Консультация для родителей «Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей».
консультация по логопедии (младшая группа)

консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности и нормы речевого развития

у 2-3-летних детей».

Третий год жизни – начало речевого общения детей друг с другом. В конце второго года формируется способность давать комплексные ответы (движение, действие плюс слово). В этот период речь широко используется для сопровождения действий, а в конце третьего года даже для планирования предстоящей деятельности: «Я буду тётя докиль» (доктор); «Налисую додик» (нарисую дождик). Раньше о понимании ребёнка, его представлениях зачастую судили по его двигательным ответам, действиям. Теперь, когда активная речь пронизывает всю деятельность ребёнка и выполняет функции репродукции, воспроизведения, об уровне понимания, восприятия, мышления начинают судить по его высказываниям.

К трём годам ребёнка интересуют качественные характеристики предметов и причинно-следственные связи («почему?», «а как?»). Малыш уже начинает выстраивать предложения. Теперь он уже говорит не только ради получения желаемого (попить, на ручки, на горшок), но и просто ради вербального общения.
К двум годам нормой, как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. Если малыш не усвоил 50 слов, то может идти речь о его отставании в развитии от норм. Фактически же большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов, и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. Когда же малыш приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.
Когда малыш начинает строить первые фразы, то родители замечают, что грамматически слова в них ещё между собой не связаны. Это и естественно, поскольку ребёнку ещё предстоит научиться выражать свои мысли полноценно. После двух лет в активной речи ребёнка начинают постепенно появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия. А выстраивать между ними правильные грамматические отношения он научится несколько позднее.
Произношение 2-3-летних детей ещё сильно отличается от произношения взрослых: многие звуки выговариваются ими более мягко, а некоторые заменяются другими или вовсе опускаются. Очень часто в этот период у детей проявляются сложности с произношением звука «р», шипящих и свистящих звуков. 
Но если родители будут ежедневно и помногу общаться с малышом, то он с каждым днём будет точнее имитировать их произношение и, в конце концов, научится выговаривать их правильно.

Диагностика речевого развития 2-3 летних детей

Родителям проще оценивать развитие собственного чада путём сравнения его со сверстниками. Но это ошибочный подход, поскольку у каждого малыша своя скорость познания мира, которая ему наиболее удобна. Чтобы знать, соответствует ли уровень развития ребёнка нормам, нужно сопоставить его с тем, что в два-три года ребёнок должен уметь:

  • Понимать простые предложения, вопросы и просьбы на бытовые темы.
  • Здороваться и прощаться.
  • Составлять предложения из 2-4 слов.
  • Запоминать новые слова из песенок и коротких стишков.
  • Формулировать простейшие просьбы (на ручки, пить, на горшок).

Улучшение речевого развития

Не так уж сложно на данном этапе помочь ребёнку понимать речь и самому пользоваться ею. Нужно просто чаще говорить с ним, при этом не коверкать слов и не сюсюкать, а произносить правильно, чётко и внятно, составляя понятные, короткие предложения. Очень полезно в процессе бытовых дел одновременно их устно комментировать: «Беру чашку, наливаю воду и пью». Точно так же во время прогулки можно называть предметы и давать их характеристики, пополняя словарный запас малыша. Логопеды рекомендуют придавать обучению игровую форму, например, рассказывая ритмичные стишки и совершая параллельно действия («ехали медведи», «сорока-ворона», «ладушки»).
Дети нередко «проглатывают» звуки, с чем можно и нужно бороться. Например, чтобы обучить ребёнка произносить звук «а» нужно спросить его, как плачет кукла, и показать это, произнеся протяжно «ааааа». Затем нужно предложить малышу повторить это и настаивать до тех пор, пока малыш этого не сделает. Точно так же можно подойти и к обучению произношения звука «у»: во время прогулки указать малышу на пролетающий в небе самолёт и обозначить его гудение протяжным звуком «ууууу», попросив малыша повторить этот звук. Обычно с этим звуком у детей проблем не возникает, они вытягивают губы трубочкой и отчётливо произносят «у».
При воспитании детей огромную пользу приносит обращение к русскому фольклору в виде частушек, потешек и прибауток. Родители, которые совместные с ребёнком действия регулярно сопровождают шутливыми присказками, намного быстрее добиваются того, что ребёнок начинает лучше и чётче говорить полноценными фразами.
Чтобы научить малыша легко произносить сложные и длинные предложения, нужно развивать его артикуляционный аппарат и научить его правильно дышать. Для развития артикуляции очень полезны скороговорки. Повторение малышом забавных стишков со считалками отлично помогает развитию детской речи.
 Не менее полезными оказываются и загадки: вначале их нужно загадать малышу, а затем вместе с ним разобрать ответ на них. Со временем малыш запомнит ряд загадок и даже научится придумывать их сам, после чего родители и он смогут загадывать друг другу свои загадки. Благодаря загадкам развивается наблюдательность, воображение, прогрессирует творческое мышление. К тому же, загадывание загадок очень увлекательно. Например, когда планируется игра в компании, с помощью загадки можно выбрать ведущего – ребёнок, отгадавший первым загадку, и становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №93  г.Карталы» Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»(с рекоме...

Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»

Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переж...

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»

        Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)

Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смыс...

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей.

Даже если ребенку исполнилось только два года, нужно внимательно следить за тем, как формируется его речь. Не стоит откладывать этот вопрос на потом. Своевременное выявление задержки помогает быстро и...

Консультация для родителей на тему «Нормы речевого развития детей 2-3 лет».

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Речь ребенка 2-х лет формируется на фоне развития психических функций. В этом возрасте ребенку интересно все, что происходит...