Мастер-класс для родителей «Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники»
материал (средняя группа)

Ловецкая Светлана Владимировна

Мастер-класс для родителей «Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx246.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

Тема мастер-класса:

«Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники»

Цель:

Оказание помощи родителям в овладении мнемотехническими  приемами для развития навыков заучивания стихотворений.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием мнемотехника, показать актуальность её использования;
  • Познакомить родителей с приемами мнемотехники (схематизации, мнемического плана, кодирование и  перекодирование информации) на материале стихотворного текста;
  • Провести практические упражнения с методическими рекомендациями для занятий родителей с детьми в домашних условиях и для закрепления использования приемов мнемотехники, применяемых на занятиях в детском саду.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование для просмотра презентации; выставка мнемотаблиц и рисунков к стихотворениям на тему: «Осень золотая»; мнемотаблица к стихотворению А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (из поэмы «Руслан и Людмила»), заготовки для мнемотаблиц; маркеры; наглядные пособия используемые для заучивания стихотворений (набивное панно: «Времена года», набивное панно: «Разноцветные дорожки»); шарик, аудиозапись.

Предварительная работа:

Организация выставки мнемотаблиц и рисунков к стихотворениям на тему: «Осень золотая»; оформление выставки пособий.

Ход мастер-класса:

Теоретическая часть:

Здравствуйте, уважаемые родители.

Сегодня мы поговорим о том, как научить детей легко и быстро запоминать  стихотворения, используя приемы мнемотехники.

Актуальность.

Но сначала, выясним, почему мы используем в работе мнемотехнику и что это такое МНЕМОТЕХНИКА?

Во-первых, в каждой группе есть дети, которые по разным причинам испытывают трудности при запоминании стихов, например, у них недостаточно развита слуховая память, а лучше развита зрительная память,   и здесь мнемотехника оказывает огромную помощь.

Во-вторых, особенностью мнетомехники является большая работа с детьми по обучению чтению символов, перекодированию информации из символов в образы, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание, увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

Приемы мнемотехники, помогают ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, что обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника.

В-третьих, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.

Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

А главное дети, владеющие приемами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

 

И так что такое мнемотехника?

Мнемотехника, или мнемоника - это система различных приёмов, которые  облегчают запоминание и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяют организовывать учебный процесс в виде игры.  Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

В работе с дошкольниками по мнемотехнике в качестве дидактического материала используются мнемотаблицы,  схемы-модели, мнемодорожки.

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

Развитие умения преобразовывать образы в символы.

Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти.

Развитие внимания.

Развитие образного мышления.

Развитие воображения.

Что  такое мнемотаблицы, какие они бывают?

Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.

Мнемодорожка -  вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.

Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.

  (Демонстрируются на слайдах)

Как составить  мнемотаблицы?

Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворении.  На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), изображаем персонажей, явления, действия таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как  же строится работа по заучиванию стихотворения?

При заучивании стихотворения  ставим перед собой сразу несколько задач:

- вызвать интерес к стихотворению и желание рассказать его;

- помочь понять содержание;

- обеспечить запоминание;

- научить выразительно читать перед слушателями.

Все это определяет порядок работы по заучиванию текста.

1.        Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)

2.        Выразительное чтение стихотворения взрослым.

3.        Беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы.

4. Перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)

5. Самостоятельное чтение по мнемотаблице.

Предлагаю вам посмотреть видео фрагмента занятия по заучиванию с детьми  стихотворения Татьяны Волгиной  «Где чей дом?».  

Содержание фрагмента  занятия по заучиванию детьми  стихотворения Татьяны Волгиной  «Где чей дом?», представленного на видео.

  • К  нам пришел гость, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку:

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо

-Такое теплое, такое Пушистое и золотое (цыпленок).

 Воспитатель выставляет на мольберт изображение цыпленка.

  •  цыпленок очень расстроен и плачет, он потерялся и не знает где его дом.
  •  Давайте поможем ему?
  • Но одни мы можем не справиться, поэтому я предлагаю позвать его  друзей.

                  Отгадайте, кто же нам поможет?

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00398.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00404.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00402.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00405.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00400.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00406.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00399.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00401.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00403.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00397.JPG

  • Маленький рост Длинный хвост Серенькая шубка Остренькие зубки.(мышка)
  • Чик- чирик, чик-чирик! С чердака несется крик, Что же это за чудак,

Что шумит на весь чердак? (воробей)

•        Зеленая как трава

Моя песенка ква-ква (лягушка)

 Параллельно с ответами выставляет изображения этих животных (друг под другом).

-        У каждого из наших друзей есть свой дом, может они помогут найти дом цыпленка.

Все наши друзья - герои одного стихотворения, которое написала Татьяна Волгина, а называется оно «Где чей дом?». Воспитатель читает стихотворение, параллельно выставляя вторую часть к каждому изображению животного.

Воробей живет под крышей

В теплой норке домик мыши

У лягушки дом в пруду

Домик пеночки в саду

    Эй, цыпленок, где твой дом?

                                                  Он у мамы под крылом.

  • Послушайте, еще раз стихотворение и внимательно смотрите на картинки, они ваши помощники, они помогут вам это стихотворение запомнить. Воспитатель читает стихотворение громко и выразительно.
  • У цыпленка есть еще один друг, которого мы не назвали, но о нем говорится в стихотворении, кто же это? ( Это пеночка).

Пеночка - это птица, она живет в саду (воспитатель выставляет картинку пеночки и сада).

  • О чем говориться в этом стихотворении? ( О том кто где живет)
  • Про чьи дома рассказывается в стихотворении? ( Воробья, мыши, лягушки, цыпленка).
  • Где живет воробей?
  • Скажите словами из стихотворения (Воробей живет под крышей).
  • Где домик мыши? Скажите словами из стихотворения (В теплой норке домик мыши)
  • А где дом у лягушки? Скажите так же как в стихотворении (У лягушки дом в пруду)
  • А где домик у птицы - пеночки? Как говориться в стихотворении? (Домик пеночки в саду)
  • А кто же из вас запомнил стихотворение и может рассказать сам.
  • Молодцы, стихотворение по картинкам смогли выучить и рассказать. А самое главное, что вы помогли цыпленку найти его дом.

Практическая часть:

Предлагаем вам немного поиграть и выполнить практические задания. Для этого разделимся на 2 команды.

Задание для первой команды.

Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое это стихотворение, и объяснить, почему вы так решили. В данном случае вы будете использовать прием перекодирования информации, т.е. преобразовывать символы в образы.

В процессе работы даются рекомендации, оказывается необходимая помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Применение ИКТ при заучивании стихотворений с использованием приемов мнемотехники».

В работе представлена игра, созданная в программе Power Point, предназначенная для использования ао аремя НОД по речевому развитию. Принцип составления программы базируется на приемах мнемотехники, ис...

Заучивание стихотворений с помощью приемов мнемотехники у детей с ОНР

Технология заучивания стихотворений с помощью приемов мнемотехники у детей с ОНР...

Консультация для педагогов "Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники"

   Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей за­учивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое ...

Консультация для воспитателей "Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники"

quot;Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники"...

"Чтение и заучивание стихотворения с использованием приема мнемотехники"

Чтение и заучивание стихотворения с и спользованием мнемотехники....