Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность
статья (младшая группа)

Ольга АлександровнаРодькина

В статье рассматривается значение сенсорного развития детей раннего возраста. Представлены практические аспекты организации игровой деятельности, направленной на формирование основных сенсорных эталонов в условиях ясельной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность.

Аннотация: В статье рассматривается значение сенсорного развития детей раннего возраста. Представлены практические аспекты организации игровой деятельности, направленной на формирование основных сенсорных эталонов (величина, форма, цвет) в условиях ясельной группы. Материал содержит конкретные примеры игр и рекомендации для воспитателей.

Ключевые слова: ранний возраст, ясельная группа, сенсорное развитие, сенсорные эталоны, дидактическая игра, мелкая моторика, воспитатель ДОУ.

Ранний возраст – уникальный и фундаментальный период в развитии ребенка. Именно в 2–3 года закладывается основа всего последующего познавательного, интеллектуального и речевого развития. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, а главной задачей воспитателя – создать условия, в которых ребенок сможет успешно освоить основные сенсорные эталоны: понятия величины, формы и цвета.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Почему это так важно? Без своевременного формирования сенсорного опыта невозможен переход к более сложным, абстрактным операциям: счету, письму, логическому мышлению.

Особенности сенсорного развития детей 2–3 лет.

Малыши ясельного возраста познают мир руками. Их внимание непроизвольно и кратковременно. Поэтому все занятия должны быть:

Краткими (5-10 минут).

Эмоциональными и увлекательными.

Предметно-действенными (ребенок должен не просто смотреть, а трогать, перекладывать, вкладывать).

Проводиться в подгруппах по 3-4 человека или индивидуально.

Практические игры для развития сенсорики в группе.

Предлагаемые игры легко организовать с помощью стандартного оборудования группы или простых материалов, сделанных своими руками.

1. Развитие восприятия величины (большой – маленький).

Игра «Покорми мишку»

Цель: Учить соотносить предметы по величине.

Материалы: Два медведя (большой и маленький), две тарелки и две ложки разного размера.

Ход игры: Воспитатель обыгрывает ситуацию: пришли в гости мишки, они хотят кушать. Задача детей – подобрать каждому мишке тарелку и ложку подходящего размера. Важно проговаривать: «Этот мишка большой, ему нужна большая тарелка. А этот маленький, ему дадим маленькую тарелку».

2. Развитие восприятия формы (круг, квадрат, треугольник).

Игра «Волшебное ведерко» (с сортером)**

Цель: Учить различать и соотносить форму объемных фигур с соответствующими отверстиями.

Материалы: Пластмассовое ведерко-сортер с набором геометрических фигур.

Ход игры: Предложите ребенку «спрятать» фигурки в домике. Покажите, что круглое окошко подходит только для круглой фигурки. Если ребенок ошибся, не спешите поправлять его, дайте возможность самому обнаружить ошибку и попробовать снова.

3. Развитие восприятия цвета (основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый).

Игра «Разноцветные паутинки»

Цель: Учить группировать предметы по цвету.

Материалы: Помпоны или фишки четырех основных цветов, четыре коробочки (или мисочки) таких же цветов.

Ход игры: Рассыпьте помпоны на ковре и предложите детям «спасти» их, разобрав по домикам-коробочкам соответствующего цвета. Красные помпоны – в красную коробку, синие – в синюю.

Рекомендации для воспитателя

1. Проговаривайте все действия. Называйте цвет, форму и величину предмета, с которым взаимодействует ребенок: «Ты взял большой красный кубик круглой формы».

2. Создайте в группе богатую предметно-развивающую среду: уголок с пирамидками, матрешками, вкладышами, мозаикой, шнуровками.

3. Используйте режимные моменты. Во время одевания обсуждайте цвет одежды, ее размер (большие варежки и маленькие носочки).

4. Подключайте родителей. Проведите консультацию или мастер-класс, покажите, как простые игры дома могут значительно усилить эффект от занятий в детском саду.

Заключение

Систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию через игровую деятельность является залогом успешного интеллектуального роста детей раннего возраста. Интересные и доступные игры не только обогащают чувственный опыт малышей, но и дарят им радость открытий и уверенность в своих силах, что крайне важно для их гармоничного развития и успешной адаптации в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

«Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»

Актуальность проекта•Цветовосприятие - это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и явлениям. Именно с их восприятия начинает...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Умный малыш

Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственн...