«Особенности обучения грамоте в подготовительной группе. Подготовка ребёнка к обучению в школе».
консультация (подготовительная группа)

Щетинина Мария Михайловна
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. От того, насколько успешно ребенок освоил основы звукового анализа, дифференциации звуков, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходиться на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать еще в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности обучения грамоте в подготовительной группе. Подготовка ребёнка к обучению в школе».

   Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка         к обучению         грамоте.      
От того, насколько успешно ребенок освоил основы звукового анализа, дифференциации звуков, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.  Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходиться на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать еще         в детском саду.            
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения         грамоте:
   
- формирование звуковой стороны речи: т.е. ребенок должен владеть правильным,         четким         произношением         звуков;
- формирование фонематических процессов, подразумевает умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- в понятие готовности к звуковому анализу и синтезу входит  умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове;
- знакомство детей с терминами: звук, слог, слово, предложение, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие,  учит детей работать со схемой слова, предложения;
- навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как  «предложение», «слово», «слог», «звук» .  

На первом этапе дети узнают, что наша речь состоит из предложений. Каждое предложение это законченная мысль. Когда мы произносим предложение, то в конце каждого из них мы понижаем голос, останавливаемся, делаем паузу. Дети учатся выделять предложения из речи, определять на слух количество предложений в тексте; работают над выделением слов из предложений, определением кол-ва слов в предложении; приходят к выводу, что предложение состоит из слов, связанных по смыслу.  Далее знакомятся со схемой предложения. Учатся «записывать» предложения, упражняются в составлении предложений из 2-3, 4 слов с определенным         словом.                      
Например: 
Составьте предложение  со словом солнце и составьте схему   предложения (Ярко светит солнце. В этом предложении 3 слова. Первое слово Ярко, пишем с заглавной буквы, второе – светит, третье- солнце.
В конце предложения         ставим         точку).  
Также дети учатся составлять предложения по опорным картинкам;         по схемам         с         заданным         количеством         слов.
СЛОВО. После того как дети хорошо усвоили структуру предложениязнакомимся с составом слова.  Дети узнают, что слово  состоит из слогов (частей); учимся делить слова на слоги. Знакомимся со способами деления слов на части. Можно слово делить хлопками, простукиванием пальцем по столу, но более точный способ – это контроль рукой за опусканием подбородка. Сколько раз подбородок коснется руки, столько слогов в слове (ПРИМЕР: мак,        Ма-ша)        и        т.д..
  Знакомимся с короткими и длинными  словами  (дом, муравей). Короткое слово состоит из одного слога, а длинное из нескольких частей-слогов. С помощью  слоговых домиков, вагончиков упражняемся в делении сов на части.
  Следующий этап
 – знакомство  с образованием слогов - состоят из звуков (слияние звуков). В образовании слогов, помогает звуковая зарядка.  (тренинг с         воспитателями)

Например: Верни слог: р,а –ра,  к,и, -ки, о, т – от
- верни звуки: му – м,у; ан – а,н; ки – к, и
- вернуть слово: к,о,т –кот, т,о,к – ток, к,и,т – кит
- вернуть звуки: сок – с,о,к, мак – м,а,к,  роза –р,о,з,а.
-Усложняем задачу – вернуть только гласные: мак-а, сом-о, роза-о, а:
- вернуть согласные :шум –ш,м, дым-д,м.

Следующий этап - знакомство со звуками. При знакомстве со звуками начинаем знакомиться с звуковым составом слова, в этом нам помогают «звуковые бусы»  «Звуковые бусы» представляют собой цепочки кругов (как бы нанизанные на ниточку бусины), каждая бусинка – это определенный звук в слове; сколько звуков в слове, столько бусинок в бусах. Работа со «звуковыми бусами» помогает детям научиться слышать каждый звук         в         слове.
Далее идет  знакомство с гласными и согласными звуками - бусины-круги приобретают         цвет: красный кружок обозначает гласный звук, синий – согласный твердый, зеленый – согласный мягкий.

Когда знакомимся  со звуками с помощью схемы (рыбки или полоски с тремя окошками) тренируемся в определении позиции звука в слове.
Например, такое задание: Где прячется звук (определить положение звука в слове: в начале, в середине или в конце слова)

Далее начинаем знакомить со звуковым анализом слова. Слова даем, которые четко слышим и не изменяется звук. Слова для звукового анализа даем по принципу от простого к сложному.

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

-Слова из двух гласных (ау, уа);

- слова из двух звуков (ум, ах, ус);

- слова из трех звуков (дым, мир);

- слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист)

- слова из одного слога со стечением согласных в начале (двор, гром);

- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов(галка, сумка);

- слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

При работе со звуковым  анализом  слова учим детей  пользоваться алгоритмом. Пример:  ЗИМА

   1.Произнеси слово и послушай его.

   2. Произнеси слово по слогам.

   3. Выдели первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

   4.Обозначь выделенный звук кружком нужного цвета.

   5. Выдели  второй звук в слове, назови и охарактеризуй его.

   6.Выдели третий звук и т.д.

   7. Прочитай по кружкам слово целиком.

   8.Ответь на вопросы: сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

Чтобы подготовка к обучению грамоте прошла успешно, нужно создать условия для интересной работы , в этом нам поможет хорошо оснащенная развивающая  предметно-пространственная  среда (РППС).

-Наглядный материал;
-Различные дидактические пособия;
-Подшивки ребусов;
-Картотеки артикуляционной , дыхательной и пальчиковой гимнастики
-Картотеки игровых упражнений;
- Дидактические игры фабричные и сделанные своими руками и т.д.

Итог. Подготовка к обучению  грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект интегрированного занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе тема « Путешествие в страну Златоустию»

Конспектинтегрированного  занятия по подготовке детей к обучению грамоте вподготовительной группетема « Путешествие в страну  Златоустию»...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Открытое занятие по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе "Ученый Кот в гостях у детей"

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Ученый кот в гостях у детей»Данное занятие было разработано с целью  закрепления имеющихся знаний у...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...