Консультация для родителей "Веселая математика дома" подготовительная группа
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для
родителей по теме:
"Весёлая математика дома"
Воспитатель: Шеретлокова Ж.В.
Консультация для родителей по теме: "Весёлая математика дома"
Математическое развитие ребёнка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьми.
Как научить ребёнка считать?
Математическое развитие ребёнка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьми.
Очень важно, чтобы родители учили ребёнка логически мыслить, побуждали его к самостоятельной умственной деятельности. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. И чем младше ребёнок, тем больше игр должно присутствовать в его жизни, начиная с пробуждения, одевания, умывания, за столом и на прогулке т.к. именно через игру ребёнок обучается.
Уже с утра, как только ребёнок проснется, можно начинать с ним заниматься: "Одна ручка, вторая, одна ножка, вторая. Правая ручка, левая, правая ножка, левая. А тапочки ждут наши ножки. Сколько тапочек? Два. Почему? Потому что две ножки. Сколько ножек, столько и тапочек".
Водные процедуры тоже сопровождаются игрой. "Левый глазик, правый глазик, зубки чистим какой рукой? Сколько зубных щеток? Почему? Столько же, сколько человек в семье".
За завтраком, обедом или ужином спросите ребенка: "Сколько тарелочек, ложечек, чашек? ", "Всем ли хватит? ". Попросите ребёнка раздать всем поровну фрукты, конфеты.
Основные принципы организации занятий с детьми в семье - это доступность предложенного материала, неформальность, последовательность, систематичность в работе, активность детей. Материал для каждого занятия родители подбирают в соответствии с целью обучения.
Занятия с детьми желательно проводить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, конструирования и др.). Таким образом, у ребёнка формируются знания о том, что окружающий мир состоит из множества звуков, движений, предметов, и они отличаются по своей природе, в том числе по количеству, форме, размеру, расположением в пространстве.
Для занятий с детьми дома можно использовать: мелкие предметы и игрушки (матрёшки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы); а также фрукты, овощи, любые предметы домашнего обихода. Содержание и методика проведения занятий в семье зависят, прежде всего, от уровня развития ребенка, имеющегося у ребенка опыта и знаний.
В математике важным является количество предметов. Операции с числами сначала не совсем понятны ребёнку. Но он понимает, что игрушки, фрукты, различные предметы можно сосчитать. Вы можете учить дошкольника счёту на конкретных предметах. При этом учить считать можно "между делом".
Вы можете обучать ребёнка счёту во время совместной домашней работы. Выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому чаще просите ребёнка принести вам определенное количество каких-либо предметов. Точно так же можно учить ребенка сравнивать и отличать предметы: попросите его принести вам большую ложку или полотенце, которое шире.
Прежде чем малыш начнёт сравнивать предметы, он должен чётко понять, что такое "одинаковые". Вместе с ребёнком ищите одинаковые кубики в строительном наборе и стройте из них башенку, выбирайте одинаковые пуговицы, находите одинаковые бусины в ожерелье, подбирайте пары носочков после стирки, сервируйте кукольный стол одинаковыми тарелками и т.п. В играх можно придумать множество подобных ситуаций.
Одновременно ребёнок учится сравнивать отдельные предметы и множества, выделять их основные особенности и качества, группировать и объединять по этим признакам. Чтобы ребёнок лучше запомнил названия групп предметов, чаще называйте их: посуда, игрушки, одежда, обувь, головные уборы и т.п. Собираясь на прогулку, говорите: "Сейчас мы наденем свитер, джинсы и курточку-это одежда". Делая уборку в комнате, предложите ребенку: "Давай уберём на место мишку, зайку и машинку - игрушки". Накрывая на стол, говорите: "Чашки, тарелки и ложечки-это посуда". Поиграйте в игру, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака. Соберите все игрушки, постройте из кубиков домик и скажите, что этот домик волшебный. Жить в нём могут только... собачки. Вместе с ребёнком выберите игрушечных собачек и "поселите" их в домик. В следующий раз это могут быть куклы или другие животные и т.п. Когда ребёнок освоит сортировку по одному признаку, усложните задание. Отбирайте, например, больших собачек или только маленькие машинки. Можно построить два домика: в одном доме живут все большие игрушки, а в другом - маленькие. Эта имеет бесконечное множество вариантов.
Есть ещё игра, где дети учатся сравнивать без пересчета одинаковые предметы. Для нее Вам понадобятся две игрушечные грузовые машинки разного размера и несколько кубиков. Вместе с ребёнком положите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Скажите ребёнку, что в одной машинке мало кубиков, а в другой - много. Предложите ребёнку: "Давай отвезём кубики мишке!". Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины и скажите: "Вот тебе, мишка, много кубиков! ". Затем выгрузите из маленькой: "А тут мало! ". В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребёнку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Затем предложите ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: "Одинаково! Поровну!". В одну из машин положите еще два кубика. Покажите: "Теперь здесь больше!". Каждый раз, добавляя разное количество кубиков в машинки, можно показывать ребенку, где их больше, а где меньше. В эту игру можно играть и на улице, тогда в машину можно погрузить камешки. Такие математические игры позволят ребенку освоить основные математические понятия: количество, величина, число, состав числа.
Одним из основных и важных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его математике будет значительно легче. Спрашивайте у ребёнка: "Сколько чашек стоит на столе?", "Сколько лежит журналов?", "Сколько детей гуляет на площадке?" и т.п. Поэтому как можно чаще просите вашего ребёнка самостоятельно считать предметы вслух. А также считайте разные предметы вместе (книжки, мячи, игрушки и т.д.). Например, стульев много, стол один; книг много. Ребёнок незаметно для себя усваивает такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Оперируя разными множествами (предметами, игрушками), ребёнок учится выяснять равенство и неравенство множеств, называть количество определенными словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств готовит ребёнка к усвоению в будущем понятия числа.
Сидя перед телевизором, можно высыпать пуговки на пол и попросить ребёнка положить на листочке справа (слева, в верхнем правом или нижнем левом углу красную большую пуговицу). Можно группировать пуговицы по цвету, форме и размеру.
Лучшим материалом для нескучного обучения малыша являются дидактические игры. Хорошо, если у вас дома есть "Лото" и "Домино". Которые также способствуют формированию элементарных навыков счёта у дошкольника.
Заниматься математикой можно и во время прогулки. В парке можно обратить внимание ребёнка на шишки. Спросите ребёнка: "Сколько ты нашёл шишек?" - "Одну". "А посмотри под этим деревом сколько их!" - "Много". "Давай все соберём... Сколько осталось под деревом?" - "Ни одной не осталось". Точно также можно собирать камешки, листочки и т. д.
Можно попросить ребёнка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы или назвать предметы, которых много, мало или один. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех девочек, или мальчиков. Проговаривайте, например, такие фразы: "Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего - четыре. В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей". Предложите ребёнку отыскивать "всё, чего по два". У людей по две ноги, вот две скамейки у подъезда, а на этой клумбе растет две розы. Посчитайте чего у ребёнка по два – глаза, уши, руки, ноги, брови. А чего по одному – нос, рот, голова и т.д. Постепенно, через игру, малыш усвоит эти понятия.
Большую помощь в освоении математических умений оказывают сказки. Они - ваши бесценные помощники. В любой сказке много разных математических ситуаций. "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Ребёнок легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. В книжке всегда есть иллюстрации, по которым малыш сможет посчитать жителей теремка. Также можно разыграть сказку при помощи игрушек. Для освоения порядкового счета подходят сказки "Колобок" и "Репка". Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? А в "Репке" можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Сказка "Три медведя" - в ней можно и медведей посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующим им по размерам стульям и тарелкам. Еще одна полезная для освоения счета сказка "Про козлёнка, который умел считать до десяти". Вы можете вместе с козлёнком из сказки пересчитывать героев, и ребёнок легко запомнит количественный счёт до 10.
Обучая ребёнка счёту, обязательно обратите внимание на стихотворения. Практически у всех детских поэтов есть стихи со счетом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕД СОВЕТА И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Математика глазами детей , родителей , педагогов» под тема «Занимательные формы работы при изучении детьми математики».
Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников....
Консультация для воспитателей «Центр занимательной математики в группе»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Цель занимательного математического материала - это активизировать умственную деятельн...

Консультация для родителей «Математика – это увлекательно!» для I младшей группы
Как только ваш малыш свободно заговорил и научился крепко держать в руках ложку и совок, он попадает в увлекательную страну – математику! Ведь его окружает мир с разнообразием цветов, форм, размеров, ...

Консультация для родителей второй младшей группы «Математика для малышей»
Консультация для родителей второй младшей группы«Математика для малышей»- Со 2 младшей группы проводится непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических ...

Консультация для родителей «Математика в повседневной жизни ребенка. Учим математику дома»
Консультация для родителей«Математика в повседневной жизни ребенка. Учим математику дома»...
Консультации для родителей "Математика - это интерсно", "Дидактические игры по математике"
Консультвции для родителей...

Конспект занятия по математике в средней группе «Занимательная математика» план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия по математике в средней группе «Занимательная математика»...