Выступление "Инновационные формы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации: необходимость или излишество?"
статья (средняя группа)
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В детском саду ребенок получает не только образование, но и учится общаться с другими детьми и взрослыми, получает первые навыки по организации собственной деятельности. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к детскому саду. Полноценное развитие ребенка возможно при участии и привлечении его родителей к образовательному процессу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему
«Инновационные формы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации: необходимость или излишество?»
Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В детском саду ребенок получает не только образование, но и учится общаться с другими детьми и взрослыми, получает первые навыки по организации собственной деятельности. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к детскому саду. Полноценное развитие ребенка возможно при участии и привлечении его родителей к образовательному процессу.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждния. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это «общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения. Каков же портрет современного родителя?
Современные родители они ни хорошие, ни плохие – они просто соответствуют современному времени. Родители (законные представители) являются основными заказчиками дошкольного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Именно по этой причине наш детский сад сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Нетрадиционные формы работы с родителями – это нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятых. Важно выбрать среди многообразия форм и методов взаимодействия с родителями именно те, которые будут актуальны в конкретной родительской среде. помогут довести до родителей (законных представителей) истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим; воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости. Пополнить знания родителей (законных представителей) о воспитании детей общедоступными научными сведениями. Вовлечь родителей (законных представителей) в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе (ВОП), как необходимости развития своего ребенка. Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.
Реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями осуществляется в нескольких направлениях:
1. Работа с семьей по оказанию в выборе правильных методов воспитания: диагностика семьи (наблюдение, анкетирование, беседы, тесты, посещение на дому.
2. Индивидуальная работа с родителями (законными представителями): беседа - диалог, домашние задания, анкеты, инд. консультации, посещение ООД (занятий) родителями ((законными представителями)).
3. Формы и методы коллективной работы: совет родителей, семинар-практикум, дискуссии, беседы на интересующие темы, конкурсы, праздники, круглый стол, родительские собрания, конференции.
4. Разработки методических и педагогических консультаций: советы учителя - логопеда и других специалистов; памятки для родителей.
5. Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад: изучение социального заказа.
6. Дни открытых дверей, реклама услуг ДОУ (буклеты, памятки…). При этом ожидаемый результат: неформальные отношения с семьями воспитанников. Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм. Обучение социально - коммуникативным навыкам. Установление делового взаимодействия между «педагогом – семьей» общение и взаимопонимание.
Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители (законные представители) это:
- групповые встречи с включением игровых моментов и с приглашением специалистов, «Родительский клубы по интересам», мастер классы для родителей, «Дни открытых дверей», проведение массовых форм взаимодействия с семьями детей (праздники, спортивные мероприятия для детей и взрослых, тематические дни (театра, кино, поэзии…), экскурсии, детские творческие фестивали, совместные акции «Книжки для малышки», «Столовая для птиц», «Мини – театр», организация совместно - проектной деятельности «педагог + дети + родители»; оформление групповой, спальной комнат, выставки (наглядность) в приемной, коллекции «Моей семьи», родительские газеты «Наша дружная семья», «Почемучка», «Самая спортивная семья».
Наш детский сад реализует проект по ранней профориентации дошкольников. На базе сада открыт «Музей фермерского хозяйства», где дети узнают много нового о важных профессиях сельского хозяйства. Основной целью ранней профориентации дошкольников является формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых. Именно в этом возрасте у детей формируется активный интерес к аграрному труду, прививается уважение к людям труда, природному и рукотворному миру. Приглашенные родители активно участвуют в профориентации детей, рассказывают о своей профессии и о значимости труда в повседневной жизни для каждого из нас
В детском саду проводятся родительские встречи в разнообразных и нетрадиционных формах. Встречи (собрания) – как форма сотрудничества дают возможность родителям ближе узнать содержание ВОП в ДОУ, а педагоги узнают секреты воспитания в семьях воспитанников. Приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ создаёт ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребёнком игры, общая командная победа. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру.
Родительские встречи (собрания) – это действенная форма общения педагогов с родителями (законными представителями). Именно на собраниях у педагога есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.
Мы считаем, что собрания, консультации для родителей (законных представителей) важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для «галочки», а для пользы дела
Это значит, на родительских встречах используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Мы разработали этапы или методы работы педагога с родителями (законными представителями) с целью привлечения их к посещению собраний. Первое необходимо обдумать оригинальное нестандартное название мероприятия. Лично пригласить, поинтересовавшись удобным временем для посещения, предоставив выбор, не позже чем за неделю-две до встречи. Заинтересовать объявлением по собранию в рекламной форме (оформить рекламный буклет), оставив недосказанность, интригу. Включить в собрание выступление детей по теме собрания, видеозапись (ролик, голосовую запись) сюрпризные моменты, проинформировав об этом родителей (законных представителе).
На первом этапе «обдумать оригинальное нестандартное название». Оригинальное название и приглашение на мероприятие имеют большое значение в привлечение родителей к самому мероприятию, чем интересней оно будет называться и чем эмоциональней будет продуман текст приглашения, тем больше шансов, что мероприятие посетят наибольшее количество родителей.
Придумать название не сложно, главное, чтобы оно затрагивало современные запросы общества, запросы родителей, завуалировав тем самым скучную по меркам родителей педагогическую тему.
На втором этапе немало важным является и то, когда и как вы пригласите родителей на встречу или другое мероприятие информационного, просветительского характера. Начнем со времени «когда», под понятием времени в данном случае подразумевается насколько заранее, вы приглашаете родителей за день, два или неделю до собрания. За две недели до встречи это оптимальный период времени, когда родители могут скоординировать свои планы.
Вы можете в течение этого времени готовить их к мероприятию посредством приглашений, объявлений, индивидуальных бесед.
Раньше, чем за две недели возможно родитель передумает из – за длительной отсрочки мероприятия, а позже не успеет проникнуться идеей. Во все нужна мера.
На третьем этапе возникает вопрос «Как пригласить на собрание?»
Есть некоторые тонкости и в этом вопросе. Можно кратко изложить тему собрания, оставив недосказанность. Включить в приглашение текст, который заинтересовал бы родителей темой собрания, это могут быть выдержки из актуальности темы, например, «Дорогие наши мамы и папы» в преддверии праздника «День семьи» приглашаем Вас посетить собрание на тему «Ребенок и компьютер или ребенок и книга». Бесконечное сидение у телевизора, компьютера может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье.
Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в «кинозал».
Отсутствие общих тем для разговора, глухое недовольство тем, что включили не тот канал, не тот фильм, не ту передачу, – все это отнюдь не способствует укреплению семейных уз. Однако периодические просмотры телевизионных передач, работа с компьютером не могут принести так уж много вреда…
Какие плюсы и минусы СМИ и книг для семьи вы можете узнать на собрании. Приглашаем Вас, будем очень рады, обещаем интересную форму проведения.
Собрание состоится (дата) года в музыкальном зале в 17.30. Также посещаемость собрания возрастет во много раз, если включить в план собрания выступление детей группы, видеозаписи с детьми, что очень интересно всем родителям.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
-Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
-Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Следует отметить, что переход от традиционных, в некотором смысле
даже устаревших, форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников
является необходимостью. Ведь, только в условиях сотрудничества,
партнерства семьи и образовательной организации можно будет в полной
мере реализовать поставленные образовательные и воспитательные задачи.
Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы по теме ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие с родителями, как условие социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста...
Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...

Дистанционная форма взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций
Семья и детский сад – это две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны между собой. Семья – это самая первая школа воспитания растущего человека, где он учится любить, радоватьс...
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Наглядно-информационные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют прави...

"Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации"
Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования», где включена моя статья на стр.212...
Активные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении.
Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.(Е. А. Мухачёва)...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье раскрыты формы взаимодействия и общения с родителями, интерактивные приемы ,опыт. Обоснована необходимость использования в работе нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в дошк...
