Мастер-класс для родителей детей 4-5лет Тема: «Увлекательное экспериментирование»
опыты и эксперименты (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
города Когалыма «Сказка»
Мастер-класс
для родителей детей 4-5лет
Тема: «Увлекательное экспериментирование»
Подготовила: Кравцова С.С.
г. Когалым, 2025г
Цель: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми.
Задачи:
- Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях;
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретённым опытом с другими людьми;
- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом, между родителями и детьми;
- Поддерживать положительные эмоции.
Предварительная работа:
- Организация выставки книг, пособий, направленных на экспериментальную деятельность с детьми;
- Оформление памяток для родителей «Детское экспериментирование в семье;
- Приготовить материалы и оборудование для мастер – класса (мыльные пузыри, цветная бумага, газированная вода, сосуды и ёмкости для воды, контейнеры с песком, печати следов животных и птиц, магниты, бабочки, цветы, краситель, пипетки, пена для бритья, картон, сложенные из бумаги цветы.
Участники: воспитатель средней группы, родители.
Материал: Игрушка – утёнок, мыльные пузыри, цветы - бутоны, газированная вода, сосуды и ёмкости для воды, контейнеры с песком, печати следов животных и птиц, магниты, бабочки, цветы, краситель, пипетки, пена для бритья, картон, цветная бумага, сложенные из бумаги цветы.
План проведения
#1055;риветствие.
#1047;накомство с понятием детское экспериментирование.
#1057;овместное проведение опытов.
#1054;бсуждение проведённых опытов с родителями.
#1047;аполнение анкет – отзывов.
Ход мастер – класса
(Мыльные пузыри пускает воспитатель)
Что за чудо пузыри,
Откуда вдруг взялись они?
На наш вопрос найти ответ
Поможет нам эксперимент.
Воспитатель: А вам, уважаемые родители, хотелось бы разобраться в том, что такое опыты и детское экспериментирование? (ответы родителей)
- Сегодня мы с вами постараемся понять, в чём особенности организации детского экспериментирования.
Эксперимент – это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Можно сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребёнок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
Достоинство метода эксперимента заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Китайская пословица гласит:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню
Дай попробовать – и я пойму.
Таким образом, в ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно приходится анализировать, сравнивать и делать выводы. У детей развивается наблюдательность, любознательность. В процессе эксперимента ребёнок может почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
И сегодня мы с вами тоже будем экспериментировать.
Практическая часть
Воспитатель: Все мы с вами в душе немного дети, а все дети очень любят сказки. Наша сказка называется «Путешествие утёнка». На одном птичьем дворе недавно у мамы - утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой уткой. Только один утёнок был очень любопытный, везде совал свой нос.
Однажды, он решил посмотреть за забор и ему захотелось узнать, что же происходит за забором, вокруг птичьего двора. Утёнок пошёл открывать мир. За забором он увидел небольшой пруд, в нём плавало много цветов. Было рано, солнышко ещё не встало, поэтому цветы были закрыты. Немного пройдя, утёнок увидел как на поверхности воды то появлялись, то исчезали какие - то маленькие существа. Это были рыбки. Они уже проснулись и играли друг с другом.
Опыт №1 «Пузырьки – спасатели»
Возьмите стакан, налейте в него газированную воду. От куска пластилина отщипывайте маленькие кусочки, скатайте шарики и бросайте в воду. Пластилин тяжёлый и опуститься на дно. Пузырьки газа начнут садиться на кусочки пластилина, словно маленькие воздушные шарики. Вскоре пузырьков станет так много, что они поднимут пластилин на поверхность. На поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Тяжёлый пластилин снова утонет. На дне стакана на помощь придут пузырьки газа, и пластилин снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока газ из воды не улетит.
Вывод: У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться в воду, мускулы сжимаются и сдавливают пузырь. Объём уменьшается, рыба опускается вниз. А если надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, пузырь наполняется воздухом и рыба всплывает.
Утёнок посмотрел как играют рыбки и пошёл дальше. Вдруг пошёл дождь, и утёнку стало интересно, как это происходит. Он забрался под куст и стал смотреть.
Опыт №2 «Дождик из тучки».
Возьмите стакан с водой, сверху на поверхность воды выдавите пену для бритья – это наше облачко. Пипеткой капаем на пену краситель (синий). Облачко темнеет и превращается в тучку. Краска медленно просочиться через пену, и можно будет наблюдать, как из тучки идёт цветной дождик!
Вывод: Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь, и как образуются тучи.
После дождя стало сыро. И идя по мокрому песку утёнок увидел, что после него остаются следы, а ещё он увидел другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт №3 «Загадочные следы».
Песок в лотке смачивается водой так, чтобы было видно отпечатки следов. Делаете отпечаток на песке одним из предметов. Сначала сделать отпечаток следа утёнка, а затем собачки, кошки, птиц.
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но он может принимать любую форму, пока не высохнет.
Изучив следы, утёнок отправился дальше. Он увидел, как большая капля воды висела на зелёном листочке. Она дрожала от ветра, но не падала. Утёнок стал наблюдать.
Опыт №4 «Волшебная капля».
Возьмите стакан, налейте в него воду, но не полный. Накройте картоном. Затем сильно прижмите, придерживая картон рукой, осторожно переверните стакан на ладонь. Немного подержите. Отпустите ладонь. Картон останется на месте, вода из стакана не выливается.
Вывод: Когда мы переворачиваем стакан, то между дном и водой образуется воздушное пространство. Воздух снаружи давит на бумагу с большей силой, чем воздух внутри стакана. Таким образом давление приклеивает кусочек картона к стакану, и вода не может вытечь.
Понаблюдав за каплей, утёнок пошёл дальше. Шёл, шёл утёнок и вышел на огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. Над ними кружили бабочки.
Опыт №5 «Цветочный луг»
Цветы наклеить на разные поверхности (металлическую, деревянную, пластмассовую). На картинки с бабочками приклеить магнит с обратной стороны. Насекомые садятся на цветы с металлической основой.
Вывод: Магнит притягивает железные предметы, а не железные нет.
Полюбовавшись красотой большого луга утёнок пошёл дальше и оказался возле знакомого пруда. Только теперь пруд стал совсем другим. Ярко светило солнце и бутоны загадочных цветов начали распускаться. Утёнок увидел как распускаются прекрасные водяные цветы.
Опыт №6 «Красивые цветы»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Сложите лепестки через один к центру. А теперь опустите цветы в воду, налитую в широкую ёмкость. Прямо на ваших глазах лепестки начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжёлой и лепестки раскрываются.
Утёнку так понравилось гулять и познавать этот интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
#1055;очему идёт дождь?
#1055;очему плавают рыбки?
#1055;очему остались следы на песке?
#1055;очему не падает капля?
#1055;очему бабочки летят на цветы?
#1055;очему же распускаются цветы? (обсуждение вопросов с родителями).
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме опытов и экспериментов. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.
А наша сказка подошла к концу. Уважаемые родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить дома опыты и экспериментировать с различными материалами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-классдля воспитателей "Давайте жить дружно!"
Мастер-классТема: «Давайте, жить дружно!»Ф.И.О. – воспитатель Камышанская Инна АнатольевнаДата проведения: 28.10.2016г.Цель мастер-класса: объединение педагогического коллектива, фор...

Мастер-классдля детей и родителей "Я и мой ребёнок"
Укрепление отношений между родителем и ребёнком, сформировать позитивную коммуникацию....

Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»
Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...

Мастер-классдля родителей Подкова счастья на удачу
Сегодня на мастер – классе, мы поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях и славянских оберегах. Вы узнаете, как сделать оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготов...

Мастер-классдля родителей «Экспериментирование с разнообразными Материалами» Старшая группа.
Цель: Показать родителям разнообразные видыэкспериментирования с бумагой, картоном, водой.Задачи:1. На примере опытов показать, как можно экспериментировать вместе сдетьми.2. Развивать познавательный ...

Конспект мастер – класса для родителей воспитанников групп раннего возраста по познавательно – исследовательской деятельности «Увлекательное экспериментирование».
Конспектмастер – класса для родителей воспитанников групп раннего возрастапо познавательно – исследовательской деятельности.Тема: «Увлекательное экспериментирование».Цель:...
Мастер-классдля педагогов "Дыхательная гимнастика от эмоционального выгорания"
Дыхательные упражнения , способствующие стабилизации физического состоянии и снятию эмоционального напряжения у педагогов....
