Лично-ориентированный подход в работе с детьми с расстройством аутического спектра (РАС)
консультация
Лично-ориентированный подход в работе с детьми с расстройством аутического спектра (РАС) предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, его потребностей, интересов и уровня развития. АВА-терапия (прикладной анализ поведения) является одной из наиболее эффективных методик работы с детьми с РАС, направленной на развитие навыков и коррекцию поведения.
Цели лично-ориентированного подхода в АВА-терапии:
1. Развитие навыков коммуникации:
- Формирование вербальной или альтернативной коммуникации (например, с использованием карточек PECS или устройств для общения).
- Умение выражать свои потребности и желания.
2. Социальная адаптация:
- Развитие навыков взаимодействия с окружающими (родителями, сверстниками, педагогами).
- Обучение правилам поведения в обществе.
3. Формирование навыков самообслуживания:
- Обучение базовым бытовым навыкам (одевание, прием пищи, гигиена).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«Детский сад №2”
630075 г. Новосибирск, ул. Танковая 31/1, тел: (383) -209-28-03
Лично-ориентированный подход в работе с детьми с расстройством аутического спектра (РАС)
Тьютор
Захарченко Кристина Владимировна
Новосибирск, 2024
Лично-ориентированный подход в работе с детьми с расстройством аутического спектра (РАС) предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, его потребностей, интересов и уровня развития. АВА-терапия (прикладной анализ поведения) является одной из наиболее эффективных методик работы с детьми с РАС, направленной на развитие навыков и коррекцию поведения.
Цели лично-ориентированного подхода в АВА-терапии:
1. Развитие навыков коммуникации:
- Формирование вербальной или альтернативной коммуникации (например, с использованием карточек PECS или устройств для общения).
- Умение выражать свои потребности и желания.
2. Социальная адаптация:
- Развитие навыков взаимодействия с окружающими (родителями, сверстниками, педагогами).
- Обучение правилам поведения в обществе.
3. Формирование навыков самообслуживания:
- Обучение базовым бытовым навыкам (одевание, прием пищи, гигиена).
4. Коррекция нежелательного поведения:
- Снижение частоты и интенсивности нежелательных форм поведения (агрессия, стереотипии, избегание контакта).
- Замена нежелательного поведения на социально приемлемое.
5. Развитие когнитивных и учебных навыков:
- Обучение базовым академическим навыкам (счет, чтение, письмо).
- Развитие внимания, памяти и мышления.
Принципы лично-ориентированного подхода в АВА-терапии:
1. Индивидуализация:
- Программа обучения разрабатывается с учетом особенностей ребенка, его сильных сторон и трудностей.
- Учет интересов ребенка для повышения мотивации.
2. Постепенность:
- Навыки осваиваются поэтапно, от простого к сложному.
- Упор на закрепление каждого этапа перед переходом к следующему.
3. Позитивное подкрепление:
- Использование поощрений (похвала, игрушки, лакомства) для закрепления желаемого поведения.
- Формирование у ребенка положительного отношения к обучению.
4. Систематичность:
- Регулярные занятия с четкой структурой.
- Постоянный мониторинг прогресса и корректировка программы.
5. Учет сенсорных особенностей:
- Приспособление среды для минимизации сенсорных перегрузок.
- Использование сенсорных стимулов для повышения вовлеченности.
6. Включение семьи:
- Обучение родителей методам АВА-терапии для продолжения работы дома.
- Постоянное взаимодействие с семьей для согласования целей и методов.
Методы работы тьютора в рамках АВА-терапии:
1. Дискретное пробное обучение (DTT):
- Разделение навыков на небольшие шаги и их отработка в структурированных условиях.
- Использование четких инструкций и подкреплений.
2. Естественное обучение (NET):
- Обучение в естественной среде, например, во время игры или прогулки.
- Использование интересов ребенка для обучения.
3. Функциональный анализ поведения:
- Определение причин нежелательного поведения.
- Разработка стратегии для его коррекции.
4. Формирование цепочек поведения:
- Разделение сложных действий на последовательные шаги.
- Обучение каждому шагу с постепенным объединением в цепочку.
5. Обучение альтернативной коммуникации:
- Использование карточек PECS, жестов или устройств для общения.
- Постепенный переход к более сложным формам коммуникации.
6. Тренировка навыков генерализации:
- Перенос освоенных навыков в разные ситуации и среды.
- Работа с разными людьми (родители, сверстники, педагоги).
Пример структуры работы тьютора:
1. Оценка уровня развития ребенка:
- Проведение диагностики (например, с использованием VB-MAPP или ABLLS-R).
- Определение сильных сторон и зон развития.
2. Постановка целей:
- Формулировка краткосрочных и долгосрочных целей.
- Согласование целей с родителями.
3. Разработка индивидуальной программы:
- Подбор методов и материалов.
- Определение системы подкреплений.
4. Проведение занятий:
- Чередование структурированных и естественных форм обучения.
- Постоянное наблюдение за прогрессом.
5. Оценка результатов:
- Регулярный анализ данных о достижениях ребенка.
- Корректировка программы при необходимости.
Лично-ориентированный подход в АВА-терапии позволяет создать комфортные условия для ребенка с РАС, способствуя его развитию и социальной адаптации. Важно помнить, что успех работы зависит от систематичности, терпения и тесного взаимодействия с семьей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Советы для общения с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС)
Такие дети часто мыслят образами, думают образами, они не облекают мысль в слова. Их мысли – это кадры фильма, который прокручивается в воображении. Образы - их первый язык, слова – ...

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра
Данный материал может быть полезен как психологам,так и воспитателям,учитывая работу в инклюзивных группах....

Современные подходы и нестандартные приемы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
Модель организации коррекционно-развивающего пространства для дошкольников с РАС...

Работа С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ и детьми с расстройством аутического спектра
ГОДОВОЙ ПРОЕКТ "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения" Совместное музыкальное занятие "Ребенок-педагог-родитель", в ...

Консультация для родителей Играем дома с детьми с расстройством аутического спектра
Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий ...
