консультация для родителей "Использование нейроигр в логопедической работе"
консультация

Кейлер Татьяна Алексеевна

Причины нарушений речи кроются в повреждениях центральной нервной системы, которые возникают в течение первых месяцев жизни ребенка, пренатальном и перинатальном периодах. Для наиболее продуктивной коррекционной работы логопеды используют нейроигры. Чем они полезны и на что направлены вы узнаете из этой консультации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нейроигр в логопедической работе.

( консультация для родителей)

Причины нарушений речи кроются в повреждениях центральной нервной системы, которые возникают в течение первых месяцев жизни ребенка, пренатальном и перинатальном периодах. Для наиболее продуктивной коррекционной работы логопеды используют нейроигры. Чем они полезны и на что направлены вы узнаете из этой консультации.

Что такое нейроигры?

Соответствует ли речь ребенка его возрасту, следует узнать, обратившись к детскому логопеду. И сделать это следует в 2–3 года: именно этот период наиболее благоприятный в плане развития речи у малыша.

У детей, которые приходят к логопеду, все чаще встречаются следующие диагнозы:

минимальная мозговая дисфункция (ММД);

расстройства аутистического спектра (РАС);

синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

и другие.В связи с этим логопеды ищут и внедряют новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы.

Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.

Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.

https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/storage/articles/October2022/close-up-cute-baby-with-toys4.jpg

Как понять, что у ребенка есть проблемы?

Родителям необходимо обратить внимание на то, что ребенок гиперактивный, не слышит взрослых, не реагирует на замечания или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный, испытывает трудности в усвоении рабочей программы. Достаточно часто у таких детей наряду с нарушениями речи имеются проблемы с координацией, крупной и мелкой моторикой, моторной неловкостью. В связи с этим у логопедов возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свою координацию, внимание, двигательную активность и речь.

Нейрогимнастика — это система упражнений, которые эффективны на любом этапе развития. Но особую актуальность она приобретает при работе с детьми, у которых имеются проблемы в развитии речи.

Основная цель применения такой гимнастики — активизировать развитие речи у детей. Комплекс упражнений подбирается логопедами для:

  • стимулирования речевой активности;
  • вырабатывания слухоречевого внимания;
  • улучшения процессов головного мозга, которые отвечают за речь;
  • развития познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Часто эти способности бывают нарушены у детей с ОВЗ. Чтобы понять степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма, построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений, проводится диагностика.

Диагностика

Диагностика включает в себя следующее.

Беседа с ребенком. Часто дети не выговаривают слова, а произносят лишь отдельные слоги (либо начальные, либо ударные). Если ребенок произносит слово лишь частично, то это свидетельствует о нарушении слоговой и ритмической структуры слова. Также в предложении могут быть пропуски предлогов, слов.

Счет количества хлопков (взрослый хлопает в ладоши, а ребенок считает, если может).

Повторение хлопков за взрослым с сохранением количества ударов.

Повторение хлопков за взрослым с сохранением ритмического рисунка.

Наблюдение за моторным развитием ребенка: как он ползает и ходит.

Примеры нейроигр

Современные логопеды все чаще стали внедрять нейроигры в коррекционную работу по развитию речи у детей с нарушениями речи.

Упражнения, которые чаще всего используются специалистами.

1. Упражнения, которые повышают тонус коры полушарий мозга.

Возьмитесь за мочки ушей, потяните их вниз-вверх. Возьмитесь за среднюю часть ушей, потяните их вперед-назад и вправо-влево.

Средними и указательными пальцами обеих рук одновременно «обрисовывайте» контур щек массирующими круговыми движениями.

Откройте рот как можно шире и сделайте попытку зевнуть, надавливая подушечками пальцев на сустав, который соединяет верхнюю и нижнюю челюсти. Он будет натягиваться, и вы быстро найдете его.

2. Упражнения, направленные на улучшение качества переноса информации из одного полушария в другое.

  • Веселая грядка
    Ребенку необходимо раскладывать предметы в две корзинки. Если в названии предмета присутствует звук [а], то нужно положить его в левую корзинку. Если звук [у] — в правую. Картинки с предметами выбирайте, исходя из поставленной задачи.
  • Чей предмет?
    Из тазика с сухим содержимым (наполненного песком, фасолью, цветным рисом и т. д.) ребенок достает по одному предмету и кладет к определенному символу звука. Пример: если в названии есть звук [к] — кладем одной рукой, если в слове звук [ж] — кладем другой рукой.
  • Волшебные палочки
    Ребенок поочередно произносит слова, которые изображены на картинках. Ему показывают на карточку соответствующей трубочкой/палочкой (например, на картинку со звуком [в] — желтой, на картинку со звуком [р] — синей).

Все эти упражнения могут выполняться на автоматизацию звуков, на различные лексические темы и т. д.

  • Нос-ухо
    Левой рукой нужно взяться за правое ухо, правой рукой — за нос. После чего делаем хлопок руками и меняем руки в точности наоборот. Параллельно с выполнением упражнения произносим звуки, слоги или слова.

3. Упражнения, которые повышают уровень самоконтроля (ритмичное изменение положений рук)

  • Нейротаблицы
    В этих играх нужно одновременно обеими руками находить одинаковые объекты с разных сторон. Объекты могут быть совершенно разные: птицы и животные, числа, цифры, буквы и т. д.
  • Кулачок-ладошка
    Произнесение слогового ряда соответственно предложенному ритмическому рисунку. Ребенок одновременно отхлопывает и произносит слоговой ряд, хлопком выделяя ударный слог.
  • Зеркальное рисование способствует восприятию информации, улучшает ее запоминание. На чистом листе бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Благодаря простоте и увлекательности нейроигры являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

                                                    Подготовила учитель-логопед: Т.А. Кейлер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий...

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР     За последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми...

Консультация для педагогов "Нейроигры в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи"

Нейроигры − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. В консультации предложены некоторые нейропсихологические игры и ...

Консультация для воспитателей "Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста...

Использование нейроигр в логопедической работе.

Эффективность использования нейроигр доказана  современной наукой и практикой. Они входят в рамки  здоровьесберегающей и игровой технологии....