Программа просвещения родителей(законных представителей) детей дошкольного возраста
статья

краткое содержание Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа просвещения родителей23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, как условие решения задач ФОП ДО

 Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, как условие решения задач ФОП ДО

  Семья – социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, развитие личности и социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения.

    Сегодня семья и семейное воспитание становятся приоритетами государственной политики России, что находит отражение в современных законодательных актах.

 В своем приветствии к участникам съезда Национальной родительской ассоциации президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул, что  «семья в России – это основа основ. Именно в домашней, семейной атмосфере закладывается мировоззрение человека, его личные качества,  общественная и жизненная позиция. И потому ответственное родительство, крепкая, дружная семья – главный залог благополучного будущего детей, уверенного развития нашего общества».

      На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2013 г. Часть 2 статьи 44 Закона гласит: «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Федеральным законом от 05.04.2021 № 85-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закреплено понятие просветительской деятельности.

Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

     Произошедшие за последние десятилетия трансформация жизни общества, изменения ценностей неизбежно привели к трансформации института родительства.

     Современные родители имеют доступ к различным информационным источникам, что создает иллюзию их информированности и компетентности. На практике многие родители, с одной стороны, не знают, не понимают и не умеют грамотно воспитывать своих детей. С другой – не видят и не ценят значимость дошкольного детства в процессе становления личности человека, считают, что основные этапы развития ребенка в будущем – в школьном возрасте.

     Сегодня назрела необходимость в создании или развитии воспитательного пространства, в котором происходит распространение психолого-педагогических, медицинских, правовых, социальных знаний, помогающих родителям воспитывать своих детей, которое стимулирует родительскую активность и ответственность, понимание ценности каждого периода в жизни ребенка.

      Педагогический потенциал семьи используется образовательной системой не в полной мере. Оказать помощь родителям призваны профессионалы – педагоги дошкольных образовательных организаций.

Повышение  психолого-педагогической  культуры  родителей  разрешает

сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его реализацией.

    Просвещение семей является механизмом развития педагогической культуры родителей, потому что расширяет их представления о законах, способах и методах воспитания и обучения детей; помогает включаться в образовательный процесс; ориентирует в теоретических знаниях, факторах и условиях воспитания; способствует формированию родительской компетентности.

С этой целью была создана     Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации (далее – Программа)

       Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации (далее – Программа), представляет из себя документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей

     Разработка Программы осуществлялась как мера государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.).  

        Просветительская деятельность выступает значимой частью профессиональной деятельности педагогов ДОУ, одной из мер государственной поддержки семей, инструментом формирования единого образовательного пространства страны и позиции осознанного ответственного родительства.

        С начала становления системы дошкольного образования просвещению родителей (законных представителей) уделялось большое внимание. Современные родители, имея доступ к фактически неограниченному количеству психолого-педагогической, методической информации, продолжают испытывать затруднения в развитии, воспитании, обучении детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Они нуждаются в адресной компетентной помощи. Оказывать такую помощь родителям призваны педагоги дошкольных образовательных организаций.

         Просветительская деятельность осуществляется вне реализации образовательных программ, поэтому Программа просвещения не является образовательной программой. Она выступает инструментом, используя который педагоги ДОУ могут оперативно находить содержание для подготовки коллективных и индивидуальных просветительских мероприятий, ответов на вопросы родителей о воспитании и развитии детей, выбирать оптимальные формы просвещения, творчески перерабатывать материал с учетом специфики решаемых просветительских задач, особенностей контингента родителей, возникающих образовательных ситуаций и запросов.

     Разработка  Программы просвещения выполнялась широким кругом авторов и организаций. Авторами-составителями Программы просвещения выступил  коллектив  Лаборатории  дошкольного  образования  ФГБНУ Институт развития, здоровья и адаптации ребенка (Т.П. Авдулова, И.А. Бурлакова, Е.И. Изотова, Т.В.Кротова, О.В.Никифорова, В.А.Новицкая, Г.Р. Хузеева, Р.И. Яфизова), преподаватели ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет (М.А.Бахотская, Ю.Ю.Березина, Т.В.Калинина, М.В.Лещенко, Т.А.Семенова).

     В наполнении разделов Программы также принимали участие педагогические коллективы 39 пилотных образовательных организаций из 5 регионов (Алтайский край, Вологодская область, Красноярский край, Санкт-Петербург, Ханты- Мансийский автономный округ Югра). Материалы для разделов Программы были предоставлены Департаментом демографической и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФГБНУ Институт коррекционной педагогики, ФГБНУ Институт изучения семьи, детства и воспитания.

      Наполнение Программы просвещения осуществлялось с учетом выявления наиболее актуальной тематики для родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также значимых для освещения педагогами тем, касающихся различных аспектов развития, воспитания, обучения детей. Выявление актуальной тематики проходило в начале 2023 года в пяти пилотных регионах.

     Структура Программы была разработана и утверждена в соответствии с определившейся тематикой. В конце 2023 года программа прошла апробацию в дошкольных образовательных организациях пяти регионов: Алтайский край, Вологодская область, Красноярский край, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ Югра, и получила высокую оценку со стороны практиков, отметивших ее своевременность, доступность, актуальность, удобство использования.

Структура Программы  

Программа состоит из пояснительной записки и восьми разделов.

  В пояснительной записке обоснована актуальность программы, обозначены цели, задачи просветительской работы, ее принципы.

Первый и второй разделы включают материалы, направленные на оказание методической помощи педагогам.

      Первый раздел содержит описание сущности феномена родительства и родительских функций.  Обозначается ценность семьи и семейных отношений в современном обществе. Данный материал важен для организации грамотного взаимодействия с родителями, понимания особенностей современного родительства. В разделе раскрываются понятия «родительская компетентность», «осознанное и ответственное родительство», систематизируются содержание и приемы родительского контроля, регуляторов поведения детей, описываются эффективные методы воспитания.

Второй раздел посвящен характеристике процесса просветительской работы с родителями, ее содержания, форм и методов. 

 В нем предлагается описание способов изучения особенностей семейного воспитания, уровня педагогической культуры родителей, выявления и анализа запросов родителей. В разделе содержится также классификация и описание основных форм просвещения родителей, рассматриваются вопросы применения цифровых инструментов для повышения эффективности просвещения родителей.

     Третий раздел включает основные содержательные вопросы, связанные со здоровьем, развитием и воспитанием в семье детей разных возрастов (от рождения до окончания дошкольного периода детства). 

      В третьем разделе также рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста, кризисы детского развития, освещаются вопросы личностного развития детей. Описываются основные подходы к воспитанию и направления воспитательной работы с детьми в семье. Раскрываются вопросы влияния семьи на познавательное развитие детей, формы и методы духовно-нравственного,   патриотического,   трудового,   художественно- эстетического воспитания в семье. Показана специфика гендерного воспитания в семье. Освещены темы развития речи и формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста в семье, коммуникативного развития и социализации ребенка, роли и специфики игровой деятельности в дошкольном детстве. Раскрываются пути подготовки ребенка и семьи к обучению в школе. Представлена тема игры, ключевые вопросы детского сообщества, особенности взаимодействия детей со сверстниками, детская субкультура. Вся информация в разделах ориентирована на просвещение родителей нормотипичных детей.

        Четвертый раздел содержит информацию об особенностях просвещения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе детей-инвалидов.

         Пятый раздел рассматривает вопросы правовой и государственной поддержки семей.      

          Шестой раздел содержит информацию для ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы родителей, такие как «Поощрения и наказания в семье», «Тревожность и страхи дошкольника», «Развод в семье», «Воспитание ребенка в неполной семье», «Выбор правильных игр и игрушек», «Упрямство и капризы», «Поручение и домашний труд», «Способности и таланты» и др. Всего 17 подразделов  

       В седьмом разделе дается описание форм и способов, инициирующих родительскую активность, таких как: родительские клубы, движения, родительские объединения по интересам, родительские форумы, волонтерские движения и фестивали, совместные проекты родителей с детьми. 

Внутри разделов с третьего по седьмой представлены ключевые понятия по теме, примерная тематика и формы взаимодействия с родителями.

       Восьмой раздел включает в себя списки рекомендованной литературы для родителей и педагогов. 

Вышеперечисленная структура текста в Программе позволяет отбирать содержание, формы и тематику общения с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возрастов.

К  Программе будут разработаны методические рекомендации, которые помогут педагогу определиться с местом и временем просветительской деятельности в структуре работы, планированием просвещения родителей

(законных представителей) воспитанников дошкольных образовательных организаций, алгоритмом выбора содержания и форм просвещения.

    Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей – это целенаправленный процесс активизации воспитательного потенциала семьи, передачи родителям структурированной, тщательно подобранной информации по вопросам здоровья, развития, воспитания и взаимоотношений с ребенком в семье.

      Просвещение родителей (законных представителей) детей имеет самую широкую направленность и связано не только с педагогическими знаниями и умениями, но и с правовым, социальным, информационным просвещением и т.д.

      Наш детский сад приступил к реализации программы. Мы применяем разные формы взаимодействия с родителями предложенными в программе.

      В родительском чате Сферум  работает рубрика «Выходные с пользой», где   воспитатели и специалисты предлагают родителям развивающие игры, в которые они могут поиграть вместе с детьми. Проводятся квесты, практикумы, конкурсы, моделирование игровых и проблемных ситуаций (для родителей), мастер-классы, видеоконсультации и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста

Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...

Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста

Программа представляет из себя документ, определяющий содержание просвещения родителей воспитанников педагогами дошкольного образования....

Анализ раздела "Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации"

Раздел по безопасному поведению в Программе просвещения родителей направлен на повышение образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей....

Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, как условие решения задач ФОП ДО

Семья – социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, развитие личности и социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения. Сегодня с...

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации (далее – Программа), представляет из себя документ, опреде...