"Ребенок на пороге школы" тренинг для родителей
классный час (подготовительная группа)
Тренинг направлен на повышение уровня родительской компетентности в вопросах готовности ребенка к обучению в школе.
Педагог-психолог предлагает родителям несколько блоков, в которых есть и теория и практические задания, упражнения. Родители решают ребусы, отгадывают школьные задачки и шифровки, отвечают на веселую вокторину. Командная форма тренинга делает мероприятие увлекательным. Родители учатся лучше понимать своих детей, оказывать им психологическую помощь на пороге школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 331.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Курганская область
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» комбинированного вида р.п. Каргаполье.
641920, Курганская обл., р.п.Каргаполье, ул. Калинина 34 А , тел. 8 (35256) 2 – 17 – 43
Ребенок
на
пороге школы
Подготовила:
педагог-психолог Ленкова А.В.
2023
Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
- Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе и ее компонентами.
- Пробудить желание увидеть проблемы своего ребёнка изнутри и найти способы их решения.
- Помочь родителям выработать новые эффективные способы общения с детьми и способы помощи на пороге школы.
- Помочь родителям осознать и отреагировать свою тревогу и переживания, связанные с поступлением в школу ребенка.
- Дать родителям опыт игрового взаимодействия друг с другом, способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
Форма работы: групповая
Длительность мероприятия: 50 минут.
Ход
- БЛОК ВСТУПЛЕНИЕ
Ведущая: Уважаемые педагоги и родители! Тема нашего педсовета «Ребенок на пороге школы!»
Приближается тот день, когда ребенок впервые войдет в школьный класс. Окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим и планомерным обучением, оценкой успехов и рабочей неделей.
И конечно же, нас как педагогов и вас как родителей сейчас волную вопросы: А готовы ли наши дети к школе. Как будут учиться? Как им помочь, если они встретят первые школьные трудности. Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе.
Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами.
«Три полоски»
Попробуем определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения. На каждом столе лежат цветные карточки. Выберите и поднимите карточку такого цвета, который отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка.
- черная – сильное,
- синяя - умеренное,
- зеленая - отсутствует.
Вопрос к поднявшему черную карточку. «От кого или от чего зависит нормализация и улучшение вашего самочувствия?»
- БЛОК ПЕРВОКЛАССНИК
«Успешный первоклассник»
Чтобы разговор был предметным, конкретным, давайте определим, в чем или в ком видится каждому из вас проблема дискуссии?
Прежде чем начать обсуждение этого вопроса предлагаю вам создать модель «Успешного первоклассника». Т. е каким должен быть ребенок на выпуске из детского сада, чтобы быть готовым к школе.
Команды описывают портрет первоклассника – называют прилагательные, характеризующие его успешность:
Например: собранный, самостоятельный, прилежный, аккуратный, уважительно относящийся к учителю, умеющий дружить и т.д.
«Мозговой штурм»
Цель: активизировать мыслительную деятельность участников тренинга, обратиться к их опыту.
Материал: мяч
Психолог: Придя в школу жизнь ребенка меняется. Как вы думаете, что изменяется в его жизни? С чем новым приходится сталкиваться первокласснику?
Ответы родителей. При необходимости психолог добавляет ключевые моменты (меняется режим дня, требования взрослых, возрастает доля самостоятельности и ответственности, возникает необходимость выстраивать новые социальные связи с одноклассниками и учителями и т.д.)
Психолог: Как мы видим, ребенок сталкивается с серьезными изменениями жизни. Ему приходится приспосабливаться, то есть адаптироваться, к новым условиям жизни. Этот процесс может протекать легко, а может и достаточно болезненно, в силу ряда причин (отсутствие навыка коммуникации, ребенок не был морально подготовлен к изменениям и т.д.)
Психолог: по каким проявлениям (эмоциональным, физиологическим и т.д.) родитель может догадаться, что ребенок тяжело переживает период адаптации? Ответы родителей фиксируются на ватмане.
- БЛОК ШКОЛА
«Ассоциации»
Цель: подготовка группы к предстоящей совместной работе и создать соответствующей обстановки и настроя.
Материалы: мяч.
Психолог предлагает участникам тренинга назвать первые ассоциации на слово «школа». Участники быстро передают друг другу мяч и называют свои ассоциации.
Игра заканчивается, когда темп выполнения задания замедлился, или участники стали повторяться.
Психолог : У каждого из вас своя ассоциация на слово « школа».
“Что мы говорим детям о школе?”
Цель: помочь осознать родителям образ школы, который они формируют у детей.
Инструкция: Родителям предлагается записать два – три наиболее частых высказывания о школе, которые они адресуют своим детям. Затем они их обсуждают и пытаются понять, какой образ школы может сформироваться у детей под влиянием этих высказываний.
«Детские рисунки»
Цель: подвести родителей к осознанию уже сформированного у ребёнка образа школы.
Инструкция: Родителям предлагается рассмотреть рисунки детей. Даётся время понять и обсудить эмоции детей, связанные со школой. В обсуждении необходимо подвести родителей к осознанию необходимости формирования у детей адекватной мотивации к школьному обучению.
«Здание школы»
Посмотрите на нашу школу. Это красивое, надёжное здание.
Предлагаю вам поработать в команде и определить те аспекты, которые и определяют успеваемость ребенка в школе, его успешность.
(родители заполняют пустые кирпичики, далее каждая команда представляет свою школу)
Психолог подводит итог и представляет свой вариант школы.
Кирпичики ее фундамента-это психические процессы. Которые необходимы, чтобы учиться (внимание. память, мышление, воображение, пространственная ориентация, мелкая моторика, это мотивация, познавательный интерес и воля.
Стены-учебные навыки. Т.е. умение считать, писать и читать…
А крыша-это успеваемость в школе.
Психологическая готовность к школе или школьная зрелость(фундамент) – комплекс психических качеств, необходимых ребёнку для успешного начала обучения в школе.
4. БЛОК Психологическая готовность ребенка к школе
"... психологическая готовность к школе
- это что ?
Все о ней слышали,
а что это такое, толком никто не
представляет.
Вот с математикой или чтением все
куда проще - читать и писать
теперь принято прямо с пеленок.
Что же представляет собой загадочная
психологическая готовность к школе?.."
Умение читать, считать и писать, которые Ваш ребенок приобрел в детском саду, еще не является показателем того, что он готов к школьному обучению.
До школы ребенок тоже обучается, НО только другими методами, чем в школе:
- используется игровой метод;
- другая нагрузка во временном плане (это не 4- 5 уроков по 40 минут);
- другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если он устал);
- другая форма организации деятельности (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность походить, поиграть, посидеть др.).
Как же принимать решение о начале обучения в школе?
Не забывайте, что помимо биологического есть и психологический возраст ребенка, который может существенно отличаться от него как в меньшую, так и в большую стороны.
Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой. Готовность к школе - это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов:
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности.
Личностно-социальная готовность включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника; развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе.
-Мотивационная
-Коммуникативная или социальная
Эмоционально-волевая готовность - определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Важный признак готовности к школе - делать не то, что хочу, но и то, что надо.
Мотивационная готовность - наличие учебной мотивации, стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже утомительные задания. Учебная мотивация складывается у "будущего школьника" при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца.
Определить, готов ли Ваш ребенок к школе могут специалисты - педиатры, психологи, педагоги.
А сейчас мы немного поиграем и глубже окунемся в мир психологической готовности к школе.
Задания №1 Разгадайте ребус
Задание в конверте на столе: ВОЛЕВАЯ
Разгадайте ребус и напишите слово на бумажную полоску.
Подсказка:
Умеет ставить перед собой цель.
Длительно выполняет не очень привлекательную работу.
Умеет наметить план действий, выполнить его.
Разложите буквы в схеме слова так, чтобы получилось слово, обозначающее составляющую готовности к школе. Впишите слово в макет крыши»
СОЦИАЛЬНАЯ (коммуникативная)
Подсказка:
Умеет подчинять свое поведения законам детской группы и нормам поведения
Способен действовать совместно с ребятами
Умеет уступать или отстаивать свою правоту.
Задания №2. Шифровка. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
10 | 15 | 20 | 6 | 13 | 6 | 12 | 20 | 21 | 1 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Используя шифр, вместо каждой цифры впишите буквы и узнайте слово. Впишите слово в бумажную полоску.
Подсказка:
Наличие широкого кругозора и запаса знаний.
Развитие мелкой моторики.
Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Задание №3 Переставьте буквы
переставьте буквы местами, чтоб получилось слово. Впишите слово на бумажную полоску.
Слово МОТИВАЦИОННАЯ
ТИВОАЦЯМОНИНА
Подсказка:
Позитивное отношение к школе, учителям, самому себе.
Развитие желания ходить в школу.
Объективность самооценки.
Психолог: Вы нашли составляющие школьной готовности. Давайте озвучим их (родители зачитывают выбранные описания).
Вопросы для родителей:
Как вы думаете, если у ребенка будут сформированы только два компонента школьной готовности, сможет ли он быть успешным в школе?
А что же для этого нужно? Правильно, сформировать у ребенка все составляющие- Конечно, только развитие всех компонентов школьной готовности позволит ребенку чувствовать себя хорошо в школе и добиваться положительных результатов.
Психологическая зарядка.
Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.
#1042;се те, кто знает, что такое психологическая готовность к школе – хлопните в ладоши.
#1045;сли вы считаете, что ваш ребенок уже готов к школьному обучению – топните ногой.
#1055;окачайте головой все те, кто считает, что школа - это страшно и сложно.
#1044;ля кого главным критерием в выборе школы является опытный и мудрый учитель– постучите себя кулаком в грудь.
#1045;сли поступление вашего ребенка в школу для вас событие важное и значимое, то подмигните одним глазом.
#1045;сли в вашей семье приняты единые требования в воспитании и обучении ребенка – дотроньтесь до кончика носа.
#1045;сли вы повышаете самооценку ребёнку, подбадриваете его, не сравниваете с другими детьми – погладьте себя по голове.
#1059;лыбнитесь все те, у кого хорошее настроение.
5. БЛОК ПОМОЩЬ
Психолог: теперь вы знаете, что включает в себя готовность к школе. А как же помочь ребенку?
«Письма друг к другу»
Цель: активизировать мыслительную деятельность участников тренинга, обратиться к их опыту.
Материал: листы бумаги, ручки.
Сейчас одна команда – дети, другая – родители. Каждая команда пишет письмо другой. «Дети» пишут «родителям» в письме то, что они ждут от них в период адаптации к школе, «родители» описывают «детям» в письме как они будут помогать им адаптироваться к школе.
Обсуждение упражнения.
«Викторина»
- Где ребенок получает любовь? (в семье)
- Когда ребенок учится? (когда играется, спрашивает, помогает, поет, бегает, смотрит на родителей — все время)
- Сколько времени, по вашему мнению, может заниматься ваш ребенок? (25-30 мин.)
- Сколько должен весить портфель ребенка? (1200-2000 г.)
- 6-7 лет: кризис или нет? (да)
- Что могут сделать родители, чтобы ребенок вырос благополучным? (личный пример)
- Сколько часов должен спать первоклассник? (10-11 часов, 2 часа до полуночи)
- Как вы считаете, сколько времени нужно ребенку, чтобы привыкнуть к школе? (от 1 до 6 месяцев)
- Чего прежде всего требует первоклассник в первом полугодии? (внимания, поддержки)
- Сколько времени минимум ребенок может не отвлекаться? (10 мин.)
- От чего зависит эмоциональное состояние ребенка в семье? (от любви и взаимоотношений между родителями.
«Разноцветный дождь»
(педагог и психолог разбрасывают по залу разноцветные воздушнее шары).
Психолог: В завершение нашей встречи « Ребенок на пороге школы» мы дарим вам разноцветный дождь. На семи шарах написаны 7 правил родителей. Кому достался такой шар – читает и объясняет правило:
- общение
-любовь
-гибкость
-уверенность
-отдых
-последовательность
-время (этот шар остается у психолога)
Притча «Один час твоего времени»
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ни разу у меня не просил денег».
Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Памятка родителям будущих первоклассников
=Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми.
=Поощряйте инициативу ребенка.
=Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным. Эффективность обучения намного возрастает, если ребенок находится в комфортном психологическом состоянии.
=Не ругайте за ошибки, ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.
=Помните о похвале. Очень важно положительное одобрение.
=Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Форма оценки также (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
=Подробно вместе разбирайте ошибки.
=Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
=Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись, занимайся, болван». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
=Не пытайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не начинайте проходить школьную программу.
Памятка родителям будущих первоклассников
=Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми.
=Поощряйте инициативу ребенка.
=Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным. Эффективность обучения намного возрастает, если ребенок находится в комфортном психологическом состоянии.
=Не ругайте за ошибки, ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.
=Помните о похвале. Очень важно положительное одобрение.
=Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Форма оценки также (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
=Подробно вместе разбирайте ошибки.
=Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
=Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись, занимайся, болван». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
=Не пытайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не начинайте проходить школьную программу.
Памятка родителям будущих первоклассников
=Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми.
=Поощряйте инициативу ребенка.
=Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным. Эффективность обучения намного возрастает, если ребенок находится в комфортном психологическом состоянии.
=Не ругайте за ошибки, ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.
=Помните о похвале. Очень важно положительное одобрение.
=Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Форма оценки также (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
=Подробно вместе разбирайте ошибки.
=Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
=Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись, занимайся, болван». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
=Не пытайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не начинайте проходить школьную программу.
=Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достичь определенных результатов можно только затратив усилия.
=Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами — специалистами, педагогами, логопедом, психологом.
=Не перегружайте ребенка! Не требуйте невозможного! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.
=Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи — залог хорошего обучения. =Расспрашивайте его о событиях дня, что было интересным, что больше всего понравилось. При этом слушайте внимательно его ответы, уточняйте, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что это вам интересно. Как можно больше читайте ему и приучайте пересказывать прочитанное.
=Не оставляйте без ответа ни один вопрос ребенка. Только в таком случае его познавательный интерес никогда не угаснет.
=Помните, что дети — не только продолжатели наших личных умений и способностей. =Каждый ребенок имеет право на собственное проявление своих потенциальных возможностей и на свое собственное мнение.
=Старайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Ведь видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.
=Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достичь определенных результатов можно только затратив усилия.
=Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами — специалистами, педагогами, логопедом, психологом.
=Не перегружайте ребенка! Не требуйте невозможного! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.
=Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи — залог хорошего обучения. =Расспрашивайте его о событиях дня, что было интересным, что больше всего понравилось. При этом слушайте внимательно его ответы, уточняйте, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что это вам интересно. Как можно больше читайте ему и приучайте пересказывать прочитанное.
=Не оставляйте без ответа ни один вопрос ребенка. Только в таком случае его познавательный интерес никогда не угаснет.
=Помните, что дети — не только продолжатели наших личных умений и способностей. =Каждый ребенок имеет право на собственное проявление своих потенциальных возможностей и на свое собственное мнение.
=Старайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Ведь видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.
=Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достичь определенных результатов можно только затратив усилия.
=Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами — специалистами, педагогами, логопедом, психологом.
=Не перегружайте ребенка! Не требуйте невозможного! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.
=Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи — залог хорошего обучения. =Расспрашивайте его о событиях дня, что было интересным, что больше всего понравилось. При этом слушайте внимательно его ответы, уточняйте, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что это вам интересно. Как можно больше читайте ему и приучайте пересказывать прочитанное.
=Не оставляйте без ответа ни один вопрос ребенка. Только в таком случае его познавательный интерес никогда не угаснет.
=Помните, что дети — не только продолжатели наших личных умений и способностей. =Каждый ребенок имеет право на собственное проявление своих потенциальных возможностей и на свое собственное мнение.
=Старайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Ведь видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"
Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...
Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"
Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...
Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».
Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.ЗАДАЧИ:- Познак...

Семинар для родителей подготовительной группы «Ребенок на пороге школы»
Целевая аудитория: родители будущих первоклассниковЦель: создать условия для формирования понятия «Готовность ребенка к школе»Задачи:·...

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы Тема: «Ребенок на пороге школы»
Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного...
Доклад для заседания круглого стола для родителей тема: «Ребенок на пороге школы»
В докладе представлены основные показатели речевой готовности ребенка к школьному обучению...

Консультация для родителей:"Ребенок на пороге к школе"
Основные показатели психологической готовности ребенка к школе• Интеллектуальная готовность ребенка• Личностная готовность• Социально-психологическая (коммуникативная) готовностьЦель пс...