Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания
консультация
Несколько рекомендаций по постановка правильного речевого дыхания у детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания
Что может затормозить речевое развитие крохи? Трахеиты, ларингиты, ложные крупы, бронхиты, воспаления лёгких - вот неполный перечень вредных для «свободы слова» заболеваний. Случаются они, как правило, у детей соматически ослабленных . Для таких малышей характерно верхнее-ключичное поверхностное дыхание и маленький объём лёгких. Со временем у них может появиться астматический компонент и масса других проблем, связанных с дыханием.
КАК РАЗОРВАТЬ ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ?
На практике всё это выглядит как некий замкнутый круг, неотработанный вдох и выдох провоцируют заболевания верхних дыхательных путей , а они в свою очередь не способствуют появлению лёгкого дыхания и красивой речи.
Однако если постараться , то можно разорвать эту патологическую цепочку обстоятельств. Вначале нужно заняться лечением носоглотки и дыхательных путей. Отоларинголог и педиатр наверняка подберут лечение ,необходимое именно вашему ребёнку. Это может быть что-то традиционное и уже ставшее привычным : ингаляции, физиотерапия, массаж, медикаментозная терапия или нечто экзотическое : ароматерапия, иглоукалывание, соляные пещеры ( под них оборудуют поликлинические кабинеты). Возможно какому – то малышу понадобится и оперативное вмешательство. После курса лечения , а часто и параллельно с ним проводят постановку дыхания ( фонопедию). Основная её цель - организация правильного фонационного (речевого) дыхания . Помимо этого фонопедия даёт и общий оздоравливающий эффект: снимает напряжение голосовых связок ,активизирует лимфо – и кровообращение в воспалённых тканях носоглотки. А ещё , благотворно влияет на лёгкие: увеличивает их объём, улучшает вентиляцию ; делает более подвижными и эластичными диафрагму , мышцы грудной клетки. Все эти органы и системы начинают гармонично развиваться и хорошо выполнять свою работу.
Научившись правильно дышать , ребёнок будет значительно меньше болеть , а со временем и совсем забудет, что такое простуда.
При проведении этих мероприятий не следует забывать , что всё должно быть строго дозированным . занятие и лечение нужно проводить под постоянным контролем со стороны логопеда и врача. Несоблюдение каких-то гигиенических правил , слишком большие нагрузки ,нерегулярное , от случая к случаю лечение могут усугубить положение и привести к прямо противоположному эффекту: афонии, дисфонии ( полному или частичной потере голоса), обострению хронических заболеваний дыхательных путей .
УЧИМСЯ ДЫШАТЬ С ПОЛЬЗОЙ.
Оптимальным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание ( его ещё называют мужским или певческим) . Оно совершается при активном дыхании диафрагмы и нижнего отдела грудной клетки . Когда человек произносит фразу , вдох и выдох происходят как носом, так и ртом. Надо сказать , что делать речевой вдох только носом в процессе разговора не совсем удобно . поэтому малыша необходимо научить вдыхать воздух через губы , слегка приоткрытые в улыбке. Причём очень важно, чтобы плечи ребёнка оставались практически неподвижными . Никакого напряжения и неестественной мимики при этом быть не должно !
Только свободный вдох и медленный плавный выдох будут способствовать появлению красивого голоса и выразительной речи.
Постановка правильного дыхания - важный этап в работе над всеми звуками. На полноценном , длительном выдохе они не заметят как появятся звуки и будут звучать ясно и чётко. Сильная воздушная струя особенно нужна для звуков «С» , «З» , «Ш»,» «Ж», «Щ», «Р» .
А если у малыша выявлено заикание , или нарушен темп речи по типу тахилалии ( полтерн, захлёбывающаяся, быстрая речь) , или по типу брадилалии ( замедленное высказывание , растянутое произнесение звуков и слов) , то без хорошо поставленного дыхания ему и вовсе не обойтись!
ВОТ ТАКАЯ АРОМАТНАЯ ИГРА.
Постараемся всё обустроить так, чтобы обучение напоминало малышу увлекательную игру . Ну, а в самом деле, не станем же мы двухлетнему карапузу втолковывать , что дышать надо носом . или с умным видом объяснять необходимость плавного длительного выдоха!
Лучше подведём кроху к цветку и скажем : « Понюхай , как хорошо пахнет цветок!» малыш непроизвольно втянет носиком воздух . Ему даже не придётся напоминать . что ротик при этом должен быть закрыт . Нюхая цветок, кроха всё сделает правильно и без подсказки! А потом ,подражая вам , с удовольствием выдохнет : « А...А...» Если у ребёнка аллергия на цветы, то можно нюхать фрукты. А сколько поэтичных и красивых слов можно будет подобрать ! Во время таких занятий речевой запас малыша заметно обогатится.
НАЧИНАЕМ ВЕСЁЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ.
Все дети обожают всевозможные игры и соревнования . Некоторые из них, рекомендованные специалистами научат правильно дышать и кроху с проблемным звукопроизношением , и заикающегося малыша ( для него постановка дыхания невероятно важна). Кроме всего прочего , ребятишкам необходима уверенность в собственных силах ,а она обретается именно благодаря участию в соревнованиях и победах.
« Смелые парашютисты»
Сдувание белых шариков одуванчиков.
« Чья бабочка улетит дальше»
Вырезать маленьких бабочек из бумаги, положить их перед собой на стол. Дуть на них. Чья улетит дальше.
« Необычный тренажёр»
Можно дуть на карандаши и ручки, лежащие на столе. Тем самым сдвигая их с места.
« Игры в ванной»
Дуть на плавающие в воде игрушки.
Хорошую службу при отработке плавного выдоха окажут всевозможные музыкальные инструменты и конечно же воздушные шарики. Они научат малыша дышать полной грудью.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА.
Проделывая все эти упражнения вместе с малышом , постарайтесь не забывать следующие моменты .
- прежде чем приступить к тренировке , убедитесь, что у ребёнка прекрасное настроение и имеется желание заниматься .
- все занятия проводите либо на открытом воздухе , либо в заранее проветренном помещении . Ни в коем случае не занимайтесь в душной комнате.
- если малыш только что пообедал , подождите хотя бы полчаса ,прежде чем заниматься.
- не стремитесь к рекордам и не планируйте на одно занятие все упражнения. Начните с одного - двух.
В этом нельзя перегружать кроху, тем более , если у него слабые лёгкие. Двух- трёх минут вполне достаточно для начала. Дыхательные упражнения - большая нагрузка для малыша.
Надеюсь, что с помощью этих рекомендаций малыш обретёт не только лёгкое дыхание , но и крепкое здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....

«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно, произносить звуки, говорить громко, ч...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания
При правильном речевом дыхании малыш сможет верно, произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.Качество речи, её громкость, плавность во многом завися...
