Лично-ориентированный подход в работе с детьми с расстройством аутического спектра (РАС)
консультация

Лично-ориентированный подход в работе с детьми с расстройством аутического спектра (РАС) предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, его потребностей, интересов и уровня развития. АВА-терапия (прикладной анализ поведения) является одной из наиболее эффективных методик работы с детьми с РАС, направленной на развитие навыков и коррекцию поведения.

Цели лично-ориентированного подхода в АВА-терапии:

1. Развитие навыков коммуникации:

   - Формирование вербальной или альтернативной коммуникации (например, с использованием карточек PECS или устройств для общения).

   - Умение выражать свои потребности и желания.

2. Социальная адаптация:

   - Развитие навыков взаимодействия с окружающими (родителями, сверстниками, педагогами).

   - Обучение правилам поведения в обществе.

3. Формирование навыков самообслуживания:

   - Обучение базовым бытовым навыкам (одевание, прием пищи, гигиена).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichno-orientirovannyy_podhod.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

 «Детский сад №2”

630075 г. Новосибирск, ул. Танковая 31/1, тел: (383) -209-28-03

Лично-ориентированный подход в работе с детьми с расстройством аутического спектра (РАС)

Тьютор

Захарченко Кристина Владимировна

Новосибирск, 2024


Лично-ориентированный подход в работе с детьми с расстройством аутического спектра (РАС) предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, его потребностей, интересов и уровня развития. АВА-терапия (прикладной анализ поведения) является одной из наиболее эффективных методик работы с детьми с РАС, направленной на развитие навыков и коррекцию поведения.

Цели лично-ориентированного подхода в АВА-терапии:

1. Развитие навыков коммуникации:

   - Формирование вербальной или альтернативной коммуникации (например, с использованием карточек PECS или устройств для общения).

   - Умение выражать свои потребности и желания.

2. Социальная адаптация:

   - Развитие навыков взаимодействия с окружающими (родителями, сверстниками, педагогами).

   - Обучение правилам поведения в обществе.

3. Формирование навыков самообслуживания:

   - Обучение базовым бытовым навыкам (одевание, прием пищи, гигиена).

4. Коррекция нежелательного поведения:

   - Снижение частоты и интенсивности нежелательных форм поведения (агрессия, стереотипии, избегание контакта).

   - Замена нежелательного поведения на социально приемлемое.

5. Развитие когнитивных и учебных навыков:

   - Обучение базовым академическим навыкам (счет, чтение, письмо).

   - Развитие внимания, памяти и мышления.

Принципы лично-ориентированного подхода в АВА-терапии:

1. Индивидуализация:

   - Программа обучения разрабатывается с учетом особенностей ребенка, его сильных сторон и трудностей.

   - Учет интересов ребенка для повышения мотивации.

2. Постепенность:

   - Навыки осваиваются поэтапно, от простого к сложному.

   - Упор на закрепление каждого этапа перед переходом к следующему.

3. Позитивное подкрепление:

   - Использование поощрений (похвала, игрушки, лакомства) для закрепления желаемого поведения.

   - Формирование у ребенка положительного отношения к обучению.

4. Систематичность:

   - Регулярные занятия с четкой структурой.

   - Постоянный мониторинг прогресса и корректировка программы.

5. Учет сенсорных особенностей:

   - Приспособление среды для минимизации сенсорных перегрузок.

   - Использование сенсорных стимулов для повышения вовлеченности.

6. Включение семьи:

   - Обучение родителей методам АВА-терапии для продолжения работы дома.

   - Постоянное взаимодействие с семьей для согласования целей и методов.

Методы работы тьютора в рамках АВА-терапии:

1. Дискретное пробное обучение (DTT):

   - Разделение навыков на небольшие шаги и их отработка в структурированных условиях.

   - Использование четких инструкций и подкреплений.

2. Естественное обучение (NET):

   - Обучение в естественной среде, например, во время игры или прогулки.

   - Использование интересов ребенка для обучения.

3. Функциональный анализ поведения:

   - Определение причин нежелательного поведения.

   - Разработка стратегии для его коррекции.

4. Формирование цепочек поведения:

   - Разделение сложных действий на последовательные шаги.

   - Обучение каждому шагу с постепенным объединением в цепочку.

5. Обучение альтернативной коммуникации:

   - Использование карточек PECS, жестов или устройств для общения.

   - Постепенный переход к более сложным формам коммуникации.

6. Тренировка навыков генерализации:

   - Перенос освоенных навыков в разные ситуации и среды.

   - Работа с разными людьми (родители, сверстники, педагоги).

Пример структуры работы тьютора:

1. Оценка уровня развития ребенка:

   - Проведение диагностики (например, с использованием VB-MAPP или ABLLS-R).

   - Определение сильных сторон и зон развития.

2. Постановка целей:

   - Формулировка краткосрочных и долгосрочных целей.

   - Согласование целей с родителями.

3. Разработка индивидуальной программы:

   - Подбор методов и материалов.

   - Определение системы подкреплений.

4. Проведение занятий:

   - Чередование структурированных и естественных форм обучения.

   - Постоянное наблюдение за прогрессом.

5. Оценка результатов:

   - Регулярный анализ данных о достижениях ребенка.

   - Корректировка программы при необходимости.

Лично-ориентированный подход в АВА-терапии позволяет создать комфортные условия для ребенка с РАС, способствуя его развитию и социальной адаптации. Важно помнить, что успех работы зависит от систематичности, терпения и тесного взаимодействия с семьей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Советы для общения с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС)

Такие дети часто мыслят образами, думают  образами, они не облекают мысль в слова. Их  мысли – это кадры фильма, который прокручивается в  воображении. Образы - их первый язык, слова – ...

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Данный материал может быть полезен как психологам,так и воспитателям,учитывая работу в инклюзивных группах....

Современные подходы и нестандартные приемы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Модель организации коррекционно-развивающего пространства для дошкольников с РАС...

Работа С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ и детьми с расстройством аутического спектра

ГОДОВОЙ ПРОЕКТ "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения" Совместное музыкальное занятие "Ребенок-педагог-родитель", в ...

Консультация для родителей Играем дома с детьми с расстройством аутического спектра

Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий ...