МУЗЫКА В ДВИЖЕНИИ
занимательные факты
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКА В ДВИЖЕНИИ (Луцкина ЕВ)
«Жизнь есть музыка с ее живым и жизнь творящим ритмом» (Далькроз)
Известно, что приобщать детей к музыке можно посредством пластических движений. Музыкальное движение (музыка в движении) - путь к всеобщей модернизации музыкально-эстетических процессов воспитания. Передача динамики музыки, эмоционального характера и образного содержания посредством пластики содействует выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации. Так развивается и усовершенствуется нервная система и мускульный аппарат, приобретается чувство музыкально-пластического ритма. Музыкальный ритм должен быть не только объяснен и усвоен, а «телесно пережит, претворен в движении». Цель музыкального движения - подвести детей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выразить себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения». Эмоция есть мышечно-двигательный процесс. Активное переживание музыки как творческого процесса, возможность телесного, пластического отклика не все динамические изменения в музыке, развитие дара пластической импровизации создают у детей чувство гармонии и радости. Приобщение к музыке посредством ее телесного переживания и двигательного претворения по новому организует и само музыкальное восприятие: ребёнок умеет «слушать музыку»: свободно ориентируется в ее внутреннем движении, динамическом тональном развитии, в форме произведения. Суть музыкального движения - развить эмоциональность детей, добиться эмоционального отклика на музыку, на весь тематический материал произведения через пластику, через движение. Ведь музыка, ритм, эмоция, движение – явления одного корня, общей природы, явления взаимозависящие, как, и сама жизнь. Всякая музыкальная выразительность имеет физическое обоснование: ритм в музыке и ритм в пластике соединены между собою теснейшими узами. У них одна общая основа – движение. Пластическая природа динамики звуков есть реальный факт. «Органическое совпадение музыки и движения» - главная цель занятий, а потому, одна из первостепенных задач в работе педагога (в достижении эмоционального раскрепощения ребёнка, в воспитании эмоциональной отзывчивости его на музыку) - найти музыкальным эмоциям, музыкальному ритму эквивалент телесно-мышечного, мускульного движения. «Ритмическое чувство, выявленное в движении, и музыкальный слух, выраженный голосом – имеют своим источником одно и то же: человеческое тело». «Без телесных ощущений ритма, без ритма пластического не может быть воспринят ритм музыкальный». Музыка - регулятор движения, тело – гибкий и податливый инструмент. Правильно организованные ритмо-двигательные упражнения, телесные движения, эквивалентные музыкальному ритму, совершенствуют организм, совершенствуют тело, оздоравливают его, улучшают осанку, исправляют приобретенные физиологические отклонения. Музыкальное движение – средство духовного совершенствования, средство создания гармонии тела и духа. Музыка, приобретая телесные формы, преобразует наше тело. В результате усвоение музыки происходит необыкновенно быстро, легко, точно. Главное – самому (педагогу) проникнуть в детскую душу, уметь смотреть глазами ребенка, а не навязывать ему насильно собственные взгляды, понятия и мнения. Характер занятий должен находиться в соответствии с настроениями и потребностями детского возраста. Чтобы встать на правильный путь, педагог должен руководствоваться особенностями душевного мира ребенка. Дети не должны испытывать утомления. При первых же признаках усталости сложные музыкально ритмические задания нужно сменять на ритмические упражнения с предметами, превращающиеся в веселые ритмизированные игры с мячами, шарфами и др. атрибутами. Отсутствие предварительного заучивания, элемент внезапности, пластически свободные импровизации на заданную педагогом музыкальную тему, радостное подчинение детей увлекательным импровизациям придают всему зрелищу необычайную привлекательность. Главная ошибка нашей современной системы преподавания – его отвлеченность. Занятие должно приносить детям радость, иначе оно теряет свою ценность. Игра, с одной стороны, служит проявлением естественной потребности к деятельности, с другой стороны, выражением детской радости. «Мы не знаем более могущественного и более благотворного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости». «Из всех чувств радость всего лучше влияет на развитие способностей ребенка, он охотнее всего отдается этому чувству и на этой почве душа его легче всего открывается для воспитательного воздействия». Способность самозабвения в играх ценна для искусства. Она вытекает из непреодолимой потребности осуществлять свои фантазии. Впоследствии она примет более серьезный характер и обнаружится в занятиях искусством или наукой. «Разумный метод преподавания должен стремиться к тому, чтобы на место понятия долга поставить понятие свободного желания». «Нам нужна гармонически развитая нервная система для того, чтобы достигнуть гармонии между духом и телом. Дух в плену, если он лишен возможности проявлять себя. Откроем же двери навстречу фантазии, и дадим детям новую игру! Игра – могущественное орудие для укрепления способности мыслить и для развития сознания. Игра ребенка – искусство взрослого человека. «Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить, двигаться. Играть на инструменте можно лишь при определённом уровне «ритмической культуры тела», т.е. при определённом уровне ритмо-двигательных, телесных, пластических навыков. Если расчленить искусство музыки на его отдельные элементы и последовательно знакомить с ними ребёнка, это облегчит ему их усвоение. Порядок должен быть таков: ритм, звук, инструмент. «Все музыкальные ошибки имеют чисто – физическую причину и, следовательно, могут быть устранены физическими средствами».
«Музыка может быть передана не только звуком и гармонией, но и движениями и ритмом. Только так и можно прийти к пониманию тесных отношений между звуками и движениями. Многообразные узоры полифонии отразятся в разнообразии сочетаний одновременных телодвижений». «Покажите ребенку красоту линий, объясните гармонию движений, пробудите в нем живое чувство пластичного и красочного и дайте душе его наполниться благозвучием ритмической, полифонической музыки».
«Как прекрасен жест, как божественно хороша поза, когда они в точности передают характер музыкальной динамики! Кажется, будто все человечество объемлется дивными колебаниями звуков. Воплощенный ритм должен непременно представлять красивое зрелище». Вся полнота эмоционального содержания музыки может быть осознана и воспринята только на основе телесно-мышечного, мускульного отклика организма человека на музыку. Эмоциональное восприятие искусства – явление чисто физиологическое. Ритм и пластика не только противопоставляются музыке, но акцентируется их первостепенная воспитательная роль. Искусству музыки противопоставляется уже новое искусство, – искусство пластики. «Благодаря чудесным тайнам искусства, музыкальные ритмы могут стать пластическими, видимыми, а пластические ритмы могут быть переведены в музыкальные. Живая сила человеческого гения сближает оба эти искусства». «Тем не менее, при самом глубочайшем сопереживании музыки зримой может быть лишь малая часть движений, - это именно пластические телесные движения; тогда как основная часть, т.е. вся бездна ритмо-движений организма на физиологическом уровне,- дыхание, сердечные ритмы, нервнее возбуждение, напряжение голосовых связок до функционирования клеток, - это все незримо, это все трепещущее, возбуждаемое искусством спрятано от наблюдателя, и не может быть передано телодвижениями». «Ритм создает реформу в воспитании, ритм осуществляет воссоединение искусств. Что может быть прекраснее зрелища, которое обостряет все способности нашей души, заставляет звучать все наше тело, передает музыку движениями, сливает воедино резвые звуки флейт и скрипок с изгибами и позами гармоничных тел, которое, говоря короче, чарует одновременно глаза, уши и ум!»».
Обеспечить эмоциональный отклик организма на произведение искусства – создать необходимые условия мышечного раскрепощения. Это открывает путь к решению важнейшей проблемы, проблемы восприятия музыки, умения наслаждаться ею. Напомним, гедонистическая (насладительная) функция искусства (музыки, в частности) для человека первостепенна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Музыка, общение, движение, игра" (сообщение из опыта работы)
Обобщение опыта работы за 2010-11 уч. год по теме "Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкального воспитания"...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Музыка и движение", подготовительная группа.
Занятие по изобразительной деятельности с использованием ИКТ «Музыка и движение» предусматривает использование в ходе занятия видеоролика с отрывком из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского с...
"Музыка и движение" (из опыта работы)
В своей работе с дошкольниками стараюсь привить детям любовь к русской народной музыке, к классической музыке, умение понимать её содержание через музыкально-ритмические движения, через пл...
Учусь творить.Элементарное музицирование: музыка, речь, движение.
Конспект музыкального веерного занятия....

"Зимушка-зима" - интегрированная образовательная деятельность (Музыка + рисование + движение + окружающий мир)
Интегрированное занятие «Зимушка-зима» разработано для детей среднего дошкольного возраста. Здесь представлены большие возможности для творчества и фантазии детей. Занятие даёт возможность устан...

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"
Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

