Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольника посредством изобразительного искусства"
консультация (подготовительная группа)
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание патриотических чувств посредством
изобразительной деятельности»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота. Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский,Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается искусство. Искусство отображает мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Ценным качеством народного творчества является чистота восприятия мира и общность эстетического отношения к жизни народного умельца и ребёнка. Данный нам природой механизм восприятия "красиво - некрасиво" является тем ключом, пользуясь которым взрослый и ребенок создают красивый предмет и делают предметно-пространственную среду гармоничной.
Изобразительная деятельность как средство патриотического воспитания – важнейший компонент приобщения личности ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей в мир красоты, мир природы, в мир людей, в историю общества, нравственности. Помогает развитию и раскрытию художественно-творческого потенциала детей. Мир изобразительного искусства должен стать для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, настойчиво возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего многонационального народа. Действительно, одним из условий успешной человеческой деятельности издавна признается художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой – на реализацию его творческих задатков. Следовательно, художественное развитие личности ребенка и его самоидентификации, как части духовной культуры является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие.
Художественная деятельность учит ребенка видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок. Бережное отношение к богатому художественному опыту прошлого, к культуре народов, к их ценностям, народному фольклору, не позволяют разорвать тончайшую нить между прошлым и будущим. Культура людей и народов может измеряться тем, насколько она противостоит забвению народных традиций. Декоративное народно-прикладное искусство является важным звеном социализации в воспитании дошкольного детства и базируется на художественных видах деятельности. Человек, впитавший в полной мере родной духовный мир толерантен к нравственным ценностям другого народа. Изобразительное искусство является важнейшим звеном социализации детей в многонациональной среде. Целью художественного образования на основе поликультурного воспитания является осознание ведущих ценностных ориентаций современного многонационального Российского общества, народов мира. Приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами сохранения и приумножения богатства отечественной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.
Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например, темы направлены на знакомство дошкольников с художественными материалами, на которых дети знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством Русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.
Проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию. В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны, в рамках предмета изобразительного искусства, проводятся ежегодные конкурсы - выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные различным юбилеям.
Выставка рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых «Дню победы», «Дню Космонавтики» и т.д.
Таким образом, с чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
Развитие духовно-нравственного воспитания детей через изобразительную деятельность...

Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....
План по самообразованию по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»...
Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства...

Педагогический проект "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педаго...

"Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства".
Современный этап общественного развития России требует соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие личн...

