ТВОРЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
занимательные факты
Предварительный просмотр:
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (Луцкина ЕВ)
В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее, положение вещей. Особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием. К ним, без сомнения, относится начальное музыкальное обучение, призванное сыграть в жизни человека очень важную роль. Как и в любой другой области, здесь начальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой.
Музыкальное обучение в понимании общества престало выполнять лишь узко- специальную роль: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Современная ситуация предъявляет к начальному музыкальному обучению изменившиеся требования. Среди его задач появились и иные, отвечающие насущным запросам человека. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:
- создание условий, предоставление шанса каждому человеку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
- творческое развитие его природной музыкальности;
-высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
- помощь в формировании внутреннего мира и самопознании:
Современная музыкально-педагогическая практика, стремясь отвечать актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям детей, все чаще обращается к формам творческого музыкального общения, представляющим сегодня особую ценность и интерес.
Элементарное музицирование — это первозданный метод приобщения ребёнка к музыке. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке — его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицировать. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения — с миром и с самим собой. Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Музицирование — путь к воспитанию любителя музыки; воспитывает слушателя, который в минуты отдыха доверчиво впускает музыку в свои тайники и подвалы, чтобы она навела там гармонию и порядок, успокоила смятение и дала надежду. Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование — это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия ребёнка в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыку сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном учреждении оно может быть тем чудесным оазисом, где есть место для спонтанности и творчества, самовыражения, самопознания и невербального общения. «Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи» — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.
Очевидно, что самое первое — дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Есть дистанция огромного размера между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и тем более творящим эту музыку самостоятельно, пусть в его партии будет только один звук, им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» — петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять.
Элементарное музицирование — это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой — опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя знакомые «слова». Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, “изобрести” способ игры, показать в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д. Процессу варьирования конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес.
Творческое музицирование, как коллективная синкретическая деятельность (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация), основывается на «принципе удовольствия», который сегодня признается учеными как не только как «основа развития психики», но жизни человека в целом. Удовольствие, полученное детьми от общении с музыкой, прямо ведет к созданию у детей устойчивой модели удовлетворения ряда эстетических потребностей с помощью музыки, что и является одной из важнейших задач музыкального обучения вообще.
Раз музыкальный опыт говорит на языке всех сфер чувственного восприятия человека, необходимо, чтобы в процессе обучения музыке ребенок был вовлечен в него целиком. Обеспечить такой уровень вовлеченности может только синкретическая устная музыкально-творческая деятельность. Синкретическая музыкальная деятельность — это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. В этом случае оправданием творческой экспрессивной деятельности человека в звуках становится не художественный результат, а сам творческий процесс и сопровождающие его психические состояния: радости, ощущения внутренней гармонии, повысившейся спонтанности, искренности, удовольствия как самоценные феномены. Элементарное музицирование выдвигает на первый план не технологическую эффективность музыкального обучения, а гуманистическую.
Использование творческих техник, чтобы учить, и обучение творческим техникам самих детей — это попытка раздвинуть границы их мира и сознания. Детское творчество, с чего бы оно ни началось, расширяясь, вовлекает в свою стихию слово, движение, мелодию, ритм, слагая из них фактуру и форму. В этом творческом полете торжествует личность, награждая детей силой для раскрытия тайн самопознания и мистерии окружающего мира.
Итак, элементарное музицирование с дошкольниками является синтезом двух идей: систематического развития природной музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения.
Импровизация рассматривается, как особый способ мышления и действования, обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем. Поскольку основой творческого музицирования является импровизация как музыкально-эстетическая игра, то «визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Согласно утверждениям ученых, применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру.
Игра для детей равна удовольствию. Игровой и творческий подход в их неразрывном синтезе определяют еще две важнейшие характеристики творческого музицирования как модели обучения —акцент на процессе творчества и большую свободу действий участников. Поскольку на занятии творческого музицирование предполагается широкое использование идей детей, а сам процесс творчества является важнее его результата, то следствием этого становятся не полностью предсказуемые результаты обучения. Творчество — это новое и его нельзя полностью предсказать.
Игровое обучение — это скрытое, недирективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
Игра служит не вспомогательным средством, но определяет сам характер учебного процесса и материала, она содержится в каждом из моментов занятия. В этом случае его возможно превратить в единую музыкально-дидактическую игру, в процессе которой будет происходить освоение закономерностей музыки.
Цель — помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
Другой важнейшей целью является удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении, а также постепенное создание у них устойчивой модели удовлетворения этой потребности с помощью музыки.
Шумовые оркестры являются лишь одной из множества возможных форм активного музицирования с инструментами. Чтобы не стать чисто репродуктивной формой, когда педагог определяет, что и кому играть, занятия в шумовом оркестре должны проводиться по методике, предполагающей творческое участие в этом процессе детей. Шумовой оркестр — это игра в оркестр, где есть место для фантазии, возможны разные, варианты, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда выученной одной единственной версии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое музыкальное занятие с элементами творческого музицирования для средней группы дошкольного возраста
ОРЕХОВАЯ МУЗЫКА Разработала Кепко Ольга Николаевна – музыкальный руководитель ГБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №60 Приморского района Санкт – Петербурга...

Интеграция творческого музицирования и художественно-речевой деятельности дошкольников
Интеграция творческого музицирования и художественно-речевой деятельности дошкольников способствует полихудожественному восприятию литературного произведения, более глубокому его осмыслению, запоминан...

«Творческое музицирование - как способ обучения детей музыки»
Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных...

Мастер класс "Творческое музицирование на занятии"
Творческое, элементарное музицирование – это практическая деятельность, которая предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Основным предназначением являе...

"В гостях у Мухи - Цокотухи" музыкальный спектакль по творческому музицированию (по мотивам сказки Корнея Чуковского)
Музыкальное развлечение с детьми старшего дошкольного возраста на основе репертуара по творческому музицированию....


