Семинар-практикум для родителей «Как у дошкольников формировать мотивацию к обучению в школе»
материал (старшая группа)
Цель: научить родителей эффективным методам развития учебной мотивации у детей 5-7 лет через интерактивные упражнения, кейсы и практические рекомендации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Как у дошкольников формировать мотивацию к обучению в школе»
Составила воспитатель: Грахова И.Ю.
Цель: научить родителей эффективным методам развития учебной мотивации у детей 5-7 лет через интерактивные упражнения, кейсы и практические рекомендации.
Этот семинар дает не только теорию, но и готовые инструменты, которые родители смогут применять уже на следующий день. После семинара можно создать чат родителей для обмена опытом и поддержки.
Формат: смешанный (лекция + интерактив + работа в группах).
Реквизит: карточки, коробка с предметами, стикеры, маркеры.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Приветствие и разминка «Ассоциации»
Родители называют ассоциации со словом «школа» (записать на доске).
Обсуждение: Какие эмоции преобладают? Почему?
Мини-лекция «Что такое учебная мотивация?»
Введение в тему, вопрос к родителям: «Как вы думаете, что важнее для успешной учебы в школе: умение читать и считать или желание учиться?»
(Дать возможность высказаться, подвести к мысли, что мотивация – ключевой фактор.)
Пример из жизни: «Два ребенка приходят в 1 класс. Один умеет читать, но делает это без интереса, второй пока отстает в навыках, но с горящими глазами слушает учителя. Кто из них будет успешнее через год?»
Мотивация – это внутреннее побуждение к действию, желание узнавать новое и достигать целей.
Виды мотивации у дошкольников:
✔ Внутренняя (познавательная) – интерес к самому процессу обучения («Мне нравится решать задачки!»).
✔ Внешняя – стимулы извне («Если выучу буквы, получу конфету»).
Почему важна внутренняя мотивация?
Дети с таким типом мотивации:
- Лучше запоминают информацию.
- Стараются даже при трудностях.
- Не теряют интерес к учебе в старших классах.
Опасность внешней мотивации: если постоянно обещать подарки за учебу, ребенок начнет воспринимать знания как «обменный товар».
Как формируется мотивация? Три кита учебной мотивации:
- Интерес – ребенку должно быть любопытно.
- Уверенность – «У меня получится!».
- Осмысленность – «Зачем мне это нужно?».
Пример: если дошкольник спрашивает, «Почему листья желтеют?», не спешите давать ответ. Скажите: «Давай узнаем вместе!» – и посмотрите познавательный мультфильм или проведите эксперимент.
Кейс: «История Саши – почему пропал интерес к учебе?»
Ситуация: Саша (6 лет) до школы любил рассматривать энциклопедии, задавал вопросы. Но в 1 классе родители стали строго контролировать уроки:
- «Пиши аккуратнее!»
- «Пока не сделаешь – не пойдешь гулять!»
Через 2 месяца Саша стал ныть: «Не хочу в школу!»
Разбор: в чем ошибка родителей? (Подмена внутренней мотивации внешним давлением.) Что делать?
- Вернуть игровой формат (например, писать буквы мелом на асфальте).
- Хвалить за усилия, а не только за результат.
Вывод: Давление убивает естественное любопытство.
Упражнение «Мотивационный портрет»
Цель: понять, какие мотивы преобладают у ребенка.
Ход: родители делятся на пары. Один играет роль «ребенка», другой – «родителя». «Родитель» предлагает «ребенку» выполнить задание (например, нарисовать дом), используя:
- Внутреннюю мотивацию («Давай нарисуем дом, в котором живет твой любимый герой!»).
- Внешнюю мотивацию («Если нарисуешь, получишь конфету»).
Обсуждение: Какие фразы вызвали больше энтузиазма?
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Блок «Как развивать познавательный интерес?»
Практические упражнения:
- «Вопросы-загадки» – как стимулировать любознательность.
- «Эксперименты дома» (опыты с водой, магнитами и т. д.).
- «Сказка с продолжением» – развитие воображения и логики.
Рекомендации:
- Поддерживать вопросы ребенка, не давать готовых ответов.
- Использовать игры с обучающими элементами (головоломки, конструкторы).
Кейс: «Алина и “скучная” математика» – разбор игровых методов.
Ситуация: девочка не любит счет, говорит: «Это скучно!». Мама вместо зубрежки:
- Играет с ней в магазин (считают «деньги» – пуговицы).
- Печет печенье и просит помочь: «Отмерь 3 ложки сахара».
Результат: через месяц Алина сама предложила: «Давай еще задачку придумаем!»
Разбор:
- Как мама превратила учебу в игру?
- Почему практические задания работают лучше учебников?
Практикум: игра «Мотивационный конструктор» – превращаем скучные задания в увлекательные.
Цель: научиться превращать скучные задания в интересные.
Ход: родителям раздаются карточки с «скучными» заданиями:
«Выучить стихотворение»
«Написать палочки и крючочки»
«Решить примеры»
Задача: придумать 3 способа сделать задание увлекательным (например, писать палочки мелом на улице, учить стихотворение с робот-голосом и т.д.).
Обсуждение: Какие идеи самые неожиданные?
Вывод: Любое занятие можно подать как игру!
Эксперимент «Секретная коробка»
Цель: показать силу любопытства.
Инвентарь: Коробка с мелочами (ключ, ракушка, необычная пуговица).
Ход:
- Ведущий показывает закрытую коробку и говорит: «Здесь лежит что-то очень интересное. Хотите узнать что?».
- Родители высказывают предположения.
Вывод: Любопытство – естественный двигатель познания. Так же и у детей!
Блок «Эмоциональная готовность к школе»
Кейс: «Настя и страх ошибок» – как реагировать на неудачи.
Ситуация: девочка отказывается рисовать, потому что «не умею красиво». Бабушка:
Ошибка: «Ничего, я дорисую за тебя».
Правильно: «Давай сделаем “кляксографию” – из любой кляксы создадим шедевр!».
Разбор:
Как страх неудачи подавляет мотивацию?
Почему творческие задания без правил помогают поверить в себя?
Ролевая игра «Реакция на неудачу» – отрабатываем поддерживающие фразы.
Цель: показать, как разные реакции родителей влияют на желание ребенка пробовать снова.
Сценарии:
- Ребенок не смог собрать пазл:
Вариант 1: «Ну вот, опять не получилось!» (раздражение).
Вариант 2: «Давай найдем самые сложные кусочки и начнем с них!» (поддержка).
- Ребенок забыл, как пишется буква:
Вариант 1: «Мы же учили это сто раз!»
Вариант 2: «Бывает! Давай придумаем смешной способ запомнить».
Задание: Родители разыгрывают сценки и анализируют, какая реакция снижает тревожность и повышает мотивацию.
Упражнение «Слова-мотиваторы и Слова-демотиваторы» – работа в командах.
Цель: понять, как фразы влияют на желание ребенка учиться.
Ход: родители делятся на 2 команды.
Первая команда пишет фразы, которые убивают мотивацию («Ты что, глупый?», «Быстрее делай!»).
Вторая – фразы, которые вдохновляют («Ты почти справился!», «Давай попробуем вместе»).
Затем команды меняются карточками и переделывают демотивирующие фразы в поддерживающие.
Пример: Было: «Опять ошибся!» → Стало: «Ошибка – это шаг к правильному ответу!»
Блок «Самостоятельность и осознанность»
Кейс «Дима и “ненужные” знания» – как показать пользу учебы.
Ситуация: мальчик не хочет учить буквы: «Зачем? Я и так все знаю!».
Папа: неэффективно: «В школе будут двойки!».
Эффективно: пишет вместе с ним письмо Деду Морозу или шифрует послание для друга.
Разбор:
- Как показать пользу учебы в реальной жизни?
- Почему личные интересы ребенка – лучший мотиватор?
Игра «Шкала интереса» – учимся повышать вовлеченность.
Цель: научиться оценивать уровень вовлеченности ребенка.
Ход: родителям раздаются карточки с видами занятий:
«Раскрашивание»
«Чтение букваря»
«Счет палочек»
- Нужно придумать 3 версии каждого занятия:
- Скучная (монотонное повторение).
- Нейтральная (обычное выполнение).
- Увлекательная (игровой формат).
Практикум «Создаем ритуал» – 5-минутные ежедневные мотиваторы.
Цель: показать, как привычные действия могут мотивировать.
Задание:
Придумать ежедневный 5-минутный ритуал, который пробуждает интерес к учебе.
Примеры:
- «Вечерняя загадка» – родитель загадывает загадку, ответ ищут утром.
- «Мини-открытие» – перед сном узнают один интересный факт (почему идет дождь?).
- «Дневник успехов» – рисуют или записывают, что новое узнали сегодня.
Обсуждение: Какие ритуалы легко встроить в свою семью?
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Игра «Мотивационный мешок»
Цель: найти нестандартные способы поощрения.
Инвентарь: Мешок с предметами (мячик, карандаш, игрушка, яблоко).
Ход: родители по очереди вытаскивают предмет и придумывают, как его использовать для мотивации (не конфетой или деньгами!).
Примеры:
- Мячик: «Решишь пример – поиграем в съедобное-несъедобное!»
- Карандаш: «Нарисуем твою букву-супергероя!»
- Яблоко: «Сделаем научный опыт: сколько в нем семечек?»
Рефлексия:
- «Что из сегодняшнего семинара возьму в свою семью?» (каждый участник называет 1 пункт).
- Анкета обратной связи.
Раздаточные материалы:
- Памятка с играми и фразами-мотиваторами.
- Список книг/мультфильмов про школу.
- Чек-лист «5 шагов к мотивированному ребенку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»
Семинар-практикум«Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»...

Конспект занятия по основам грамоты. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «ЗНАНИЙ» Воспитатель Авкурова Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка под
ЦЕЛЬ: Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. ЗАДАЧИ: 1.Формировать у детей представление об основных лингвистических понятиях: зв...
Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.
Консультация...

Консультация "Как сформировать у дошкольника мотивацию к обучению в школе?"
Данная информация поможет понять родителям, что необходимо ребенку для успешного обучения, кроме умения считать и читать; как привить желание учиться своему ребёнку......

Конспект выступления для родителей по теме «Формирование мотивации к обучению в школе как путь профилактики школьной дезадаптации»
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он буде...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование у детей психологической готовности к обучению в школе"
Семинар-практикум.Просвещения педагогического коллектива о компонентах готовности к школе....

