Как развить усидчивость и внимание у дошкольника: Игры вместо нотаций
консультация
Как развить усидчивость и внимание у дошкольника: Игры вместо нотаций
Уважаемые родители! Как часто вы ловите себя на фразах: «Сядь спокойно!», «Не вертись!», «Докончи начатое!»? Знакомая ситуация? Бесконечные нотации часто вызывают сопротивление, а желанного результата — умения ребенка сосредотачиваться — не приносят.
Хорошая новость в том, что усидчивость и внимание — это не врожденные качества, а навыки. И развивать их лучше не через нравоучения, а через игру! Ведь игра — это естественная и единственно понятная для дошкольника форма обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развить усидчивость и внимание у дошкольника: Игры вместо нотаций
Уважаемые родители! Как часто вы ловите себя на фразах: «Сядь спокойно!», «Не вертись!», «Докончи начатое!»? Знакомая ситуация? Бесконечные нотации часто вызывают сопротивление, а желанного результата — умения ребенка сосредотачиваться — не приносят.
Хорошая новость в том, что усидчивость и внимание — это не врожденные качества, а навыки. И развивать их лучше не через нравоучения, а через игру! Ведь игра — это естественная и единственно понятная для дошкольника форма обучения.
Почему «не работает» приказной метод?
Мозг дошкольника устроен так, что произвольное (то есть сознательно управляемое) внимание только формируется. Ребенок физиологически не может долго сидеть неподвижно и концентрироваться на скучной для него задаче. Его внимание непроизвольно переключается на все новое и интересное. И это — не недостаток, а особенность возраста!
Наша задача — не ломать эту природу, а мягко и постепенно тренировать «мышцу внимания», делая процесс увлекательным.
Игры, которые помогут развить усидчивость и внимание
Вот несколько простых, но очень эффективных игр, для которых не нужны сложные пособия.
1. Игры на зрительное внимание
«Найди пару»
- Что нужно: Пары одинаковых карточек (можно использовать пары игральных карт, карточки с изображением животных, фруктов).
- Как играть: Разложите карточки «рубашкой» вверх. Пусть ребенок по очереди переворачивает две карточки, пытаясь найти совпадающие. Если нашел — забирает пару себе.
- Что развивает: Тренирует память, умение удерживать цель и концентрировать взгляд.
«Что исчезло?» / «Что появилось?»
- Что нужно: 5-7 небольших игрушек или предметов.
- Как играть: Разложите предметы на столе. Попросите ребенка внимательно посмотреть и запомнить их. Затем он закрывает глаза, а вы в это время один предмет убираете (или добавляете новый). Задача ребенка — угадать, что изменилось.
- Что развивает: Наблюдательность, кратковременную память.
2. Игры на слуховое внимание
«Слушаем тишину»
- Как играть: Договоритесь с ребенком замолчать на минуту и послушать все звуки вокруг: тиканье часов, шум машин за окном, лай собаки. После минуты тишины поделитесь, кто сколько звуков услышал.
- Что развивает: Способность к концентрации на одном канале восприятия (слухе), умение фильтровать звуки.
«Делай, как я говорю» (усложненный вариант)
- Как играть: Давайте последовательные инструкции, постепенно увеличивая их количество. Например: «Подойди к столу, возьми красный кубик и положи его на стул». Задание может быть и таким: «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово «заяц» в сказке».
- Что развивает: Умение удерживать в голове verbal instruction и следовать ей, не отвлекаясь.
3. Игры на сосредоточение и терпение
«Волшебные бусы»
- Что нужно: Бусины разного размера и цвета, шнурок.
- Как играть: Предложите сделать бусы для бабушки или для игрушки. Можно дать задание нанизывать бусины по определенному алгоритму (например, «красная, потом синяя, потом желтая»).
- Что развивает: Мелкую моторику (которая тесно связана с вниманием), терпение, умение доводить дело до конца, чтобы получить видимый результат.
Пазлы и конструкторы
- Важный момент: Выбирайте пазлы и конструкторы, соответствующие возрасту. Слишком сложные могут отпугнуть. Начните с малого и постепенно увеличивайте количество деталей.
- Что развивает: Пространственное мышление, логику, умение видеть часть и целое, а главное — работать над одной задачей продолжительное время.
Лепка и аппликация
- Как играть: Создание поделки — процесс, состоящий из этапов (размять пластилин, вырезать деталь, намазать клеем, приклеить). Это учит ребенка действовать последовательно и не бросать на полпути.
- Что развивает: Планирование, самоконтроль, усидчивость.
Золотые правила для родителей
1. Учитывайте возраст. Не требуйте от трехлетки сидеть за заданием 30 минут. Норма концентрации для дошкольника — примерно 5-10 минут, умноженные на возраст. Для 4-летнего ребенка это 15-20 минут.
2. Начинайте с малого. Давайте задания, с которыми ребенок гарантированно справится, чтобы сформировать опыт успеха. Постепенно усложняйте.
3. Создайте правильную обстановку. Уберите со стола лишние игрушки, выключите фоном телевизор. Чем меньше отвлекающих факторов, тем легче сосредоточиться.
4. Хвалите за процесс! Не только за результат («Какой красивый рисунок!»), но и за усилия («Мне нравится, как ты старался аккуратно раскрасить эту деталь!», «Я вижу, ты не сдался, и у тебя получилось!»).
5. Чередуйте деятельность. После спокойной настольной игры предложите активную, чтобы дать выход энергии.
Помните, развитие усидчивости — это марафон, а не спринт. Проявите терпение, включитесь в игру сами, и вы сами не заметите, как ваш маленький непоседа станет более собранным и внимательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников "Играйте вместе с детьми"
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам - психологам, родителям....

Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников "Играем вместе"
Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, проясняют родительские ожидания, представления, позволяют углубить воздействие пед...

Памятка для родителей дошкольников «Играйте вместе с детьми»
Памятка для родителей:«Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каков...

Семинар-практикум для родителей младших дошкольников «Играем вместе»
Цель: просвещение родителей по вопросам воспитания и развития и дошкольников; расширять знания родителей об особенностях игры и значении игрушки в младшем дошкольном возрасте. Задачи...

Консультация для родителей дошкольников "Играйте вместе с детьми"
Данная информация рассчитана на родителей детей дошкольного возраста: какие игрушки лучше приобретать, в какие игры играть, роль взрослого в играх детей....

Консультация для родителей "Как развить память и внимание у дошкольника"
Консультация для родителей "Как развить память и внимание у дошкольника"...
