Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у дошкольников"
консультация

Илюшина Оксана Михайловна

Основные направления в работе над улучшением крупной и мелкой моторики рук.

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grafomotornyh_navykov_u_doshkolnikov.docx654.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков у дошкольников.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант

 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.https://egords47.edumsko.ru/uploads/1100/1064/section/55726/foto/kruzshki/izodeyatel_nost_/image001.png?1516427577636

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.http://tapenik.ru/dizain/boy_10.png

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.        Мелкая мускулатура пальцев

-   Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2.        Зрительный анализ и синтез

-   Упражнения на определение правых и левых частей тела.

-   Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

-   Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3.        Рисование

-   Занятия по штриховке по контуру, обводка.

-   Срисовывание геометрических фигур.

-   Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

  - дорисовывание незаконченных рисунков;

  - дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

  - упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

-   Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4.        Графическая символика

-   Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).   

            Этапы формирования графомоторных навыков.

             Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

~               В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

~               В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

~               В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

~               Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка,формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – графической развитие графомоторных навыков и овладение символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми.  Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

 «Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

 Вот  основные направления в работе над улучшением крупной и мелкой моторики рук.

        

Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:

  1. Занятия со спичечными или счетными палочками.
  2. Массаж.
  3. Пальчиковые игры со стихами, физкультминутки для пальчиков.
  4. Пальчиковый и теневой театры.
  5. Игры на развитие тактильного восприятия.

Творческие занятия по изобразительной деятельности,  направленные на развитие мелкой моторики рук:

1) Рисование в нетрадиционных техниках (ладонью, ступней, пальцами рук и ног) с использованием самых разнообразных изобразительных средств (ягода, краски собственного приготовления и др.) и инструментов (зубная щетка, ватные палочки и др.)

 2) Рисование красками, кисточками  и карандашами.

3) Аппликации (обрывания, с использованием природного материала, пластилина).

4) Лепка с использованием различных дополнительных материалов (семена, крупы, камушки, бусинки и др.)

5) Конструирование из бумаги.

Развитие ребенка в быту, ручной труд:

1) Стирка вручную мелких предметов одежды, влажная уборка квартиры, мытье полов.

2) Помощь родителям при приготовлении пищи, мытье посуды.

3) Одевание, раздевание,  складывание одежды, завязывание шнурков, застегивание пуговиц.

4) Шитье, вышивка, изготовление бус, вязание, плетение макраме.

5) Изготовление поделок из различных материалов (в том числе природных).

Упражнения, направленные на развитие графических навыков:

1) Работа в тетрадях и прописях.

2) Рисование по трафаретам и линейкам.

3) Ознакомление с разными линиями, пространством листа, клеткой.

4) Выполнение различных штриховых.

5) Рисование  карандашами.

https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/40/43/cartoon-boy-and-girl-flying-on-a-pencil-vector-1484043.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"...

Консультация для педагогов "Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников с помощью штампов»

Разовые штампы и штампы длительного использования: способы изготовления, методика работы как одной из форм деятельности педагога по подготовке руки дошкольника к письму.....

Консультация для родителей на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Консультация для родителей  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.  Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться зад...

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников....

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

     Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо разв...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР»

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет ...