Особенности и нормы речевого развития у детей 2-3 лет
консультация (младшая группа)

Эшкинина Елена Николаевна

Буклеты помогают молодым родителям вспомнить полученную информацию на родительских собраниях, являются маленькой палочкой-выручалочкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_osobennosti_i_normy_rechevogo_razvitiya_2-3_let.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

    Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребенка.

Речь – это инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

      Речь ребенка развивается на основе подражания и воспроизведения образцов речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

      Параллельно с речью идет развитие всей личности ребенка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи.

      Главной особенностью детской речи является ее явная зависимость от действий и жестов. Обычно в начале второго года жизни услышать речь ребенка можно лишь  в ответ на вопросы или предложения взрослых, или, когда он хочет чего-то добиться. Эту речь еще нельзя назвать полноценно звуковой, скорее это жестикуляторный и мимический способ общения, включающий звуковые  элементы.

         К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 500 слов. В речи малыша должны появиться предложения «Мама дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!». Также можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «кассий».

           Когда же малыш приближается к трехлетнему рубежу, то он свободно  манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.

           К трем годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (так как до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно) и  его уже интересуют качественные характеристики предметов и причинно-следственные связи («почему?», «а как?»). Малыш уже начинает выстраивать простые распространенные или даже сложносочиненные предложения (например: «Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок (например: «пить чашки», «копать лопатком»). Ребенок легко запоминает и рассказывает стишки.

        Родителям проще оценивать развитие собственного чада путем сравнения его со сверстниками. Но это ошибочный подход, поскольку у каждого малыша своя скорость познания мира, которая ему наиболее удобна.

       Чтобы знать, соответствует ли уровень развития ребенка нормам, нужно сопоставить его с тем, что в два-три года ребенок должен уметь:

· понимать простые предложения, вопросы и просьбы на бытовые темы;

· здороваться и прощаться;

· составлять предложения из 2-4 слов;

· запоминать новые слова  из песенок и коротких стишков;

· формулировать простейшие просьбы (на ручки, пить, на горшок).

         На данном этапе улучшения речевого развития  не так уж сложно помочь ребенку понимать речь  и самому пользоваться ею. Нужно просто чаще говорить с ним, при этом не коверкать  слов и не сюсюкать, а произносить правильно, четко и внятно, составляя понятные, короткие предложения. Также необходимо придать обучению игровую форму, например, рассказывая ритмичные стишки и совершая параллельно действия (например: «ехали медведи», «сорока-ворона», «ладушки»). Чтобы научить малыша легко произносить сложные и длинные предложения, надо развивать его артикуляционный аппарат.

        Для развития артикуляции очень полезны скороговорки. Повторение малышом забавных стишков со считалками отлично помогает развитию детской речи.

       Также развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

      Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук (например: занятие мозаикой, пуговицами, кусочками бумаги, игры с пластилином), тем больший положительный эффект оказывает на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

    Помните:

-Никогда не упрекайте ребенка за то, что он говорит неправильно.

-Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалась.

-Поправляя, не повторяйте неправильно произнесенное слово.

-Научившись говорить звук, ребенок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно определенное время, чтобы звук «вошёл» в речь.

 

МДОАУ «Детский сад № 143»

Особенности и нормы речевого развития у

детей 2-3 лет

 

C:\Users\Алёна\Desktop\картинки для логопеда\Новый рисунок (3).jpg

Воспитатель : Эшкинина Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о нормах речевого развития у детей.

Статья предназначена для родителей, у которых есть дети от рождения до 7-ми лет....

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей.

Даже если ребенку исполнилось только два года, нужно внимательно следить за тем, как формируется его речь. Не стоит откладывать этот вопрос на потом. Своевременное выявление задержки помогает быстро и...

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...

Особенности и нормы речевого развития у детей 2-3 лет

Буклет-консультация для родителей Особенности и нормы речевого развития у детей 2-3 лет...