Музыкальное воспитание в группе ТНР
консультация (старшая группа)

Петрова Наталья Александровна

Музыкальное воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи.

 У детей с тяжелыми нарушениями речи помимо собственно речевого нарушения,  наблюдаются ещё и нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики.   Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты и т. п.).

   Нарушение артикуляционной моторики проявляется в неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности речи. Это вызывает соответствующие трудности в работе над пением.

   Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У таких детей наблюдаются проблемы с запоминанием названий музыкальных произведений, фамилий композиторов. Им бывает сложно узнать даже знакомую музыку по фрагменту мелодии. Легче воспринимается музыка со словами(вокальная), чем музыкам без слов (инструментальна), т. к. в ней единство текста и музыки, и звучание музыки в этом случае связывается с каким-либо конкретным образом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация19.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи.

 У детей с тяжелыми нарушениями речи помимо собственно речевого нарушения,  наблюдаются ещё и нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики.   Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты и т. п.).

   Нарушение артикуляционной моторики проявляется в неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности речи. Это вызывает соответствующие трудности в работе над пением.

   Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У таких детей наблюдаются проблемы с запоминанием названий музыкальных произведений, фамилий композиторов. Им бывает сложно узнать даже знакомую музыку по фрагменту мелодии. Легче воспринимается музыка со словами(вокальная), чем музыкам без слов (инструментальна), т. к. в ней единство текста и музыки, и звучание музыки в этом случае связывается с каким-либо конкретным образом.

  Отмечается дефицит таких процессов, как внимание и память, общая, мелкая и артикуляционная моторика, зрительно-пространственная ориентация и речеслуховое восприятие.

  Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять.

   Следовательно, возникает необходимость внесения в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие речевого и певческого дыхания, упражнений, активизирующих внимание, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений и регуляцию мышечного тонуса, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.

   Цель и задачи музыкального воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

   Цель: музыкальное развитие детей и коррекция недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.

   Помимо общих задач музыкального воспитания работа направлена на решение коррекционных задач.

   Коррекционные задачи: Развитие качеств личности ребенка: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

Развитие психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости. 

    Работа по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры) игра на детских музыкальных инструментах. Так же занятия включаются речевые игры и упражнения на развитие дыхания.

   Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности. Оно лежит в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим. Невозможно выучить песню без ее прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку, определить характер, темп.

   Большую роль в слушании музыки играют дидактические игры. Например, для определения жанра пьес «Вальс» (Д. Кабалевский), «Марш» (Д. Шостакович), «Колыбельная песенка» (Г. Свиридов).

   Детям с нарушениями речи бывает трудно охарактеризовать прослушанную музыку ,их словарный  запас не так широк. Помогают наводящие вопросы педагога. (Музыка спокойная или игривая? Громкая или тихая?)

  Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. В качестве подготовки к пению по согласованию с логопедом можно использовать артикуляционную гимнастику.

   Основой пения, как и речи, является дыхание. Воздушная струя попадая на голосовые связки приводит их в движение, порождая звук. У детей с тяжелыми нарушениями речи вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять. Следует показывать наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. С целью укрепления дыхания используются специальные упражнения. 

   Пение для детей с нарушениями речи является и учебным, и лечебным средством. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

   На первом этапе работы над песней применяются наглядный и словесный методы. При разучивании песни большое внимание уделяется показу четкой артикуляции.

   На втором этапе работы над песней дети осваивают певческие навыки, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Для успешного усвоения этих навыков используются показ движения мелодии рукой, прохлопывание ритма, графическое изображение, дидактические игры и др. В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ.

   На третьем этапе работы над песней идет ее закрепление и работа над выразительностью исполнения. Инсценирование песен развивает творческую инициативу детей. В течение всего учебного года дети в логопедических группах разучивают несколько песен.

   В двигательной сфере детей с нарушениями речи наблюдается отставание в физическом развитии, несформированность техники основных видов движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выразительность, гибкость, выносливость, ловкость, сила, координация. Следовательно, есть необходимость использования в музыкально-ритмической работе специальных упражнений, направленных на развитие общей и артикуляционной моторики, координации слова – музыки – движения. Среди таких упражнений особое место занимают речевые игры и упражнения.

   Речевые игрыиспользуемые на музыкальных занятиях, направлены на развитие координации движений и слова. Ребенок словом и движением создает единый образ. В таких играх движение конкретизирует слово, делает его более понятным ребенку, а слово помогает более четко и выразительно исполнить то или иное движение. Ценность таких игровых упражнений не только в их образности, но и в том, что они помогают развивать у детей речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, различные двигательные умения и творческие способности. 

   Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Снижается возбудимость и нервозность дошкольников. Выполняя музыкально-ритмические упражнения дети, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх. В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, погремушки, ленточки и т. д. Применение данных атрибутов способствует развитию мелкой моторики. Использование предметов и игрушек (мишек, зайцев, мячей, обручей и т. д.) дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски. Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.

   Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения.

   Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию. Но в логопедических группах игра в оркестре средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:

 -Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

-Развитие координации движений при игре не таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы и т. д.

-Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, беззвучных пианино, металлофонах, колокольчиках.

-Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте играю?»

-Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).

Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.

   Чаще всего в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, используются металлофоны и ударношумовые инструменты со звуками неопределенной высоты в сопровождении фортепиано или фонограммы.

Литература:

1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Санкт – Петербург. 2000.

2. Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., Изд. «Гном и Д», 2002.

3. Бутакова Л.Г. Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и вспомогательной школе. М., 1994.

4. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб. «Детство – пресс».1999.

5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. СПб. «Детство-пресс» 2001.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М. «Гном-Пресс» 1999.

7. Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. Ж. «Музыкальный руководитель» №3  2005.

8. Смирнова С. Б., Тихонова О. А., Полетаева Н. А. Особенности музыкального воспитания дошкольников с ЗПР. Ж. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию старшая группа.

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию ст. гр....

Рекомендации воспитателю, для работы с детьми по музыкальному воспитанию в группе.

Рекомендации воспитателю, для работы с детьми по музыкальному воспитанию в группе....

Диагностика по музыкальному воспитанию средней группы №4

Диагностика по музыкальному воспитанию средней группы №4...

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию средняя группа

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию средняя группа...

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию старшая группа

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию старшая группа...

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию подготовительная группа

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию подготовительная группа...