Рекомендации для родителей "Летние задания по развитию речи для детей с ТНР"
консультация
В логопедической практике много случаев, когда летний период отбрасывает положительные результаты, полученные на логопедических занятиях, на несколько шагов назад. После продолжительного отдыха, часто ребенок приходит с прежними речевыми нарушениями. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала. Данные рекомендации помогут этого избежать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.97 КБ | |
| 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Вот и закончился учебный год.
Впереди лето – пора отпусков, детского и взрослого отдыха. Но родителям детей с речевыми нарушениями нельзя забывать о своих проблемах даже в этот период. Для нас с Вами важно, чтобы дети не только отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но и чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду.
Я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, занимаясь за столом или перед зеркалом, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам, отдых на даче и т. д.
1. Тренируем артикуляционный аппарат.
Важно помнить, что сформированные в течение года артикуляционные навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться», и нужно будет все начинать сначала.. Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т. д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
- Рекомендуется регулярно выполнять артикуляционные упражнения, разученные с детьми в течение года (данные упражнения подробно расписаны в индивидуальных тетрадях).
- Для того, чтобы выполнение артикуляционных упражнений сделать наиболее увлекательным для вашего ребенка, я предлагаю вам придумывать и проигрывать вместе с ребенком «артикуляционные сказки» на основе изученных упражнений (примеры таких сказок вы можете найти в интернете или придумать самостоятельно)
2.Развиваем слуховое внимание:
Слуховое внимание – умение ребенка сосредотачиваться на определенном звуке.
Советую вам дома или на прогулках с ребенком вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т. д.
3.Развиваем речевое дыхание:
Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков. Обращайте внимание на то, как ребенок дышит, дыхание не должно быть резким, скачкообразным, кроме того, делать вдох нужно непременно через нос.
- Упражнение «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается, выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по тазику с водой.
Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха. «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол».
Все эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч.
«Чайник закипел» («Шторм в стакане»). В стакан налейте 150 граммов воды и вставьте трубочку для коктейля. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать, щеки не надувать!
4. Словарный запас и грамматические категории.
По возможности повторяйте с ребенком весь пройденный материал в тетради. Кроме того:
- Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.
- Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик и т.д. Расскажите о своей профессии.
- Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: транспорт, верхняя одежда, чайная посуда, комнатные растения, мебель и т.д.
- Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
- Знакомьте детей с овощами и фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их и знать, где они растут.
- В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки (василек (какой?) – красивый, синий).
- Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: большой стул, а маленький - стульчик, флаг – флажок.
- Учите детей образовывать форму мн. ч. существительных в И. п. и Р. п.: цветок – цветы – много цветов…
5. Развитие самостоятельной активной и связной речи.
- Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
- Учите отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Учите детей говорить слова приветствия и прощания. Расспрашивайте о важных для него событиях. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Читайте детям книжки. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами.
6. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно переплетается с развитием артикуляционной моторик и соответственно с развитием речи. Поэтому:
- Рисуйте и раскрашивайте с ребенком, особенно цветными карандашами. Учите правильно держать карандаш, двигать кистью во время рисования, следите внимательно за нажимом на карандаш.
- Лепите из пластилина. Играйте с прищепками…
7.Занимаемся на кухне:
- На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.).
Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
8.Занимаемся на даче:
Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы»,«Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка. Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Назови ласково», «Угадай, о чём я говорю» и т. д.
Желаю Вам успехов,
веселых каникул,
хорошего отдыха
и отличного настроения!
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Впереди лето – пора отпусков, детского и взрослого отдыха.
Но для того, чтобы наша с Вами совместная работа, наши результаты за лето не пропали, предлагаю Вам повторять, закреплять те знания и умения, которые приобрели дети за учебный год.
- Развивать общую и мелкую моторику:
- делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной, двух ногах;
- выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
- лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
- вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
- расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.
2. Развивать речевое дыхание:
- выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;
- надувать шарики, надувные игрушки;
- дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
- сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
- играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).
- Выполнять артикуляционную гимнастику (см. Индивидуальную тетрадь).
- Повторять все изученные буквы и звуки: гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые - синим, мягкие - зеленым.
5. Развивать фонематический слух:
- «поймать» заданный звук среди других звуков;
- назвать слово на заданный звук;
- разделить слово «прохлопыванием» на слоги;
- назвать первый (последний) звук в заданном слове,
определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
- назвать в заданном слове только гласные звуки;
- повторить за взрослым «слоговые дорожки», например: са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.
6. Закреплять (автоматизировать) поставленные звуки в словах, чистоговорках, стихах, контролировать их в речи (см. индивидуальные тетради).
7. Развивать словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей - повторять темы, изученные на занятиях.
8. Читайте книги, журналы; учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлениях природы, о животном и т.д.
Желаю Вам успехов,
веселых каникул,
хорошего отдыха
и отличного настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации инструктора по физической культуре "Упражнения, рекомендуемые детям для профилактики плоскостопия в виде домашних заданий. (для выполнения совместно с родителями)"
В целях борьбы с этой весьма распространенной деформацией предупреждать её следует с раннего детства, тем более, что стопа особенно интенсивно формируется в первые три года....
Рекомендации для воспитателей к проведению коррекционной работы по заданию учителя-дефектолога для детей с нарушением интеллекта
Перспективное планирование по образовательным областям, для закрепления материала воспитателями группы компенсирующей направленности...

Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)
Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)...

Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)
В материале представлены темы, которые изучают дошкольники нашего ДОУ на первой неделе апреля. А так же даны домашние задания для совместной работы родителей с детьми на выходных днях....

Методические рекомендации для выполнения домашних заданий в группе для детей с ОНР (памятки для родителей)
Данный материал поможет в совместной работе логопеда и родителей по коррекции речи детей с общим недоразвитием речи. Памятки разработаны для выполнения домашних заданий на закрепление знаий и навыков ...

рекомендация по домашним заданиям!
Уважаемые родители! Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедическом пункте. Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в р...

Рекомендации родителям "Занимательные задания, игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".
В этой статье рассказывается о том, как важно развивать мелкую моторику рук у дошкольников. Даются примеры игр, заданий и игровых упражнений по данной теме....
