Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность
статья (младшая группа)
В статье рассматривается значение сенсорного развития детей раннего возраста. Представлены практические аспекты организации игровой деятельности, направленной на формирование основных сенсорных эталонов в условиях ясельной группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность.
Аннотация: В статье рассматривается значение сенсорного развития детей раннего возраста. Представлены практические аспекты организации игровой деятельности, направленной на формирование основных сенсорных эталонов (величина, форма, цвет) в условиях ясельной группы. Материал содержит конкретные примеры игр и рекомендации для воспитателей.
Ключевые слова: ранний возраст, ясельная группа, сенсорное развитие, сенсорные эталоны, дидактическая игра, мелкая моторика, воспитатель ДОУ.
Ранний возраст – уникальный и фундаментальный период в развитии ребенка. Именно в 2–3 года закладывается основа всего последующего познавательного, интеллектуального и речевого развития. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, а главной задачей воспитателя – создать условия, в которых ребенок сможет успешно освоить основные сенсорные эталоны: понятия величины, формы и цвета.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Почему это так важно? Без своевременного формирования сенсорного опыта невозможен переход к более сложным, абстрактным операциям: счету, письму, логическому мышлению.
Особенности сенсорного развития детей 2–3 лет.
Малыши ясельного возраста познают мир руками. Их внимание непроизвольно и кратковременно. Поэтому все занятия должны быть:
Краткими (5-10 минут).
Эмоциональными и увлекательными.
Предметно-действенными (ребенок должен не просто смотреть, а трогать, перекладывать, вкладывать).
Проводиться в подгруппах по 3-4 человека или индивидуально.
Практические игры для развития сенсорики в группе.
Предлагаемые игры легко организовать с помощью стандартного оборудования группы или простых материалов, сделанных своими руками.
1. Развитие восприятия величины (большой – маленький).
Игра «Покорми мишку»
Цель: Учить соотносить предметы по величине.
Материалы: Два медведя (большой и маленький), две тарелки и две ложки разного размера.
Ход игры: Воспитатель обыгрывает ситуацию: пришли в гости мишки, они хотят кушать. Задача детей – подобрать каждому мишке тарелку и ложку подходящего размера. Важно проговаривать: «Этот мишка большой, ему нужна большая тарелка. А этот маленький, ему дадим маленькую тарелку».
2. Развитие восприятия формы (круг, квадрат, треугольник).
Игра «Волшебное ведерко» (с сортером)**
Цель: Учить различать и соотносить форму объемных фигур с соответствующими отверстиями.
Материалы: Пластмассовое ведерко-сортер с набором геометрических фигур.
Ход игры: Предложите ребенку «спрятать» фигурки в домике. Покажите, что круглое окошко подходит только для круглой фигурки. Если ребенок ошибся, не спешите поправлять его, дайте возможность самому обнаружить ошибку и попробовать снова.
3. Развитие восприятия цвета (основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый).
Игра «Разноцветные паутинки»
Цель: Учить группировать предметы по цвету.
Материалы: Помпоны или фишки четырех основных цветов, четыре коробочки (или мисочки) таких же цветов.
Ход игры: Рассыпьте помпоны на ковре и предложите детям «спасти» их, разобрав по домикам-коробочкам соответствующего цвета. Красные помпоны – в красную коробку, синие – в синюю.
Рекомендации для воспитателя
1. Проговаривайте все действия. Называйте цвет, форму и величину предмета, с которым взаимодействует ребенок: «Ты взял большой красный кубик круглой формы».
2. Создайте в группе богатую предметно-развивающую среду: уголок с пирамидками, матрешками, вкладышами, мозаикой, шнуровками.
3. Используйте режимные моменты. Во время одевания обсуждайте цвет одежды, ее размер (большие варежки и маленькие носочки).
4. Подключайте родителей. Проведите консультацию или мастер-класс, покажите, как простые игры дома могут значительно усилить эффект от занятий в детском саду.
Заключение
Систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию через игровую деятельность является залогом успешного интеллектуального роста детей раннего возраста. Интересные и доступные игры не только обогащают чувственный опыт малышей, но и дарят им радость открытий и уверенность в своих силах, что крайне важно для их гармоничного развития и успешной адаптации в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...
Мастер-класс "Развитие музыкального слуха у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Выступление на региональном семинаре-практикуме...

Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

Коррекция и развитие сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения посредством экспериментальной деятельности
Развитие сенсорных эталонов в эспериментальной деятельности...

«Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
Актуальность проекта•Цветовосприятие - это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и явлениям. Именно с их восприятия начинает...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Умный малыш
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Сенсорное воспитание детей раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственн...
