Семинар-практикум для родителей «Как у дошкольников формировать мотивацию к обучению в школе»
материал (старшая группа)

Грахова Ирина Юрьевна

Цель: научить родителей эффективным методам развития учебной мотивации у детей 5-7 лет через интерактивные упражнения, кейсы и практические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Как у дошкольников формировать мотивацию к обучению в школе»

Составила воспитатель: Грахова И.Ю.

Цель: научить родителей эффективным методам развития учебной мотивации у детей 5-7 лет через интерактивные упражнения, кейсы и практические рекомендации.

Этот семинар дает не только теорию, но и готовые инструменты, которые родители смогут применять уже на следующий день. После семинара можно создать чат родителей для обмена опытом и поддержки.

Формат: смешанный (лекция + интерактив + работа в группах).

Реквизит: карточки, коробка с предметами, стикеры, маркеры.

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Приветствие и разминка «Ассоциации»

Родители называют ассоциации со словом «школа» (записать на доске).

Обсуждение: Какие эмоции преобладают? Почему?

Мини-лекция «Что такое учебная мотивация?»

 Введение в тему, вопрос к родителям: «Как вы думаете, что важнее для успешной учебы в школе: умение читать и считать или желание учиться?»
(Дать возможность высказаться, подвести к мысли, что мотивация
 – ключевой фактор.)

Пример из жизни: «Два ребенка приходят в 1 класс. Один умеет читать, но делает это без интереса, второй пока отстает в навыках, но с горящими глазами слушает учителя. Кто из них будет успешнее через год?»

Мотивация – это внутреннее побуждение к действию, желание узнавать новое и достигать целей.

Виды мотивации у дошкольников:
 Внутренняя (познавательная) – интерес к самому процессу обучения («Мне нравится решать задачки!»).
 Внешняя – стимулы извне («Если выучу буквы, получу конфету»).

Почему важна внутренняя мотивация?

Дети с таким типом мотивации:

  • Лучше запоминают информацию.
  • Стараются даже при трудностях.
  • Не теряют интерес к учебе в старших классах.

Опасность внешней мотивации: если постоянно обещать подарки за учебу, ребенок начнет воспринимать знания как «обменный товар».

Как формируется мотивация? Три кита учебной мотивации:

  1. Интерес – ребенку должно быть любопытно.
  2. Уверенность «У меня получится!».
  3. Осмысленность – «Зачем мне это нужно?».

Пример: если дошкольник спрашивает, «Почему листья желтеют?», не спешите давать ответ. Скажите: «Давай узнаем вместе!» – и посмотрите познавательный мультфильм или проведите эксперимент.

Кейс: «История Саши – почему пропал интерес к учебе?»

Ситуация: Саша (6 лет) до школы любил рассматривать энциклопедии, задавал вопросы. Но в 1 классе родители стали строго контролировать уроки:

- «Пиши аккуратнее!»

- «Пока не сделаешь – не пойдешь гулять!»

Через 2 месяца Саша стал ныть: «Не хочу в школу!»

Разбор: в чем ошибка родителей? (Подмена внутренней мотивации внешним давлением.)  Что делать?

 - Вернуть игровой формат (например, писать буквы мелом на асфальте).

 - Хвалить за усилия, а не только за результат.

Вывод: Давление убивает естественное любопытство.

Упражнение «Мотивационный портрет»

Цель: понять, какие мотивы преобладают у ребенка.

Ход: родители делятся на пары. Один играет роль «ребенка», другой – «родителя». «Родитель» предлагает «ребенку» выполнить задание (например, нарисовать дом), используя:

- Внутреннюю мотивацию («Давай нарисуем дом, в котором живет твой любимый герой!»).

- Внешнюю мотивацию («Если нарисуешь, получишь конфету»).

Обсуждение: Какие фразы вызвали больше энтузиазма?

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Блок «Как развивать познавательный интерес?»

Практические упражнения:

  1. «Вопросы-загадки» – как стимулировать любознательность.
  2. «Эксперименты дома» (опыты с водой, магнитами и т. д.).
  3.  «Сказка с продолжением» – развитие воображения и логики.

Рекомендации:

 - Поддерживать вопросы ребенка, не давать готовых ответов.

 - Использовать игры с обучающими элементами (головоломки, конструкторы).

Кейс: «Алина и “скучная” математика» – разбор игровых методов.

Ситуация: девочка не любит счет, говорит: «Это скучно!». Мама вместо зубрежки:

 - Играет с ней в магазин (считают «деньги» – пуговицы).

 - Печет печенье и просит помочь: «Отмерь 3 ложки сахара».

Результат: через месяц Алина сама предложила: «Давай еще задачку придумаем!»

Разбор:

  • Как мама превратила учебу в игру?
  • Почему практические задания работают лучше учебников?

Практикум: игра «Мотивационный конструктор» – превращаем скучные задания в увлекательные.

Цель: научиться превращать скучные задания в интересные.

Ход: родителям раздаются карточки с «скучными» заданиями:

«Выучить стихотворение»

«Написать палочки и крючочки»

«Решить примеры»

Задача: придумать 3 способа сделать задание увлекательным (например, писать палочки мелом на улице, учить стихотворение с робот-голосом и т.д.).

Обсуждение: Какие идеи самые неожиданные?

Вывод: Любое занятие можно подать как игру!

Эксперимент «Секретная коробка»

Цель: показать силу любопытства.
Инвентарь: Коробка с мелочами (ключ, ракушка, необычная пуговица).
Ход:

  • Ведущий показывает закрытую коробку и говорит: «Здесь лежит что-то очень интересное. Хотите узнать что?».
  • Родители высказывают предположения.

Вывод: Любопытство – естественный двигатель познания. Так же и у детей!

Блок «Эмоциональная готовность к школе»

Кейс: «Настя и страх ошибок» – как реагировать на неудачи.

Ситуация: девочка отказывается рисовать, потому что «не умею красиво». Бабушка:

Ошибка: «Ничего, я дорисую за тебя».

Правильно: «Давай сделаем “кляксографию” – из любой кляксы создадим шедевр!».

Разбор:

Как страх неудачи подавляет мотивацию?

Почему творческие задания без правил помогают поверить в себя?

Ролевая игра «Реакция на неудачу» – отрабатываем поддерживающие фразы.

Цель: показать, как разные реакции родителей влияют на желание ребенка пробовать снова.

Сценарии:

  1. Ребенок не смог собрать пазл:

      Вариант 1: «Ну вот, опять не получилось!» (раздражение).

      Вариант 2: «Давай найдем самые сложные кусочки и начнем с них!» (поддержка).

  1. Ребенок забыл, как пишется буква:

      Вариант 1: «Мы же учили это сто раз!»

      Вариант 2: «Бывает! Давай придумаем смешной способ запомнить».

Задание: Родители разыгрывают сценки и анализируют, какая реакция снижает тревожность и повышает мотивацию.

Упражнение «Слова-мотиваторы и Слова-демотиваторы» – работа в командах.

Цель: понять, как фразы влияют на желание ребенка учиться.

Ход: родители делятся на 2 команды.

Первая команда пишет фразы, которые убивают мотивацию («Ты что, глупый?», «Быстрее делай!»).

Вторая – фразы, которые вдохновляют («Ты почти справился!», «Давай попробуем вместе»).

Затем команды меняются карточками и переделывают демотивирующие фразы в поддерживающие.

Пример: Было: «Опять ошибся!» → Стало: «Ошибка – это шаг к правильному ответу!»

Блок «Самостоятельность и осознанность»

Кейс «Дима и “ненужные” знания» – как показать пользу учебы.

Ситуация: мальчик не хочет учить буквы: «Зачем? Я и так все знаю!».

Папа: неэффективно: «В школе будут двойки!».

Эффективно: пишет вместе с ним письмо Деду Морозу или шифрует послание для друга.

Разбор:

  • Как показать пользу учебы в реальной жизни?
  • Почему личные интересы ребенка – лучший мотиватор?

Игра «Шкала интереса» – учимся повышать вовлеченность.

Цель: научиться оценивать уровень вовлеченности ребенка.

Ход: родителям раздаются карточки с видами занятий:

«Раскрашивание»

«Чтение букваря»

«Счет палочек»

  • Нужно придумать 3 версии каждого занятия:
  1. Скучная (монотонное повторение).
  2. Нейтральная (обычное выполнение).
  3. Увлекательная (игровой формат).

Практикум «Создаем ритуал» – 5-минутные ежедневные мотиваторы.

Цель: показать, как привычные действия могут мотивировать.

Задание:
Придумать ежедневный 5-минутный ритуал
, который пробуждает интерес к учебе.

Примеры:

 - «Вечерняя загадка» – родитель загадывает загадку, ответ ищут утром.

 - «Мини-открытие» – перед сном узнают один интересный факт (почему идет дождь?).

 - «Дневник успехов» – рисуют или записывают, что новое узнали сегодня.

Обсуждение: Какие ритуалы легко встроить в свою семью?

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Игра «Мотивационный мешок»

Цель: найти нестандартные способы поощрения.

Инвентарь: Мешок с предметами (мячик, карандаш, игрушка, яблоко).

Ход: родители по очереди вытаскивают предмет и придумывают, как его использовать для мотивации (не конфетой или деньгами!).

Примеры:

  • Мячик: «Решишь пример – поиграем в съедобное-несъедобное!»
  • Карандаш: «Нарисуем твою букву-супергероя!»
  • Яблоко: «Сделаем научный опыт: сколько в нем семечек?»

Рефлексия:

  1. «Что из сегодняшнего семинара возьму в свою семью?» (каждый участник называет 1 пункт).
  2. Анкета обратной связи.

Раздаточные материалы:

 - Памятка с играми и фразами-мотиваторами.

 - Список книг/мультфильмов про школу.

 - Чек-лист «5 шагов к мотивированному ребенку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»

Семинар-практикум«Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»...

Консультация "Как сформировать у дошкольника мотивацию к обучению в школе?"

Данная информация поможет понять родителям, что необходимо ребенку для успешного обучения, кроме умения считать и читать; как привить  желание учиться своему ребёнку......

Конспект выступления для родителей по теме «Формирование мотивации к обучению в школе как путь профилактики школьной дезадаптации»

 Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он буде...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование у детей психологической готовности к обучению в школе"

Семинар-практикум.Просвещения педагогического коллектива о компонентах готовности к школе....