Моя педнаходка
занимательные факты (подготовительная группа)

В соответствии с ФГОС и ФОП ДО  познавательно-исследовательская  деятельность  является  основным видом деятельности в детском саду, так как в процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahodka.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка Петровой Светланы Григорьевны

Воспитателя МАДОУ «Аликовский детский сад №1 «Ҫăлкуҫ» Аликовского МО Чувашской республики

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Агролаборатория) ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Добрый день уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги.

В соответствии с ФГОС и ФОП ДО  познавательно-исследовательская  деятельность  является  основным видом деятельности в детском саду, так как в процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Работая в детском саду, мною было выявлено:

      Противоречие: между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития познавательной активности, творческих способностей дошкольников.

     

     Проблема: развития познавательной активности дошкольников, которая  является одной из самых актуальных на данный момент, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

     

     Гипотеза: я предполагаю, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться методы и приёмы технологии ТРИЗ.

Моя педагогическая находка заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии ТРИЗ.

В чем же заключается технология ТРИЗ ?

ТРИЗ технологии известны на протяжении долгого времени и активно используются многими педагогами. Они дают возможность детям познавать окружающий мир в творческой, активной форме. Дошкольники могут не просто получать информацию, а работать с нею, взаимодействовать, думать, фантазировать.

Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является первооткрывателем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний о мире - важнейшие черты детского поведения.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Цель педагогической находки конкретизируется в задачах:

- формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;

- обеспечить усвоение воспитанниками основных положений сельскохозяйственной науки о строении, жизнедеятельности растений, об их индивидуальном и историческом развитии;

- вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности;

- учить самостоятельно, добывать информация через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры;

- поддерживать инициативу детей, самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру;

- развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся;

- формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам, бережного отношения к природе;

- воспитывать у детей интерес к процессу познания;

- воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

В своей работе использую следующие методы и приемы ТРИЗ:

- Системный оператор - самостоятельное обследование объектов с помощью различных анализаторов;

- мозговой штурм;

- морфологический анализ (установление зависимостей объектов природного и рукотворного мира от частей суток, среды обитания, материала и др.)

- решение творческих задач

- моделирование маленькими человечками

Методы ТРИЗ принесли сразу же практический результат. Дети научились фантазировать, придумывать, исследовать, почувствовали радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Методы ТРИЗ помогают развивать логическое мышление, речь у детей, преодолевать застенчивость и робость, учат отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудную ситуацию самостоятельно находить оригинальное решение.

С целью формирования умения детей проявлять самостоятельность в процессе поиска решения поставленной задачи в ходе экспериментирования, использую следующую систему игр:

- игры на познание и классификацию объектов окружающего мира: «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего», «Часть и целое», «Рыбы-птицы-звери», «Цепочка», «Кто где живет», «Летает, плавает, бегает» и др.

- игры на развитие восприятия (работа анализаторов) «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Волшебные звуки», «Узнай на вкус»

- игры на формирование экологического самосознания «Хорошо-плохо», «один - хорошо, много - плохо», «Что будет если….», «Берегите природу», и др.

- игры на развитие навыков анализа ситуации через целенаправленное сужение поля поиска («Да-нет»).

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется мной в течение всего дня. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, создать ситуацию успеха, взаимообмена мнений.

Технология ТРИЗ, которую я использую на практике, помогает развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а с другой  - это обучение активности, стремлению к новизне; речи и творческому воображению.

Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, создание детской агролаборатории - это отличная возможность для детско-исследовательской деятельности, где у дошкольников развиваются умения наблюдать, сравнивать, выдвигать и проверять гипотезы. Таким образом, создаются необходимые условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и развитием ранней профориентации для дошкольников. С этой целью мы решили разработать годовой познавательно-исследовательский проект «Агролабратория с использованием ТРИЗ технологии». 

С 2023 года наше дошкольное учреждение реализовывает инновационную деятельность по внедрению элементов агрообразования в условиях сельского ДОУ.

 В нашем детском саду «Çăлкуç» действует детская агролаборатория. Здесь, на практических занятиях можно с малых лет выращивать растения, делать уникальные опыты, приобщаться к труду на земле. Ребята изучают структуру грунта, способы посадки растений, сами выращивают овощи, цветы, которые затем высаживаются на огороде при учреждении.

Актуальность агролаборатории в том, что современные дети мало знают о жизни людей в селе, их профессиях, значимости их труда. Стоит отметить, что дошкольники имеют бессистемные и разрозненные знания о современных профессиях взрослых. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. 

Непременным условием развития познавательной активности является обогащенная предметно-игровая среда. В моей группе создан центр для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности детей, а также развивающая среда для образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ (опорные схемы, морфо таблицы)

- Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.

  • Составила тематический план работы с детьми по экспериментальной и исследовательской деятельности

У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. С другой стороны, не все педагоги понимают значимость воспитательно - образовательной работы в этом направлении.

Проект определяет содержание, основные пути развития профориентации воспитанников, направлен на воспитание ранней профориентации воспитанников и формирования знаний о профессиях на селе. Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Проект «Агролаборатория с использованием ТРИЗ-технологии» представляет собой углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла с непосредственными практическими заданиями.

Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны. Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т.к. большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. Данный проект поможет расширить представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, хлебороб, телятница, комбайнер. 

В нашей агролаборатории каждый день кипит работа. Дети наблюдают за ростом растений, поливают, рыхлят и незаметно приобщаются к труду. Дети познают, что необходимо для роста растений, какие витамины растут у нас на окне. Все свои наблюдения, как настоящие научные сотрудники, мы с детьми фиксировали в индивидуальных тетрадях, делая при этом зарисовки. 

Ухаживая за огородом дети приобщаются к природе, умеют ценить и беречь эту красоту. Дети узнают, что у любого растения есть вершки и корешки. Зрительно наблюдают и отмечают их рост и значимость для роста растений.

Как сияют детские глаза, смотря на чудеса на зелёном окне, на сказку, которую подарили им взрослые и дети.

Участие детей в проекте "Агролаборатория" позволяет максимально обогатить их представления о работе сельских жителей на приусадебных участках, о процессе выращивания огородных культур, их полезных свойствах; развить связную речь, творческие способности детей.

Я считаю, что обучение детей решению творческих задач методами ТРИЗ позволяет им сознательно управлять своим временем и учиться проектировать и прогнозировать свои действия. Эта методика формирует широкое мировоззрение.

Практика моя и моих коллег, показала, что мотивация большинства детей на занятиях, построенных по принципам ТРИЗ-технологии, значительно выше, чем на обычных занятиях.

  Я предлагаю свой опыт работы использовать молодым воспитателям, педагогам школы,  педагогам дополнительного образования, родителям.

Таким образом, считаю, что разработанная мною система работы по организации исследовательской деятельности с использованием технологии ТРИЗ является эффективной для развития познавательной активности старших дошкольников. Надеюсь, мой опыт будет полезным для коллег, а самое главное, поможет детям войти в мир творчества и новых открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педнаходка

Открытое занятие воспитателя...

педнаходка

Создание условий для профессионального роста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого воспитателя посредством применения активных метод...

педнаходка

Создание условий для профессионального роста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого воспитателя посредством применения активных метод...

педнаходка

Создание условий для профессионального роста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого воспитателя посредством применения активных метод...

Моя педнаходка

Арт - терапия для педагогов «Необычное в обычном»(рисование пеной для бритья)...

Педнаходка "Умный куб"

Данное пособие может быть рекомендована к использованию учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности для работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраст...

Методическое пособие "Моя Педнаходка УМНЫЙ КУБ"

Методическое пособие "Умный куб" - как метод познавательной активности у детей....