"Психологическая готовность к школе"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Л. А. Венгер
Психологическая готовность к школе – это комплексное понятие, которое формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Она включает в себя несколько важных аспектов: интеллектуальный, личностный, социально-психологический и волевой.
Личностная готовность означает, что ребенок готов принять на себя новую роль – роль ученика. Он понимает необходимость соблюдения школьных правил, таких как своевременное посещение занятий и выполнение домашних заданий. Ключевым элементом личностной готовности является мотивация. Ребенок должен испытывать положительные эмоции по отношению к школе, учителям и процессу обучения. Ему должно быть интересно узнавать новое и учиться. Важно, чтобы желание стать школьником не ограничивалось стремлением к новому статусу, свободе или гаджетам. Ребенок должен хотеть получать знания, заводить друзей и общаться с интересными людьми.
Как помочь сформировать позитивное отношение к школе:
- Делитесь своими положительными воспоминаниями о школе, учителях и любимых предметах.
- Читайте вместе книги о школе.
- Смотрите фильмы о школьной жизни.
Социально-психологическая готовность подразумевает потребность ребенка в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Он должен уметь подчинять свое поведение правилам школьного коллектива, принимать роль ученика, проявлять инициативу в общении и уметь представить себя. Важно, чтобы ребенок умел справляться с трудностями и воспринимал ошибки как часть процесса обучения.
Как родители могут помочь развить коммуникативные навыки и социально-психологическую готовность:
- Поощряйте ребенка к установлению контактов с незнакомыми людьми. Предлагайте ему знакомиться с другими детьми на площадке или в магазине, делиться угощениями.
- Посещайте вместе общественные мероприятия, чтобы ребенок научился вести себя в толпе (это пригодится на переменах).
- Объясните ребенку, что не все люди вокруг настроены дружелюбно.
Критика и самооценка:
- Отношение к критике: Помогите ребенку правильно воспринимать критику. Подчеркивайте, что критикуется не он сам, а конкретно его действие или поступок.
- Поддержка самооценки: Регулярно хвалите ребенка, отмечайте его положительные качества. Высокая самооценка поможет ему адекватно реагировать на критику и стремиться к улучшению.
Коммуникация и самостоятельность:
- Выражение потребностей: Научите ребенка четко выражать свои желания и потребности словами. Поощряйте его просить о помощи, когда это необходимо.
- Волевая готовность: Развивайте у ребенка способность к концентрации и усидчивости. Важно, чтобы он мог выполнять задания в течение определенного времени, соблюдать правила и требования, а также контролировать свое поведение.
- Самостоятельность и ответственность: Приучайте ребенка к самостоятельности, постепенно увеличивая время, которое он может работать без отвлечений. Давайте ему простые задания, например, прописи, и объясните, что это его обязанность. Учите его быть ответственным, поручая ему ежедневные дела и прививая бережное отношение к своим вещам.
Интеллектуальная готовность:
- Развитие интеллекта: Развивайте у ребенка широкий кругозор, пополняйте его знания. Стимулируйте его мышление, умение анализировать, делать выводы, развивайте внимание, память и воображение. Важно, чтобы ребенок хорошо ориентировался во времени и пространстве.
- Познавательная активность и речь: Интеллектуальная готовность к школе включает в себя интерес к познанию нового и хорошо развитую речь.
Преодоление страхов перед школой:
- Работа со страхами: Подготовьте ребенка к школе, обсуждая возможные трудности и проигрывая проблемные ситуации.
- Знакомство со школой: Вместе пройдите путь от дома до школы, обращая внимание на потенциальные опасности и разрабатывая план действий в различных ситуациях.
- Поддержка и уверенность: Говорите с ребенком спокойно и уверенно, не запугивая его. Обсудите его чувства, страхи и опасения. Поддержите его уверенность в своих силах и подчеркните, что он становится более взрослым и самостоятельным, способным справляться с новыми задачами. Подчеркните, что теперь у него больше ответственности, и вы доверяете ему заботу о себе.
Поскольку игра по-прежнему важна для детей 6-7 лет, предложите ребенку сюжетно-ролевую игру "Школа". Сначала пусть он побудет учеником, а затем попробует себя в роли учителя. Создавайте разные игровые ситуации, требующие решения, и наблюдайте, как ребенок справляется с трудностями. Подсказывайте возможные варианты выхода из сложных ситуаций. Обсудите с ребенком его чувства и переживания, а также чувства и переживания "учеников" и "учителей" в этих ситуациях.
Важные советы:
- Не перегружайте ребенка сложными задачами и не пугайте возможными неудачами.
- Поддерживайте его, хвалите за успехи и не заостряйте внимание на ошибках. Помогите ему поверить в свои силы и сформировать уверенность в себе.
- Показывайте свою любовь и поддержку. Дайте понять, что ваша любовь безусловна, несмотря на то, что он становится старше. Помните, что он все еще ребенок, которому нужны сказки на ночь, объятия и поцелуи, чтобы расслабиться и спокойно заснуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
В статье представлены психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе...

Семинар «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости- один из важнейших показателей готовности ребенка к школе »
1.Повышать психологическую компетентность педагогов.2.Мотивировать педагогов на взаимодействие с семьей по подготовке детей к школьному обучению....