«О детской тревожности и способах снятия детской тревожности».
консультация
детская тревожность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 421.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«О детской тревожности и способах снятия детской тревожности».
Влияние эмоций на здоровье ребёнка
Первые годы жизни — интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни естественно привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувство любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и все эмоциональное развитие, в 4 года. Любовь мальчиков к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. Это родник чувств, способный сделать детство счастливым. Именно в 4 года характерны высказывания: «Мама меня не ругает — она меня жалеет»; «Мама, я никогда жениться не буду: я тебя очень люблю».
Все сказанное о мальчиках можно отнести и к девочкам в отношении к отцу. Безусловно, это схема, но она верно отражает выраженную в возрасте до 5 лет потребность в эмоциональном контакте с родителями другого пола и любви к нему. В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым, обнимают их, что указывает на развитие наряду с эмоциями так называемой схемы тела, или чувственного телесного образа «я», соотносимого с половым и более узко сексуальным развитием.
Эмоциональный контакт с матерью и чувство любви к ней могут быть нарушены вследствие разных причин. Один вариант, особенно у мальчиков, связан с излишней принципиальностью матери, когда она поступает правильно, но, что называется, без души, формально, не учитывая выраженную в данном возрасте высокую потребность в теплоте, взаимности, отзывчивости и сострадании. Другими словами, у матери отсутствует непосредственность в выражении чувств, когда ее отношение к ребенку зависит часто от того, насколько он оправдывает ее ожидания.
Другой вариант – мать по молодости не испытывает чувства материнства и относится к ребенку так, словно он какой-то неодушевленный предмет, который можно переставлять с места на место, не интересуясь его чувствами и желаниями. Потом материнские чувства сформируются, но будет уже поздно: ребенок пройдет свой пик эмоционального развития, не испытав ответного чувства любви.
Еще один вариант — эмоциональное неприятие матерью каких-то нежелательных, с ее точки зрения, черт темперамента и характера ребенка. Нередко в этом отражается скрытый конфликт с мужем.
У девочек препятствия в эмоциональном контакте с отцом чаще всего вызваны его недостаточно активной ролью в семье. Он может не придавать значения эмоционально близким отношениям с дочерью, быть слишком занятым, эмоционально блокированным в семье.
Другая проблема, возникающая в данном возрасте, - это ревность, когда дети, особенно девочки, не могут «поделить» своих родителей.
Ревность чаще всего возникает, когда в семье двое детей. Иногда по различным причинам одному из них родители уделяют больше времени и внимания, чем другому.
Рассмотренные проблемы семейных взаимоотношений типичны для детей, заболевающих неврозами и имеющих повышенную эмоциональную чувствительность. Эти дети не могут чувствовать себя спокойно без любви и эмоциональной поддержки, иначе у них появляется ощущение, что они никому не нужны. Возникающий в воображении страх одиночества ассоциируется со страхом быть изолированным и забытым.
В семьях, где дети заболевают неврозами, каждый из родителей пытается односторонне, в ущерб другому, эмоционально привлечь ребенка на свою сторону, в чем нередко отражается скрытый конфликт между ними. Но стремление родителей поделить подобным образом чувства ребенка часто вступает в противоречие с реальными потребностями самого малыша, вызывая беспокойство, обиду, недовольство и протест.
Еще тяжелее ребенок переносит отсутствие эмоционального контакта и взаимопонимания с обоими родителями.
Задача родителей окружить ребенка лаской и заботой, как можно чаще говорить нежные, ласковые слова. Чаще говорите ребенку, что вы любите его, поддерживайте с ним телесный контакт и насыщайте его жизнь положительными эмоциями. И если в семье произошел конфликт между родителями, то помните, что плохо может быть не только вам, но и вашему ребенку. Относитесь к вашему малышу с пониманием и тогда все беды обойдут вас стороной. А если все же проблемы коснулись вас, и вы чувствуете, что не можете справиться самостоятельно, то не бойтесь обратиться к специалисту (невропатологу, психоневрологу либо психологу).
Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности
Есть в детской психотерапии один особенно приятный метод – метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Несмотря на ироничную улыбку серьезных людей, практика сказкотерапии применяется не менее серьезными профессионалами – педагогами, психологами и психотерапевтами.
Сказкотерапия – один из самых древних, а возможно и древнейших методов воспитания, передачи социального опыта, традиций и менталитета. Наряду с арттерапией и игротерапией сказка призвана помочь человеку раскрыть внутренние переживания, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Использование сказкотерапии оправдано не только в работе с детьми. Образные притчи, символы, игровые ситуации эффективны при занятиях со взрослыми людьми. Великие пророки говорили притчами. Багаж сказкотерапии велик – басни, притчи, мифы, народный фольклор.
Сказкотерапевт рассказывает истории (есть целые подборки сказок определенного направления, например, сказки о доброте). Обсуждает сказки или придумывает их вместе со слушателем. Последние особенно часто применяют в коррекционной психотерапии. Ведь обычный любимый ребенком мишка может многое рассказать на вопрос мамы, что его беспокоит или чего мишка боится.
Исходя из выше сказанного, дети через игрушки рассказывают про свои страхи и свои опасения. Сказкотерапия для детей, используя такой подход, помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.
Но главный секрет сказкотералии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже), выражая свои мысли через речь игрушки или героя – открывает, порой, незаметно даже для самого ребенка те переживания. О которых никогда не сказал бы прямо. Сказкотерапия орудует архетипами, которые глубоко в нас скрывают самые сокровенные движения души. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, вы можете узнать о своем чаде много нового и неизвестного. К примеру, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим.
_________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как один из способов снятия тревожности у детей.
Не много истории возникновения песочной терапии и упражнения для снижения психофизического напряжения....
Анализ продуктов детской деятельности как способ исследования детского развития.
Использование анализа продуктов детской деятельности для индивидуализации дошкольного образования....

Организация конкурсов для детей в детском саду как способ поддержки детской инициативы.
В статье описывается работа детского сада по поддержке детской инициативы через организацию конкурсов....

«Командные игры или «детский тимбилдинг» как способ формирования детского сообщества».
Проект направлен на работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, без особых критериев и ограничений....
Детская тревожность. Способы ее преодоления.
В данной презентации расматриваются причины тревожного состояния детей ,как взаимодействовать с ребенком , чтобы повысить доверие к окружающим, укрепить уверенность в себе и предотвратить проявление т...

Детская агрессивность. Причины и выявление детской агрессии. Методы и способы снятия агрессии.
Детская агрессивность встречается очень часто. Как узнать в чем причина? Как помочь ребенку с правиться со своим гневом? Об этом эта статья....


