"Играем дома" - картотека дидактических игр для детей с ЗПР
картотека

Уварова Ирина Сергеевна

Игровая деятельность играет ключевую роль в развитии и коррекции задержки психического развития (ЗПР) у детей. Игры помогают развивать различные аспекты познавательной сферы ребенка, стимулируют развитие мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, воображения и речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_zpr.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Играем дома

Картотека дидактических игр для детей с ЗПР

Дидактические игры — важнейший элемент коррекционно-развивающей деятельности дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Игры помогают развивать различные аспекты познавательной сферы ребенка, стимулируют развитие мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, воображения и речи.

Вот картотека некоторых эффективных дидактических игр для детей с ЗПР:

Игры для развития мелкой моторики

Игра №1: «Переложи фасоль»

Цель: развить точность движения пальцев, укрепить мышцы кистей рук. Материалы: две небольшие емкости, разные виды фасоли или гороха.

Ход игры: ребенку предлагается переложить фасоль из одной емкости в другую, используя только пальцы рук. Постепенно задание усложняется добавлением мелких предметов разной формы и размера.

Игра №2: «Собери бусы»

Цель: усовершенствовать координированность действий руки и глаз, закрепить понятие цвета.

Материалы: нитка или шнурок, разноцветные крупные бусины.

Ход игры: ребенок должен собрать бусы определенного цвета или последовательности цветов по образцу взрослого. Для младших детей сначала используются большие детали, постепенно размер уменьшается.

Игра №3: «Закрути крышку»

Цель: сформировать умение точно управлять движениями кисти и пальцев, улучшить хватательные способности.

Материалы: пластиковые бутылки разных размеров и форм с крышками.

Ход игры: предложить ребенку самостоятельно закрутить крышки на бутылках, начиная с больших и простых конструкций, переходя к маленьким и сложной форме.

Игры для развития координации движений

Игра №4: «Мозаика из палочек»

Цель: совершенствование точности и ловкости пальцев, формирование пространственного восприятия.

Материалы: набор деревянных палочек разного цвета и длины.

Ход игры: взрослый показывает образец узора, составленного из палочек, ребенок пытается повторить рисунок. Затем задания усложняются путем увеличения количества деталей и сложности композиции.

Игра №5: «Шнуровка»

Цель: развитие двигательных функций рук, зрительно-пространственной ориентации.

Материалы: деревянные или тканевые панели с отверстиями, толстые нити или шнурки.

Ход игры: дети учатся продевать нить сквозь отверстия, создавая разнообразные фигуры и орнаменты. Начинать лучше с крупных отверстий и толстых шнуров, потом переходить к меньшим деталям.

Игры для развития внимания и памяти

Игра №6: «Что изменилось?»

Цель: улучшение концентрации внимания, развитие наблюдательности. Материалы: игрушки или картинки.

Ход игры: разложите перед ребенком несколько игрушек (например, три-четыре), попросите закрыть глаза и незаметно поменяйте расположение одной из них. Ребенок открывает глаза и определяет, какая игрушка изменилась местами.

Игра №7: «Запоминаем ряд»

Цель: повысить объем оперативной памяти, формировать устойчивость внимания.

Материалы: карточки с изображением различных предметов.

Ход игры: показывайте детям последовательность карточек (например, 3–4 штуки), предложив запомнить порядок. После закрытия карточек ребенок повторяет увиденное, стараясь воспроизвести правильный порядок изображений.

Игры для развития воображения и речи

Игра №8: «Волшебная история»

Цель: активизировать фантазию, научить связывать предметы в единое повествование.

Материалы: яркие иллюстрации или фигурки животных, растений, сказочных персонажей.

Ход игры: ребенку показывают одну картинку или фигуру и предлагают придумать короткую историю вокруг нее. Далее добавляют следующую деталь, расширяя сюжет истории.

Игра №9: «Кто здесь живет?»

Цель: обогащение активного словаря, развитие слухового восприятия и умения устанавливать связь между звуком и предметом.

Материалы: аудиозаписи звуков природы (животные, птицы).

Ход игры: включайте звуки птиц, зверей, автомобилей и предлагайте детям определить источник звука, назвать животное или предмет.

Эти игры легко адаптируются к возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Регулярное использование игровых методов способствует развитию необходимых качеств, улучшению общей психологической готовности детей с ЗПР к обучению и взаимодействию в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сидим дома с пользой. (Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.)

Сидим дома с пользой.(Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста.) Уважаемые родители! В период самоизоляции, самое время поиграть. А играть всей семьей намного интересней и полез...

Играем дома! Подбор дидактического материала по теме "Насекомые"

Играем дома! Подбор дидактического материала по лексической теме "Насекомые". Рекомендации, задания, дидактические игры.......

Играем дома! Подбор дидактического материала по лексической теме «Моя безопасность»

Подбор дидактического материала по лексической теме «Моя безопасность»...

Картотека дидактических игр для детей второй младшей – средней групп. Словесные игры.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ'Дидактическая задача. Учить детей называть действие сло­вом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческ...

«Картотека дидактических игр для детей второй младшей – средней групп. Настольно - печатные игры»

Настольно-печатные игры ПАРНЫЕ КАРТИНКИ Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдатель­ность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизи...

Картотека дидактических игр для детей 6-7 лет по пожарной безопасности в детском саду и дома

Картотека дидактических и подвижных игр для детей 6-7 лет по пожарной безопасности в детском саду...