"Ребенок на пороге школы" тренинг для родителей
классный час (подготовительная группа)

Тренинг направлен на повышение уровня родительской компетентности в вопросах готовности ребенка к обучению в школе.

 

Педагог-психолог предлагает родителям несколько блоков, в которых есть и теория и практические задания, упражнения. Родители решают ребусы, отгадывают школьные задачки и шифровки, отвечают на веселую вокторину. Командная форма тренинга делает мероприятие увлекательным. Родители учатся лучше понимать своих детей, оказывать им психологическую помощь на пороге школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_na_poroge_shkoly_trening.docx331.75 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Курганская область

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка» комбинированного вида р.п. Каргаполье.

641920, Курганская обл., р.п.Каргаполье, ул. Калинина 34 А , тел. 8 (35256) 2 – 17 – 43

Ребенок

на

пороге школы

Подготовила:

педагог-психолог Ленкова А.В.

2023

Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

  1. Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе и ее компонентами.
  2. Пробудить желание увидеть проблемы своего ребёнка изнутри и найти способы их решения.
  3. Помочь родителям выработать новые эффективные способы общения с детьми и способы помощи на пороге школы.
  4. Помочь родителям осознать и отреагировать свою тревогу и переживания, связанные с поступлением в школу ребенка.
  5. Дать родителям опыт игрового взаимодействия друг с другом, способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

Форма работы: групповая

Длительность мероприятия: 50 минут.

Ход

  1. БЛОК ВСТУПЛЕНИЕ

Ведущая: Уважаемые педагоги и родители! Тема нашего педсовета «Ребенок на пороге школы!»

Приближается тот день, когда ребенок впервые войдет в школьный класс. Окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим и планомерным обучением, оценкой успехов и рабочей неделей.

И конечно же, нас как педагогов и вас как родителей сейчас волную вопросы: А готовы ли наши дети к школе. Как будут учиться? Как им помочь, если они встретят первые школьные трудности. Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе.

Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами.

«Три полоски»

Попробуем определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения. На каждом столе лежат цветные карточки. Выберите и поднимите карточку такого цвета, который отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка.

- черная – сильное,

- синяя - умеренное,

- зеленая - отсутствует.

Вопрос к поднявшему черную карточку. «От кого или от чего зависит нормализация и улучшение вашего самочувствия?»

  1. БЛОК ПЕРВОКЛАССНИК

«Успешный первоклассник»

Чтобы разговор был предметным, конкретным, давайте определим, в чем или в ком видится каждому из вас проблема дискуссии?

Прежде чем начать обсуждение этого вопроса предлагаю вам создать модель «Успешного первоклассника». Т. е каким должен быть ребенок на выпуске из детского сада, чтобы быть готовым к школе.

Команды описывают портрет первоклассника – называют прилагательные, характеризующие его успешность:

Например: собранный, самостоятельный, прилежный, аккуратный, уважительно относящийся к учителю, умеющий дружить и т.д.

«Мозговой штурм»

Цель: активизировать мыслительную деятельность участников тренинга, обратиться к их опыту.

Материал: мяч

Психолог: Придя в школу жизнь ребенка меняется. Как вы думаете, что изменяется в его жизни? С чем новым приходится сталкиваться первокласснику?

Ответы родителей. При необходимости психолог добавляет ключевые моменты (меняется режим дня, требования взрослых, возрастает доля самостоятельности и ответственности, возникает необходимость выстраивать новые социальные связи с одноклассниками и учителями и т.д.)

Психолог: Как мы видим, ребенок сталкивается с серьезными изменениями жизни. Ему приходится приспосабливаться, то есть адаптироваться, к новым условиям жизни. Этот процесс может протекать легко, а может и достаточно болезненно, в силу ряда причин (отсутствие навыка коммуникации, ребенок не был морально подготовлен к изменениям и т.д.)

Психолог: по каким проявлениям (эмоциональным, физиологическим и т.д.) родитель может догадаться, что ребенок тяжело переживает период адаптации? Ответы родителей фиксируются на ватмане.

  1. БЛОК ШКОЛА

«Ассоциации»

Цель: подготовка группы к предстоящей совместной работе и создать соответствующей обстановки и настроя.

Материалы: мяч.

Психолог предлагает участникам тренинга назвать первые ассоциации на слово «школа». Участники быстро передают друг другу мяч и называют свои ассоциации.

Игра заканчивается, когда темп выполнения задания замедлился, или участники стали повторяться.

Психолог : У каждого из вас своя ассоциация на слово « школа».

“Что мы говорим детям о школе?”

Цель: помочь осознать родителям образ школы, который они формируют у детей.

Инструкция: Родителям предлагается записать два – три наиболее частых высказывания о школе, которые они адресуют своим детям. Затем они их обсуждают и пытаются понять, какой образ школы может сформироваться у детей под влиянием этих высказываний.

«Детские рисунки»

Цель: подвести родителей к осознанию уже сформированного у ребёнка образа школы.

Инструкция: Родителям предлагается рассмотреть рисунки детей. Даётся время понять и обсудить эмоции детей, связанные со школой. В обсуждении необходимо подвести родителей к осознанию необходимости формирования у детей адекватной мотивации к школьному обучению.

«Здание школы»

Посмотрите на нашу школу. Это красивое, надёжное здание.

Предлагаю вам поработать в команде и определить те аспекты, которые и определяют успеваемость ребенка в школе, его успешность.

(родители заполняют пустые кирпичики, далее каждая команда представляет свою школу)

Психолог подводит итог и представляет свой вариант школы.

Кирпичики ее фундамента-это психические процессы. Которые необходимы, чтобы учиться (внимание. память, мышление, воображение, пространственная ориентация, мелкая моторика, это мотивация, познавательный интерес и воля.

Стены-учебные навыки. Т.е. умение считать, писать и читать…

А крыша-это успеваемость в школе.

Психологическая готовность к школе или школьная зрелость(фундамент) – комплекс психических качеств, необходимых ребёнку для успешного начала обучения в школе.

4. БЛОК Психологическая готовность ребенка к школе

"... психологическая готовность к школе

- это что ?

Все о ней слышали,

а что это такое, толком никто не

представляет.

Вот с математикой или чтением все

куда проще - читать и писать

теперь принято прямо с пеленок.

Что же представляет собой загадочная

психологическая готовность к школе?.."

Умение читать, считать и писать, которые Ваш ребенок приобрел в детском саду, еще не является показателем того, что он готов к школьному обучению.

До школы ребенок тоже обучается, НО только другими методами, чем в школе:

  • используется игровой метод;
  • другая нагрузка во временном плане (это не 4- 5 уроков по 40 минут);
  • другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если он устал);
  • другая форма организации деятельности (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность походить, поиграть, посидеть др.).

Как же принимать решение о начале обучения в школе?

Не забывайте, что помимо биологического есть и психологический возраст ребенка, который может существенно отличаться от него как в меньшую, так и в большую стороны.

Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой. Готовность к школе - это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности.

Личностно-социальная готовность включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника; развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе.

-Мотивационная

-Коммуникативная или социальная

Эмоционально-волевая готовность - определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Важный признак готовности к школе - делать не то, что хочу, но и то, что надо.

Мотивационная готовность - наличие учебной мотивации, стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже утомительные задания. Учебная мотивация складывается у "будущего школьника" при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца.

Определить, готов ли Ваш ребенок к школе могут специалисты - педиатры, психологи, педагоги.

А сейчас мы немного поиграем и глубже окунемся в мир психологической готовности к школе.

Задания №1 Разгадайте ребус

Задание в конверте на столе: ВОЛЕВАЯ

Разгадайте ребус и напишите слово на бумажную полоску.

Подсказка:

Умеет ставить перед собой цель.

Длительно выполняет не очень привлекательную работу.

Умеет наметить план действий, выполнить его.

Разложите буквы в схеме слова так, чтобы получилось слово, обозначающее составляющую готовности к школе. Впишите слово в макет крыши»

СОЦИАЛЬНАЯ (коммуникативная)

Подсказка:

Умеет подчинять свое поведения законам детской группы и нормам поведения

Способен действовать совместно с ребятами

Умеет уступать или отстаивать свою правоту.

Задания №2. Шифровка. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

10

15

20

6

13

6

12

20

21

1

Используя шифр, вместо каждой цифры впишите буквы и узнайте слово. Впишите слово в бумажную полоску.

Подсказка:

Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

Развитие мелкой моторики.

Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Задание №3 Переставьте буквы

переставьте буквы местами, чтоб получилось слово. Впишите слово на бумажную полоску.

Слово МОТИВАЦИОННАЯ

ТИВОАЦЯМОНИНА

Подсказка:

Позитивное отношение к школе, учителям, самому себе.

Развитие желания ходить в школу.

Объективность самооценки.

Психолог: Вы нашли составляющие школьной готовности. Давайте озвучим их (родители зачитывают выбранные описания).

Вопросы для родителей:

Как вы думаете, если у ребенка будут сформированы только два компонента школьной готовности, сможет ли он быть успешным в школе?

А что же для этого нужно? Правильно, сформировать у ребенка все составляющие- Конечно, только развитие всех компонентов школьной готовности позволит ребенку чувствовать себя хорошо в школе и добиваться положительных результатов.

Психологическая зарядка.

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

#1042;се те, кто знает, что такое психологическая готовность к школе – хлопните в ладоши.
#1045;сли вы считаете, что ваш ребенок уже готов к школьному обучению – топните ногой.
#1055;окачайте головой все те, кто считает, что школа - это страшно и сложно.
#1044;ля кого главным критерием в выборе школы является опытный и мудрый учитель– постучите себя кулаком в грудь.
#1045;сли поступление вашего ребенка в школу для вас событие важное и значимое, то подмигните одним глазом.
#1045;сли в вашей семье приняты единые требования в воспитании и обучении ребенка – дотроньтесь до кончика носа.
#1045;сли вы повышаете самооценку ребёнку, подбадриваете его, не сравниваете с другими детьми – погладьте себя по голове.
#1059;лыбнитесь все те, у кого хорошее настроение.

5. БЛОК ПОМОЩЬ

Психолог: теперь вы знаете, что включает в себя готовность к школе. А как же помочь ребенку?

«Письма друг к другу»

Цель: активизировать мыслительную деятельность участников тренинга, обратиться к их опыту.

Материал: листы бумаги, ручки.

Сейчас одна команда – дети, другая – родители. Каждая команда пишет письмо другой. «Дети» пишут «родителям» в письме то, что они ждут от них в период адаптации к школе, «родители» описывают «детям» в письме как они будут помогать им адаптироваться к школе.

Обсуждение упражнения.

«Викторина»

  1. Где ребенок получает любовь? (в семье)
  2. Когда ребенок учится? (когда играется, спрашивает, помогает, поет, бегает, смотрит на родителей — все время)
  3. Сколько времени, по вашему мнению, может заниматься ваш ребенок? (25-30 мин.)
  4. Сколько должен весить портфель ребенка? (1200-2000 г.)
  5. 6-7 лет: кризис или нет? (да)
  6. Что могут сделать родители, чтобы ребенок вырос благополучным? (личный пример)
  7. Сколько часов должен спать первоклассник? (10-11 часов, 2 часа до полуночи)
  8. Как вы считаете, сколько времени нужно ребенку, чтобы привыкнуть к школе? (от 1 до 6 месяцев)
  9. Чего прежде всего требует первоклассник в первом полугодии? (внимания, поддержки)
  10. Сколько времени минимум ребенок может не отвлекаться? (10 мин.)
  11. От чего зависит эмоциональное состояние ребенка в семье? (от любви и взаимоотношений между родителями.

«Разноцветный дождь»

(педагог и психолог разбрасывают по залу разноцветные воздушнее шары).

Психолог: В завершение нашей встречи « Ребенок на пороге школы» мы дарим вам разноцветный дождь. На семи шарах написаны 7 правил родителей. Кому достался такой шар – читает и объясняет правило:

- общение

-любовь

-гибкость

-уверенность

-отдых

-последовательность

-время (этот шар остается у психолога)

Притча «Один час твоего времени»

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

— Ну, вообще-то, 500. А что?

— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ни разу у меня не просил денег».

Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

Памятка родителям будущих первоклассников

=Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми.

=Поощряйте инициативу ребенка.

=Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным. Эффективность обучения намного возрастает, если ребенок находится в комфортном психологическом состоянии.

=Не ругайте за ошибки, ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.

=Помните о похвале. Очень важно положительное одобрение.

=Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Форма оценки также (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».

=Подробно вместе разбирайте ошибки.

=Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.

=Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись, занимайся, болван». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.

=Не пытайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не начинайте проходить школьную программу.

Памятка родителям будущих первоклассников

=Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми.

=Поощряйте инициативу ребенка.

=Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным. Эффективность обучения намного возрастает, если ребенок находится в комфортном психологическом состоянии.

=Не ругайте за ошибки, ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.

=Помните о похвале. Очень важно положительное одобрение.

=Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Форма оценки также (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».

=Подробно вместе разбирайте ошибки.

=Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.

=Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись, занимайся, болван». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.

=Не пытайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не начинайте проходить школьную программу.

Памятка родителям будущих первоклассников

=Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми.

=Поощряйте инициативу ребенка.

=Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным. Эффективность обучения намного возрастает, если ребенок находится в комфортном психологическом состоянии.

=Не ругайте за ошибки, ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.

=Помните о похвале. Очень важно положительное одобрение.

=Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Форма оценки также (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».

=Подробно вместе разбирайте ошибки.

=Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.

=Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись, занимайся, болван». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.

=Не пытайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не начинайте проходить школьную программу.

=Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достичь определенных результатов можно только затратив усилия.

=Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами — специалистами, педагогами, логопедом, психологом.

=Не перегружайте ребенка! Не требуйте невозможного! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.

=Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи — залог хорошего обучения. =Расспрашивайте его о событиях дня, что было интересным, что больше всего понравилось. При этом слушайте внимательно его ответы, уточняйте, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что это вам интересно. Как можно больше читайте ему и приучайте пересказывать прочитанное.

=Не оставляйте без ответа ни один вопрос ребенка. Только в таком случае его познавательный интерес никогда не угаснет.

=Помните, что дети — не только продолжатели наших личных умений и способностей. =Каждый ребенок имеет право на собственное проявление своих потенциальных возможностей и на свое собственное мнение.

=Старайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Ведь видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.

=Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достичь определенных результатов можно только затратив усилия.

=Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами — специалистами, педагогами, логопедом, психологом.

=Не перегружайте ребенка! Не требуйте невозможного! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.

=Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи — залог хорошего обучения. =Расспрашивайте его о событиях дня, что было интересным, что больше всего понравилось. При этом слушайте внимательно его ответы, уточняйте, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что это вам интересно. Как можно больше читайте ему и приучайте пересказывать прочитанное.

=Не оставляйте без ответа ни один вопрос ребенка. Только в таком случае его познавательный интерес никогда не угаснет.

=Помните, что дети — не только продолжатели наших личных умений и способностей. =Каждый ребенок имеет право на собственное проявление своих потенциальных возможностей и на свое собственное мнение.

=Старайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Ведь видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.

=Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достичь определенных результатов можно только затратив усилия.

=Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами — специалистами, педагогами, логопедом, психологом.

=Не перегружайте ребенка! Не требуйте невозможного! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.

=Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи — залог хорошего обучения. =Расспрашивайте его о событиях дня, что было интересным, что больше всего понравилось. При этом слушайте внимательно его ответы, уточняйте, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что это вам интересно. Как можно больше читайте ему и приучайте пересказывать прочитанное.

=Не оставляйте без ответа ни один вопрос ребенка. Только в таком случае его познавательный интерес никогда не угаснет.

=Помните, что дети — не только продолжатели наших личных умений и способностей. =Каждый ребенок имеет право на собственное проявление своих потенциальных возможностей и на свое собственное мнение.

=Старайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Ведь видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».

Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.ЗАДАЧИ:- Познак...

Семинар для родителей подготовительной группы «Ребенок на пороге школы»

Целевая аудитория: родители будущих первоклассниковЦель: создать условия для формирования понятия «Готовность ребенка к школе»Задачи:·...

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы Тема: «Ребенок на пороге школы»

Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного...

Доклад для заседания круглого стола для родителей тема: «Ребенок на пороге школы»

В докладе представлены основные показатели  речевой готовности ребенка к школьному обучению...

Консультация для родителей:"Ребенок на пороге к школе"

Основные показатели психологической готовности ребенка к школе• Интеллектуальная готовность ребенка• Личностная готовность• Социально-психологическая (коммуникативная) готовностьЦель пс...