Игровые занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Шихова Лариса Леонидовна

Процесс формирования элементарных математических представлений в ДОУ осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятии и вне занятий. Но математические развитие детей  так же осуществляются в повседневной жизни и здесь важна роль родителей в преобретении ребенком этих знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Предлагаю вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по формированию элементарных математических представлений.

Счёт

«Кто знает, пусть дальше считает».

Например, взрослый называет число «5» и говорит: «Считай дальше». И так с любым числом до 10. Варианты:

  • Назови числа до 6 (5, 3, 4 и тд.)
  • Назови числа после 3 (4, 7, 6 и тд.)
  • Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
  •  Счёт цепочкой (поочерёдно). Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и т.д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

«Отложи столько же предметов (счёт на слух)».

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов (игрушек).

Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? Почему?».

Усложнение: «Отсчитай  предметов на  1 больше (или на 1 меньше), чем услышишь хлопков».

Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?».

Цифры

«Какой цифры не стало?»

Перед ребёнком цифровой ряд (можно написать цифры на небольших карточках, сделанных из картона или бумаги). Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет, какой цифры нет.

Игра «Наведи порядок».

Все цифры расположены беспорядочно (цифры так же написаны на карточках, как в предыдущей игре). Дать задание ребенку разложить цифры по порядку. Ещё варианты игры:

  • Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.
  • Выложить не полный цифровой ряд и предложить ребёнку назвать пропущенные цифры. Например:  1   3  4   6   8 ?
  • Какая цифра должна стоять вместо ?    1 2 3 4 ? 6 7 ? 9 10 или

1 2 ? 4 5 6 7 8 9 10  и  др. 

Ориентировка в пространстве

«Кто где?»

Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

«Фигуры высшего пилотажа»

Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка).

Задания: «Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и т. д.»

Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Вопрос: «Где шайба?»

Игровые задания детям

- Топни правой ногой 3 раза.

- Дотронься левой рукой до левого уха.

- Подними вверх правую (левую) руку.

- Поставь на носок правую (левую) ногу.

- Поставь на пояс правую (левую) руку.

- Дотронься  левой рукой до правого колена.

- Повернись на право (на лево).

- Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и тд. 

Фигуры

«Кто больше назовет?»

Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке), похожих на геометрические фигуры. Например:

  • Прямоугольник: дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола и т.д.
  • Круг: тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т.д.
  • Квадрат: конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т.д.
  • Овал: огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т.д.

Ориентировка во времени

«Дни недели». Вопросы:

  • Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?
  • Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
  • Четверг – какой день по счету?
  • Какой день недели будет после вторника?
  • Какой день между четвергом и вторником?
  • Сколько всего дней в неделе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста "Игра "Что? Где? Когда?"

Материал можно использовать в качестве итогового игрового занятия по математике. Сюжет занятия способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего мероприятия и активизирует их мыслительную де...

Занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста «Занимательный КВН»

Программные задачи:Развивать у детей внимание, логическое мышление, сообразительность.Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь.Формировать умен...

Занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по стране математике"

Занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по стране математике"...

Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия: Ориентировка во времени и пространстве....

Комплексное занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»

Задачи:1. Продолжать учить применять знаки «больше», «меньше» при сравнении цифр.2. Закрепить знания детей о составе числа 5.3. Формировать умение реш...

Комплексное занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»

Задачи:1. Продолжать учить применять знаки «больше», «меньше» при сравнении цифр.2. Закрепить знания детей о составе числа 5.3. Формировать умение реш...