Мастер-класс для родителей "Игра-путешествие по стране "Развитие речи""
методическая разработка
Мастер-класс проводился с родителями на собрании с целью привлечения их внимания по использованию речевых игр в условиях семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: Игра-путешествие по стране «Развитие речи».
Цель: создать условия для повышения компетентности родителей по вопросу речевого развития детей.
Задачи:
1.Познакомить родителей с игрой, в которой дети учатся называть существительные.
2.Познакомить родителей с игрой, в которой дети учатся называть прилагательные.
3.Познакомить родителей с игрой, в которой дети учатся называть имена с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
4.Познакомить родителей с игрой, в которой дети учатся подбирать антонимы и называть их.
5.Познакомить родителей с упражнениями артикуляционной гимнастики и чистоговорками, в которых дети учатся отчётливо произносить изолированные гласные и согласные звуки.
6.Познакомить родителей с упражнениями нейрогимнастики, которые помогут слаженной работе обоих полушарий мозга детей.
7.Познакомить родителей с мнемотехникой, которая поможет детям быстро запомнить стихи или потешки.
8.Познакомить родителей с методом «живой» картины, который поможет детям активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность.
9.Создать положительное взаимодействие педагогов и родителей в процессе сотрудничества.
10.Привлечь родителей к использованию речевых игр в условиях семьи.
Демонстрационный материал: название остановок; картинка паровоза и 4 вагона для рефлексии; картинки домашних животных, тканевый мешочек с игрушками домашних животных; комплексы артикуляционной гимнастики; картинки и рисунки-схемы мнемотехники, мнемодорожка к потешке «Кыска, кыска, кыска, брысь…», пустая мнемотаблица; «живые» картины к сказкам «Репка» и «Теремок»; запись песни с остановками «Паровозик новогодний».
Дидактический материал на каждого родителя: лист бумаги, карандаш, 4 весёлых смайлика с надписью: мастер-класс, мнемотехника, нейрогимнастика, «живая» картина» и один без надписи, 2 грустных смайлика без надписи.
Оборудование: 2 мольберта, магнитофон, пластмассовый шар, столы, стулья.
Ход мастер-класса:
Организационный момент | ||
Деятельность родителей | Деятельность педагога | Примечание |
Родители стоят в кругу. Каждый родитель прокатывает шар, стараясь не уронить. Родители встают «паравозиком» за педагогом. | Педагог стоит в кругу вместе с родителями. Приветствует их. - Добрый вечер, уважаемые родители. Предлагаю поиграть. - У меня сегодня хорошее настроение и я хочу им с вами поделиться. Вытяните вперёд руки, поверните их ладонями вверх, и наш «шар радости» покатится по ним, даря вам моё радостное настроение. - Главное правило: шар нельзя уронить или перебросить, он должен именно катиться. - А сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране «Развитие речи». Время приближается – поезд отправляется. Скорее торопитесь, в вагончики садитесь. | Игра «Шар радости». На мольберте прикрепить картинку паровоза. |
Основная часть. | ||
Деятельность родителей | Деятельность педагогов | Примечание |
От остановки к остановке родители передвигаются «паровозиком» под песню и выполняют задания: Родители садятся. Родители по очереди передают шар и называют существительные, с которыми у них ассациируется их ребёнок. Родители перечисляют домашних животных по память, с опорой на картинки или игрушки. Родители подбирают к словам прилагательные. Родители перечисляют антонимы. Родители называют своего ребёнка ласковыми именами. Родители передвигаются «паровозиком» под песню, останавливаются и выполняют задания: 1.Родители открывают рот, высовывают язык и сворачивают его в трубочку. 2.Улыбаются, открывают рот и кончиком языка с внутренней стороны поочередно проводят по нижним и верхним зубам. 3.Родители закрывают рот, кончиком языка с напряжением поочередно упираются в щеки 4.- У-у-у-у-у. 5. - Д-д-д-д-д. - Уп, уп, уп - мама варит суп. - Ха-ха-ха – не поймали петуха. Рассматривают комплексы артикуляционной гимнастики. Родители передвигаются «паровозиком» под песню, останавливаются и выполняют задания: 1.Родители выполняют упражнение по показу педагога. 2.Родители рисуют в воздухе одновременно двумя руками в соответствии со стихотворным текстом. Родители передвигаются «паровозиком» под песню, останавливаются и выполняют задания: Родители пытаются проговаривать слова потешки вместе с педагогом с опорой на мнеможорожку с называнием имени своего ребёнка. Родители пытаются, не получается. Садятся. Родители предлагают схематичные варианты рисунков. Родители на листе зарисовывают схематично стихотворение и рассказывают с опорой на мнемотблицу. - Да. Рассматривают «живую картину» - Теремок. Родители разбирают героев сказки и обыгрывают. | На каждой остановке воспитатель говорит её название и проигрывает материал с родителями. - 1.Стоп. Остановка «Говорушкино». - Большое значение для развития речи ребёнка имеет формирование и обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Формируем у детей умение по словесному указанию находить предметы по цвету и размеру, различать их местонахождение, имитировать действия людей и движения животных. Закрепляем имена близких и детей группы. 1.Передавая друг другу шар-«бусину» по кругу, продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок для меня…солнышко, ёжик, Вселенная…», используя только существительные. 2.Назовите, кто у бабушки в деревне живёт? (корова, свинья, кошка, собака, баран, петух…). Затрудняется ребёнок – можно использовать картинку. Поиграть в игру «Чудесный мешочек» - ребёнок достаёт предметы, игрушки и называет их. Продемонстрировать. 3.Подберите эпитеты к словам: - снег - какой? (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.) - солнце - какое? (жёлтое, круглое, горячее, огромное и т.д.) - машина - какая? (грузовая, большая, красная и т.д.) Картинку использовать. - мой ребёнок - какой? (весёлый, добрый, внимательный, ласковый т.д.). 4.Назовите антоним (слово с противоположным значением): - снять -…надеть - сладкий – горький - тихо - громко - холодный – горячий - далеко – близко - большой - маленький - низко – высоко 5.Назовите ласково: Катя – Катенька, Катюша Ваня – Ванечка, Ванюша Варя – Варенька, Варюша… 2.Стоп. Остановка Звуковушкино - Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект речи. Упражняем детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных л-р). Здесь на помощь приходят игры и упражнения из артикуляционной и звукогимнастики.
Чистоговорки: Уп, уп, уп - мама варит суп (зв. П.) Ха-ха-ха – не поймали петуха (зв. Х) Показать комплексы артикуляционной гимнастики. 3.Стоп. Остановка Отдохнушкино. - Сейчас немного отохнём и проведём упражнения из нейрогимнастики. Кто знаком с таким понятием? Наш мозг состоит из 2 полушарий. Правое – гуманитарное, творческое – отвечает за тело и координацию движений, левое – аналитико-математическое, речевое, логическое – за восприятие. Такие упражнения помогают слаженной работе обоих полушарий, что в дадьнейшем позволяет добиться лучшей успеваемости детей в школе. - Их можно выполнять и детям, и взрослым в любое время, и в любом месте. - Лучше начинать с 4-5 лет, можно и с 3 лет. Чем раньше начать – быстрее виден результат. - Заниматься каждый день по 5 минут, усложняя задания или увеличивая темп. - Выполним упражнение для развития мелкой моторики и навыка ориентировки в пространстве. Я показываю - родители повторяют.
Мы восьмёрки рисовали, А они у нас упали, Нарисуем мы волну, Очень длинную струну, Нарисуем мы зигзаг, Нарисуем так и так. Я читаю текст – родители выполняют. С увеличением темпа. - Кому интересно – можно посмотреть, подробнее изучить в интернете. 4.Стоп. Остановка Запоминалкино. - Дети в дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на слуховую. Чтобы помочь быстро запомнить стихи или потешки, используем мнемотехнику, которая основана на использовании картинок или рисунков-схем (показать). Стихи кодируются картинками или зарисовываются в мнемотаблицу или мнемодорожку. Разобрать на примере потешки «Кыска, кыска, кыска, брысь…» (мнемодорожка): Кыска, кыска, кыска, брысь, На дорожку не садись, А то девочка (Анечка) пойдёт – Через кыску упадёт. Прочесть стихотворение П.Воронько «Пирог: Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк – Ручейком пирог утёк. Пироги себе пеки не из снега, из муки. Попросить повторить. - Получилось? Попробуем исползовать мнемотехнику. Главное: не качество рисунков, а схематичность. Можно изображать каждое слово, словосочетание или целую строку. Пройдите за столы. - Давайте разберём первую строчку мнемотаблицы: Падал снег на порог, кот слепил себе пирог (родители предлагают – я рисую на доске). Затем читаю строку - родители на листе зарисовывают схематично стихотворение и рассказывают с опорой на мнемотблицу. - Увидели разницу? 5. Стоп. Остановка «Сказкино» - Сказка нужна всем: и большим, и маленьким. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Это поможет детям активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность. - Для этого используем метод «живой» картины, который позволяет активно включать детей в работу, вызывает желание самим воспроизводить действия героев сказки или рассказа. - Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать? «Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!». Какая это сказка? Обыгрывание сказки «Теремок». | Звучит песня с остановками «Паровозик новогодний». На мольберте табличка с названием остановки «Говорушкино». Словесная игра «Мой ребёнок…». Словесная игра «Назови словечко». Картинки домашних животных. Игра «Чудесный мешочек». Словесная игра «Скажи, какой?». Картинка машины Словесная игра «Скажи наоборот». Игра «Назови ласково». На мольберте табличка с названием остановки «Звуковушкино». Артикуляционное упражнение «Трубочка». Артикуляционное упражнение «Чистим зубки». Артикуляционное упражнение «Орешки». Картинка самолёта. Артикуляционное упражнение «Самолёт». Артикуляционное упражнение «Мотор». Чистоговорки. Папка «Артикуляционная гимнастика». На мольберте табличка с названием остановки «Отдохнушкино». Упражнение нейрогимнастики «Блинчики». Упражнение нейрогимнастики «Начинаем рисовать». На мольберте табличка с названием остановки «Запоминалкино». Картинки и рисунки-схемы. На мольберте мнемодорожка к потешке «Кыска, кыска, кыска, брысь…». Стихотворение П.Воронько «Пирог» На мольберте пустая мнемотаблица. Заполнение мнемотаблицы. На мольберте табличка с названием остановки «Сказкино». «Живая» картина к сказке «Репка». Загадка. Инсценировка сказки «Теремок» с помощью «живой» картины. |
Заключительная часть. | ||
Деятельность родителей | Деятельность педагогов | Примечание |
Родители показывают свое мнение о мастер-классе, прикрепляя смайлики. | Раздать родителям смайлики: 4 весёлых с надписью: мастер-класс, мнемотехника, нейрогимнастика, «живая» картина и один без надписи, 2 грустных без надписи. - Если вам что-то «понравилось» из перечисленного – прикрепляете весёлый смайлик с надписью к вагону под номером 1, ничего «не понравилось» – грустный на вагон под номером 2. - Если что-то возьмёте «на заметку» из того, что сегодня было – весёлый смайлик без надписи на вагон под номером 3, «зря потерял время» - грустный смайлик на 4 вагон. | На мольберт помещаются разноцветные вагоны с цифрами от 1 до 4 для рефлексии. Рефлексия |
Литература:
1.Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2.Губанова, Н.Ф Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста [Текст] / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
3.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет [Текст] / Д.Н. Колдина. – М.: ТЦ Москва, 2011.
4.Ребенок третьего года жизни [Текст]: пособие для родителей и педагогов /Под ред.С.Н. Теплюк.- М: Мозаика-Синтез, 2016.
5.Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Текст –4-е изд., перераб. - М: ТЦ Сфера, 2024.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на закрепление звуков, развитие мелкой моторики для коррекции речи....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"
Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи».
Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи»....

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». ...

Мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи"
Материал содержит цели, задачи, этапы работы....

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...
