САМОДЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
занимательные факты
Предварительный просмотр:
ПРИРОДНЫЕ И САМОДЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
(Луцкина ЕВ)
Детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки, не боясь, что сломают инструмент. А, если и сломают, то смогут сделать подобный из незатейливых подсобных материалов.
Давайте вспомним, как настойчиво тянется малыш к погремушке, чтобы самому ее потрясти и самозабвенно наслаждается потом простейшим звуком! Как он бесконечно долго может ударять деревянной палочкой по краю своей кроватки, зажмуриваясь от страха, когда очень громко, но, переведя дух, продолжает звуковой эксперимент. Спонтанные исследования звучащего мира малышом продолжаются еще несколько лет: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчески и булькающие звуки, извлекаемые просто пальцем из нижней губы, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох. Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.
Когда всё стучащее и гремящее в доме давно исследовано, вы замечаете, что малыш не может усидеть на месте, когда звучит подвижная ритмичная музыка: он кружится и прыгает до изнеможения, хлопает в ладоши, топает ногами, что-то приговаривает. Безотчетная радость ребенка заражает, вовлекая всех в незатейливое музицирование. Почему же дети так безотчетно стремятся ко всему, из чего можно самостоятельно извлечь звуки? В этой роли с одинаковым успехом для них может выступать и стеклянный стакан, и незатейливая дудочка, и концертный рояль.
Есть ли в мировой музыкальной культуре уголок, в котором ребенок будет естественным в своих первых музыкальных проявлениях, где все существует для его исследования, творческого постижения сути вещей, радости самостоятельных открытий и общения. Было бы странным, если его невозможно было отыскать при той изначальной рациональной мудрости, с которой устроена наша жизнь на Земле. Существует много простейших музыкальных инструментов, устройство которых позволяет понять откуда и как рождается звук, а вместе с ним элементарная музыка. И что самое главное — использовать их в детских музыкальных забавах. У ребенка свои потребности и интерес к миру звуков!
Имена, зовы, волшебные заклинания, рифмующиеся созвучия, потешки, дразнилки. считалки, загадки, заговоры, баюканье в колыбельных — это виды элементарной поэзии, которые легли в основу детской песни и игры. В них, как в первой книжке с картинками, разворачивается мир детской фантазии и реальности. Игровой мир озвучен простейшими инструментами, часто сделанными самими детьми из всего, что они могут найти и приспособить. Цель этой инструментальной игры — импровизационное развлекательное звукоподражание. Инструментальная игра в ее простейшем, элементарно-импровизационном виде есть органическая часть детской музыкальной культуры. Инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Ведь и сама музыка у них ассоциируется с инструментом, а не пением, поскольку пение не вычленяется детьми из речи. Именно инструмент для них является символом музыки.
Теперь, когда стало ясно ЗАЧЕМ, можно отправляться дальше, чтобы понять ЧТО и КАК?
Прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик и стручки различных растений. В нашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь вашей фантазией и желанием изобретать.
Для изготовления самодельных инструментов могут пригодиться:
- Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.)
- Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщи-
ны, брусочки.
- Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки ).
- Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.
- Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.
- Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.)
- Металлические банки разных размеров (от томатной пасты, газированной воды).
- Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады.
- И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!
Что же делать со всем этим богатством? Прежде всего, каждый из перечисленных здесь предметов обладает собственным голосом — почти все, что окружает нас, может звучать. Предложите детям попробовать поиграть, например, разной бумагой разными способами: ритмично сминать, тереть, рвать. Затем обратите внимание детей и прислушайтесь, сколько разных тонких звучаний можно различить в бумажной музыке. Бумажные звуки могут перетекать друг в друга, образуя композицию, для которой можно придумать интересное название, например, «Мышиная суета», «Шорохи ночного леса». Попробуйте озвучить стихотворение:
Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш. И дождь шуршит. И мышь, шурша, В нору спешит.
А там тихонечко шуршат 6 шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены: Как расшалились шалуны! (Ф. Усачев)
Для каждой строчки каждый ребенок может придумать свой звук и исполнить его во время декламации стихов педагогом. Для озвучивания подобных стихотворения или эпизодов из сказок подойдут всевозможные природные материалы: желуди, скорлупки, семена. Ими можно шуршать, насыпав в открытую коробку или сделать из мелких семян, крупы маракасы, используя для этого коробочки от киндеров, мыльных пузырей, баночки от воды. Такие маракасы, если их сделать вместе с детьми штук 30, удобно и легко применять в серьезной ритмической работе на занятиях, раздавая их каждому ребенку для исполнения метра или ритма.
Скорлупки от грецких орехов следует просверлить и подвесить гроздьями на обычную палочку или 10-12 скорлупок надеть на бельевую резинку: растягивая ее и отпуская, можно получить различного свойства звуки. Замочив на сутки скорлупки от фисташек, проколите их шилом посередине и нанижите на шерстяную нитку через узелки, затем прикрепите несколько таких ниток к палочке. Этот инструмент завораживает своим тонким тихим шелестом, слушать который хочется еще и еще.
Перевернутые и украшенные какой-нибудь аппликацией большие пластиковые бутылки из-под воды (5 л.) могут образовать семейство барабанов, попробуйте с детьми играть не только сверху, но и по боковым поверхностям, сочетая потом разные приемы игры (можно играть рукой, палочками с различными головками). Пусть дети делают поначалу это совершенно спонтанно. Так, как получится.
Хотите детям подсказать, как можно “записать” партию медведя? Тогда предложите им зарисовать как-нибудь способом тяжелые медвежьи шаги на бумаге. Пусть попробуют все желающие. Может получиться что-нибудь подобное:
● ● ● ● ● ● ● ●●●●●●●●●●●
Теперь можно побеседовать, как шел медведь, останавливался он или нет (и зачем: залезал на дерево за шишкой, потом гнался за зайцем). Остановки помогут вам объяснить и дать детям почувствовать в очень простой и доступной форме, что такое пауза, и что она может быть разной длины.
Из круглых деревянных палочек разной длины можно сделать подвесной ксилофон. Его можно использовать для спонтанной или ритмичной звукоподражательной импровизационной игры: дятел, белочка, лошадка, применяя для музыкального и “сюжетного” развития такие средства, как темп (ускорения, замедления), динамику, способ звукоизвлечения. Подобными звуками дети с удовольствием сопровождают представление в кукольном или настольном театре, но с непередаваемым наслаждением будут двигаться сами как белочка или лошадка. Это и будет то простейшее элементарное движение, музыку для которого спонтанно сочинят сами дети.
На круглую палку можно с двух сторон набить тонкими гвоздиками разноцветные пробки от пива так, чтобы они могли свободно звенеть при потряхивании. Этот простой и очень привлекательный для детей инструмент по звучанию похож на бубенчики. Сделайте их несколько, это совсем не сложно. Можно собрать на согнутую проволоку 3-4 рыболовных колокольчика и сделать бубенцы на ручке, как показано на рисунке.
Замечательные возможности для конструирования таит в себе обыкновенная детская вешалка для одежды. На нее можно привязать карандаши, металлические предметы, стеклянные флакончики от лекарств или духов. У вас получится деревянная, металлическая или стеклянная “арфа». Играть на ней нужно, проводя рукой или палочкой глиссандо.
Сделайте из плотной ткани или кожи браслетики на липучках, прикрепите на них связки разноцветных пуговиц, колечек, бубенчиков — и готовы инструменты, которые можно надевать на запястья или щиколотки во время импровизационных веселых танцев или для сюжетных игр.
Небольшие вертикальные коробочки от йогурта разрежьте на донышке и отогните слегка края. Цепляя по них пальцем, можно имитировать какие-нибудь звуки, например, кваканье лягушки. Если на пустую коробочку плотно натянуть тонкую резинку (например, велосипедную камеру) и цеплять ее наподобие струны, вы детям покажете один из важнейших способов рождения звука. Обратите внимание детей, что почти у каждой резиночки будет свой голос: его тембр зависит от ее толщины и степени натяжения. Пусть ребята послушают каждую коробочку. Со стороны донышка под резинку для украшения проденьте несколько тонких ленточек из гофрированной или другой разноцветной бумаги. Инструмент для радостного музицирования готов!
Из прямоугольного небольшого деревянного ящичка можно сделать настоящий монохорд, закрепив над ним скрипичную или гитарную струну с помощью двух вбитых в разных концах гвоздей. Струну, подтягивая, можно настроить на определенную высоту и играть смычком или пиццикато. Так сладко, наверно, разговаривает лиса с Колобком или зайцем. А может, это завывает ветер, поднимая вихри снега?
И метели налетели, Застонали, засвистели,
Хлопотали до утра, Все убрали до утра:
Ни былинки на полях, Ни листочка на ветвях. (Н. Артюхова)
Последние две строчки можно озвучивать, изображая тишину, как это ни парадоксально звучит. Нужно подумать, какие инструменты и как использовать, а может быть, действительно, всем замереть в произвольных позах — в них тоже есть молчаливая музыка, пусть ее дети “услышат” глазами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление самодельных инструментов для шумового оркестра
Где живут звуки? Откуда они появляются и куда прячутся? Оказывается, их можно приручить и поселить прямо в детском саду. Правда, для этого звукам потребуются специальные домики - музыкальные инструмен...

Творческий проект на тему "Коллекция самодельных музыкальных инструментов"
Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гумани...
Оркестр музыкальных самодельных инструментов - игрушек в нашем детском саду.
Уважаемые коллеги1 Обратите внимание на эту статью: игра на самодельных муз. инструментах украсит любой праздник. Позже я выложу текст песни с нотами и фотографиями инструментов....

"Речевые игры по системе К. Орфа с использованием самодельных инструментов"
Матрёшки и Петрушка.Вот пришли весёлые матрёшки. Тук! Тук!Принесли нам расписные ложки. Тук! Тук!Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Тук – тук – тук!Вот бежит приятель наш Петрушка,Трень – трень .Он п...

Презентация "Самодельные инструменты для шумового оркестра"
Презентация для родителей"Самодельные инструменты для шумового оркестра"...

Консультация "Упражнения с детскими самодельными инструментами"
Консультация для воспитателей и родителей "Упражнения с детскими самодельными инструментами"...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему "Использование нетрадиционных музыкальных инструментов, как средство креативности. Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов"
Анализируя результаты своей работы по творческому развитию дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у детей. Приобщ...




