Детская игра как условие успешной социализации дошкольников.
консультация (подготовительная группа)
В работе приводятся игры для детей старшего возраста, в которые можно поиграть как с родителями, так и с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская игра как условие успешной социализации дошкольников.
Мир детства — это чудесный и таинственный остров в мире взрослых.
От того, как сложатся отношения каждого, живущего на нем во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
А поможет реализовать эту задачу – игра. Это один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации.
Мы, педагоги, должны создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников, поддерживать игру, а не управлять действиями детей.
Ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.
На протяжении всего дошкольного детства формы и виды игр меняются и
усложняются. Начинается все с простейших манипуляционных игр с предметами, ознакомления с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры.
Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, умение решать конфликтные ситуации. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей, дающий детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социальной компетентности дошкольников.
Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Этюд «Сочиним историю».
Цель: формирование у ребенка положительные взаимоотношения со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить словесно - художественное творчество.
Ход игры: Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
"Скульптор".
Цель: Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников, развивать коммуникативные способности.
Ход игры: один ребенок — скульптор, трое-пятеро — глина. Скульптор "лепит" композицию из "глины", расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название "композиции".
После разгадки Скульптура (Глина) расколдовывается и перестает сохранять позу.
Затем играющие меняются ролями.
«Разговор через стекло»
Цель: обучение использованию мимики и жестов в общении.
Ход игры: дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание: начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие, поняли друг друга и что им помогло догадаться.
«Создание рисунка по кругу»
Цель: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.
Ход игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.
«Заколдованная тропинка»
Цель: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Ход игры: один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
И в завершении нашей встречи, по традиции, я предлагаю вам
послушать притчу.
Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-нибудь!» В первый день сын забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сообщил ему эту новость. Тогда отец ответил юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот, каждый раз, когда не потеряешь терпение». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".
«Играя, дети учатся, прежде всего - развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете», говорил мыслитель XX века Эриха Фромма.
В понимании взрослого человека игра не всегда что-то серьезное, а ведь игра является одним из основных факторов социализации. Очень важно не только давать ребёнку играть в различные игры, но и уделять достаточное количество времени, чтобы играть вместе с ним. Для успешной социализации и развития ребёнка, взрослым (педагогам, родителям) необходимо играть вместе с детьми, показывать им, как правильно играть в те, или иные игры. Через игры дети усваивают всю новую информацию, полученную от взрослых за день, они познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с ним. Именно в игре ребёнок обучается полноценно общаться со сверстниками, подчиняться игровым правилам, развивать свою речь, память, воображение и внимание. Игра для ребёнка является способом вхождения во взрослую жизнь.
Таким образом, игра как средство социального развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

«Дидактические игры как условия успешной социализации дошкольников».
Выступление на городском методическом объединении по теме: «Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников» для педагогов дошкольных образовательных учреждений Нижнека...
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольника по ФГОС» (из опыта работы)
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольника по ФГОС»...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника»
Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность про...

педагогический совет "Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника"
актуальность игры в жизни ребенка, развитие игровой деятельности в свете ФГОС...

деловая игра Семинар – практикум «Сюжетно – ролевая игра, как условия успешной социализации дошкольника»
Семинар – практикум «Сюжетно – ролевая игра, как условия успешной социализации дошкольника»...
