

Консультация для родителей "Истоки детской тревожности"
Казалось бы, жизненный путь ребятишек совсем мал, а тревожность уже успела стать постоянным спутником некоторых из них. Данная консультация поможет родителям узнать об истоках детской трев...

Консультация для родителей «Детская тревожность или как победить чувство тревоги»
Консультация для родителей«Детская тревожность или как победить чувство тревоги»...

Консультация для педагогов " Детская тревожность"
У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических меропр...

Консультация для воспитателей «Тревожные дети. Методы борьбы с детской тревожностью».
Тревожность – состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это эпизодические ...

Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?
Детская тревожностьТревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избе...

Консультация для родителей "Психологические причины детской тревожности".
Консультация для родителей: "Психологические причины детской тревожности"....
